Конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Данное занятие в увлекательной форме знакомит детей с основными деревьями, кустарниками и ягодами, которые произрастают в нашей, Томской области. Кроме того у детей формируются знания о том, как человек использует природу; как он может заботится о ее сохранности. Занятие является интегрированным по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon puteshestvie_v_lesnoe_carstvo.zip229.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Путешествие

 в лесное царство»

Автор: Мухаметкулова Раушания Наиловна

воспитатель МБДОУ ДС №6 «Колобок»

Пояснительная записка.

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

  1. в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
  2. в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;
  3. в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве.

С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.

В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. Для этого нами разработан комплекс занятий, которые формируют у детей экологическую грамотность.

Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. Кроме того, педагог должен помнить, что все занятия должны проходить в увлекательной, игровой форме.

Природа нашей области уникальна.  Большую часть территории Томской области занимают леса, болота, реки и озера. Тайга образована в основном хвойными породами – сосной, сибирским кедром, елью, пихтой; но есть здесь  и  лиственные деревья. Среди них доминируют береза и осина. Обильно произрастают брусника, малина, голубика, черника,  клюква.

        На территории области обитают 28 видов диких животных: лоси, олени, косули, лисы, медведи, белки и т.д.

Данное занятие в увлекательной форме знакомит детей с основными деревьями, кустарниками и ягодами, которые произрастают в нашей, Томской области. Кроме того у детей формируются знания о том, как человек использует природу; как он может заботится о ее сохранности. Занятие является интегрированным по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Занятие «Путешествие в лесное царство»

Цель:

  1. Расширять знания о многообразии природы; понимать закономерности явлений природы; разумно использовать дары леса. Довести до понимания, что лес – общий дом для растений и животных;
  2. Воспитывать любовь к родной природе; ответственное и бережное отношение к лесным богатствам. 

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости, а куда отгадайте сами:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной,

А Васю – хворостинкой.

Дети: Это лес!!!

Воспитатель: Правильно, это лес! Только в лесу могут быть и разные ягоды, и орешки, и много деревьев. Сегодня мы с вами отправимся в лес. Готовы отправиться в путь! (звучит музыка: пение птиц, шум деревьев) Пойдемте по тропинке. ( Под музыку дети отправляются в лесное путешествие, по пути встречаются различные препятствия: "с кочки на кочку", "перепрыгни через ручеек", "пройди и не задень")А кто в лесу самый главный? Кто хозяин леса?

Дети: Старичок – лесовичок!

Воспитатель: Правильно!

На лесной опушке
В маленькой избушке
Поживает старичок,
Старичок-лесовичок.

А вот и он сам! Здравствуй, Старичок – лесовичок!

Старичок – лесовичок: Здравствуйте, ребята!  Я по лесу хожу, за порядком слежу, деревьям помогаю, ягодами угощаю.  Ну, я рад, что вы пришли в гости. А знаете ли вы правила поведения в лесу? (Старичок – лесовичок показывает картинки, а дети называют правила поведения в лесу) Чего нельзя делать в лесу?

  1. Срывать незнакомые грибы и ягоды. 
  2. Топтать цветы. 
  3. Кричать, громко включать музыку.
  4. Разжигать костры. 
  5. Мусорить. 
  6. Ломать ветки.

Старичок – лесовичок: Молодцы, ребята! Знаете как себя вести в лесу, добро пожаловать в мой дом!

Воспитатель: Старичок – лесовичок! Расскажи нам о том, как тебе живется в лесу, не скучно ли тебе одному?

Старичок – лесовичок: А разве я один? Посмотрите вокруг,  сколько у меня друзей!

Воспитатель: А где же они? Мы никого не видим!

Старичок – лесовичок: Чтобы понять, кто мои друзья, вам надо отгадать загадки, и вы узнаете лесных жителей – моих друзей!

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Дети: Елка! Елочка!

Старичок – лесовичок: Верно! Молодцы! А как называются иголки елки?

Дети: Хвоя!

Старичок – лесовичок А знаете ли вы еще одно очень интересное и полезное дерево – слушайте про него загадку:

                                      И девчонки, и мальчишки

Все иметь хотели б шишки -
На орехи очень щедр
Богатырь сибирский –

Дети: КЕДР!

Старичок – лесовичок: Кедр – очень полезное для людей дерево. (Показывает кедровые шишки и орехи)  Кедровые орешки - ценный пищевой продукт, в них много полезных витаминов, которые помогают быть здоровыми,  быстрее расти и быть сильными.  Как же называются леса, в которых растут ели, кедры, и сосны? 

Дети: Хвойные.

Старичок – лесовичок: Правильно, хвойные. А почему их так называют?

Дети: Потому что у этих деревьев  вместо листьев хвоя.

Воспитатель: А ребята и о других деревьях много знают, и умеют отгадывать про них загадки. Вот, послушай:

И красива, и стройна,

Средь подруг стоит она.

Вся в кудряшках и сережках,

Это белая …

Дети: Березка! 

Воспитатель: Правильно! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай-ка». Вам нужно правильно и как можно больше подобрать слова - признаки и слова - действия к слову «береза».
Береза (какая?) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) – растет, зеленеет, красуется и т.д.

Старичок – лесовичок: А можно я еще одну загадку загадаю?

То лис крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка,

Сыплет будто из мешка?

Дети: Тополь!

Воспитатель: Посмотрите, какой у тополя сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище и свежее. (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением тополя.

Старичок – лесовичок: А можно я с ребятами поиграю? Я тут расставил иллюстрации с изображениями деревьев, а вам даю листочки. Найдите, с какого дерева эти листочки.

Проводится игра «С какой ветки эти детки?» Дети относят листья к соответствующим деревьям.

Воспитатель: Ребята! Вот как много друзей у старичка – лесовичка. Но это не все его друзья, среди его друзей есть еще и кустарники. Посмотрим, отгадаете ли вы их названия?

Сидит на палочке,

В красной рубашечке,

Брюшко сыто –

Камнями набито. 

(Ответы детей, педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением шиповника или ягоды шиповника.)

Старичок – лесовичок: Молодцы,  отгадали, а что вы знаете о калине? (Ответы детей) Ягоды у калины красные, горькие, но лекарственные. (показывает иллюстрацию или ветки с ягодами калины) А вот и следующая загадка:

Бусы красные висят, 

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Ответы детей, педагог показывает иллюстрацию.

Черный жемчуг на нитях висит,

Сквозь зеленые листья блестит.

Хорошо, когда часть лета пройдена,

И в садах поспевает …

Дети: Смородина.

Воспитатель: Верно! Ребята, а как называется варенье из малины. Какое оно? (Ответы детей: малиновое) А из смородины (смородиновое) А что можно делать из ягод? (варенье, компоты, пастилу, сок)

Старичок – лесовичок. Вот какие молодцы! Все вы знаете! Все деревья в лесу, все кустарники и ягоды, все животные и птицы – мои друзья! Каких зверей вы знаете, которые живут в наших лесах?

Дети: Лиса, медведь, заяц, белка. (Проводится игра «Выбери картинку»)

Воспитатель: Сейчас очень и многие животные готовятся к зимней спячке. Каких животных вы знаете, которые зимой спят?

Дети: Медведи, ежи, барсуки.

Воспитатель: В лесу нужно ходить тихо, чтобы не разбудить уже заснувших животных, даже на деревьях есть знаки, напоминающие о правилах поведения в природе. 
Старичок – лесовичок: А каких птиц можно встретить в нашем лесу (игра «Выбери картинку»)

Чем же они питаются, что произошло с их лакомством? (Насекомые прячутся, спят…) 
Как помочь птицам? (Подвесить кормушки). 

Воспитатель:Вот как богат лес! 

Лес – общий дом для всех животных и растений. 
Лесные богатства нужно беречь. Нужно беречь и охранять родную природу.

Список литературы

  1. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М.; Карапуз, 2001.
  2.  Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.;Линка - Пресс, 2003.
  3. ПеньковаЛ.А. Под парусом лето плывет по Земле.- М.;Линка - Пресс,2006.
  4. МаневцоваЛ. М. Листок на ладони.-СПБ.;Детство - Пресс,

МБДОУ ДС №6 «Колобок»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...