конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

фролова ирина леонидовна

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного  возраста

Тамбов: город моей души

Цель:продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания о родном городе, учить узнавать знакомые места на фотографиях, прививать любовь к малой Родине, развивать связную речь, логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного  возраста

Тамбов: город моей души

Цель: продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания о родном городе, учить узнавать знакомые места на фотографиях, прививать любовь к малой Родине, развивать связную речь, логическое мышление.

Предварительная работа. Чтение стихов о родном городе, рассматривание фотографий, буклетов, видеозапись.

Материал. Демонстрационный: фотографии старого города и современного, фотографии памятников и их графическое изображение, герб города Тамбова. Раздаточный: пчелы, улей, фон зелено-синий.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, что мы называем Родиной?

Дети: Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья.

Воспитатель: Правильно! Послушайте стихотворение о Родине.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Место, где мы родились, и есть Родина. А как наш город называется. (Тамбов).   Как называют жителей Тамбова (тамбовцы) Значит вы тоже тамбовцы. А вы знаете, сколько лет Тамбову? Нашему городу 374 года.  Ребята, а вы любите свой город? Вы еще больше полюбите его, когда узнаете о нем много интересного.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному городу..

И начнем нашу экскурсию с прошлого нашего города и перенесемся на много лет назад, когда возник наш город. В те далекие времена Русь страдала от  набегов татар. И по приказу царя Петра Первого на пути к Москве было решено построить города-крепости. Одна из таких крепостей и была построена на двух холмах, на берегу реки Цна.

Это было в глубокой древности

На холмах под разгулы ветров

Поднимались строения крепости

С немудреным названием Тамбов.

Строительство крепости начали 17 июля 1636 года в день Зосима Пчельника и строил крепость стольник Роман Бабарыкин. После завершения работ он был три года тамбовским воеводой.

Что же представлял собой город Тамбов в те далекие времена, (включение видеозаписи). Это был город-крепость, построенный из дерева. Он состоял из Кремля, острога и небольшого посада. Город окружала деревянная стена со сторожевыми башнями и водяной ров.

- Для чего, как вы думаете?

Много раз нападали на крепость враги, но разрушить ее не смогли. Постепенно около крепости возводили дома, торговые палатки. Люди занимались охотой, пчеловодством, разными ремеслами,  торговлей.

Большие изменения произошли с тех пор. От седой старины здесь ничего не осталось.  Деревянный Кремль с окружавшими его бревенчатыми стенами и острог давным  давно исчезли.

Мы продолжаем путешествие и   оказывемся на одной из самых широких и длинных улиц Тамбова – Советской. По ней проходят несколько троллейбусных и автобусных маршрутов   (Включение видеозаписи).   Вы видите, что внешний вид города Тамбова стал совершенно иным. Появились кварталы и улицы с многоэтажными домами. Город летом украшают новые сады и скверы. Сейчас мы с вами сделаем первую остановку.

-Посмотрите, что это за здание? (Универмаг)

 - Да, правильно это сейчас универмаг. А раньше это был Гостиный двор и выглядел он вот так. Внешний вид здания не изменился. Решение о постройке этого здания было принято еще при Гавриле Романовиче Державине. А построил его итальянский архитектор. Обратите внимание на здание, оно имеет 50 больших колонн.

Продолжаем путешествие  и мы видим с вами любимое место отдыха тамбовцев. (чан)

- Назовите его (Парк культуры и отдыха).

- На берегу, какой реки он расположен? (Цна).

На Советской улице к парку культуры и отдыха примыкает областная картинная галерея. Раньше это здание использовалось для воскресных чтений (показ фото). В чтениях принимали участие передовые учителя учебных заведений.

- Ребята, что находится в картинной галерее? (ответы детей). Кто из вас с родителями посещал галерею?

А сейчас с улицы советской мы свернем на улицу Державинскую  и остановимся у этого здания.

- Кто узнал его и может назвать? (областной краеведческий музей)

В музее богато представлены экспозиции, отражающие историю, культуру, экономику, природу Тамбовского края. Мы с вами были на экскурсии в музее.

- Какую экспозицию мы видели? (экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне).

Но вернемся снова на улицу Советскую. По левой стороне улицы видно довольно примечательное здание.

- Кто знает, как оно называется? (музыкальное училище имени С.В. Рахманинова.)

Правильно, это одно из старейших в стране. Вначале это училище было основано как музыкальные классы, а затем преобразованы в музыкальное училище и выглядело оно вот так (показ фото). В нем обучали игре на фортепьяно, скрипке и учили сольному пению. В училище бывал великий русский композитор С.В. Рахманинов. Музыкальное училище – центр музыкальной культуры области. Оно организует симфонические и камерные концерты.

Наше путешествие было весьма продуктивным, вы много знаете о родном городе, нам пора возвращаться в детский сад. Вы, наверное,устали, поэтому я предлагаю вам поиграть в интересную игру.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай по очертанию»

Детям раздаются графические изображения памятников, и они должны их соотнести с фотографиями (Вечный огонь, монумент «Танк», памятник З. Космодемьянской, памятник «Самолет»). Воспитатель предлагает детям рассказать о памятниках.

Монумент «Танк» сооружен в 1949 году на углу улиц Советской и Московской в честь патриотического почина колхозников Тамбовской области.  Труженики колхоза «Красный доброволец» в годы войны выступили с инициативой сбора средств на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник». Ими было собрано 40 миллионов рублей.

Боевая машина стоит на высоком постаменте, танк как бы застыл в броске перед решительной атакой.

Не в буре огня и стали,

Не в грохоте дымных атак –

На мирном застыл пьедестале

Свое отработавший танк.

Крушил он преступные козни

И ворога гнал в темноту.

Названье «Тамбовский колхозник»

Горит на его борту.

Монумент «Самолет» - символ мужества и героизма советских летчиков в годы Великой Отечественной войны – установлен 9 мая 1985 года в честь 40- летия Победы Памятник свидетельствует о большом вкладе Тамбова в подготовке летчиков, инженеров, техников и механиков.

Памятник представляет собой внушительную конструкцию. Боевой самолет взмывает резко вверх. Конечно таких самолетов во время Великой Отечественной войны не было. Для памятного знака была использована модель самолета МИГ -21, который поступил на вооружение после окончания войны.

Памятник Зое Космодемьянской воздвигнут в 1947 году в сквере, носящем ее имя. Зоя Космодемьянская родилась в селе Осиновые Гаи. С первых дней войны вместе со своими товарищами работала на строительстве оборонительных рубежей. 2 ноября 1941 года в момент выполнения боевого задания в деревне Петрищево Зою схватили немцы. Они долго били, пытали, а затем казнили ее.

В 1942 году Зое было присвоено звание – Герой советского Союза. В Тамбове есть улица, носящая имя отважной девушки. На родине Зоя создан музей и открыт памятник.

Монумент Вечной Славы возведен к 25 летию Победы в память о тех, кто отдал жизни за свободу и независимость Родины. В центре композиции четыре столбы, символизирующие 4 года войны. Внизу расположена бронзовая звезда, в центре которой зажжен Вечный огонь.

На внутренней стороне кольца три барельефа – «Однополчане», «Семья», «Родители». Их разделяют надписи о вечной славе героям.

Монумент воздвигнут по проекту тамбовских скульпторов Лебедева, Малофеева.    

У нашего города есть герб (показ).

 - Давайте рассмотрим герб. Какая у него форма? (квадрат).

- Правильно. Квадрат немного вытянут снизу и в середине. Мы можем сказать, что он имеет форму щита. Щит свидетельствует об оборонительном значении крепости.

- Что изображено на гербе (пчелы и улей на сине-зеленом фоне)

Герб  Тамбова отражает древнее занятие жителей.

 - Ребята, скажите какое? (разведение пчел или пчеловодство).

 - Что символизируют пчелы? (трудолюбие).

 - Давайте вспомним, что означает каждый цвет на гербе?

 (золотистый – справедливость, зеленый  - надежду и свободу, синий – величие и красоту).

А теперь давайте тихонько расположимся за столами и приготовимся сделать герба Тамбова.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...