НОД "Дымковские игрушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Громилина Людмила Владимировна

Непосредстенная образовательная деятельность в рамах образовательной области"Познание",  "Художественное творчество" . Цель: продолжать знакомить с разнообразием дымковских игрушек, историей возникновения игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Дымковские игрушки"393.26 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная

образовательная деятельность

Подготовила: Громилина Л.В.

Непосредственная образовательная деятельность «Дымковская игрушка»

Образовательная область «Художественное творчество»

Цель:

- Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

Интеграция:

- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки. ( «Художественное творчество»)

- Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги)

 ( «Художественное творчество»)

-Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

 ( «Художественное творчество»)

- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

( «Художественное творчество»)

 «Познание»

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

 «Социализация»

- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;

 «Музыка»

- развитие музыкально-художественной деятельности;

 «Художественная литература»

- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству,

«Коммуникация»

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование к занятию:

краски, кисточки, баночки для воды, салфетки,  силуэты дымковских игрушек, мастер Тихон, магнитная доска,  игрушки, картинки «Дымковские игрушки», Фонограмма русской народной музыки.

 

Логика образовательной деятельности

Зал оформлен как русская горница.

Воспитатель  в народном костюме: Милости прошу, гости дорогие, себя покажите, посмотрите мою горницу, у меня здесь много необычного. Все создано с любовью народными умельцами. Может быть вам что-нибудь знакомо?

 Дети подходят к дымковским игрушкам.

 Воспитатель:Сядем мирком - да и поговорим ладком.

Изба детьми весела.

Все дети вместе – и душа на месте.

Сядем ровнее – будем здоровее.

                        Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю. (Подходит вместе с детьми к изображению  русской слободки на берегу реки).

Воспитатель: показывает изображения села.

 Посмотри сюда, дружок,

 Вьется голубой дымок,

 Дым идет из труб столбом.

 Точно в дымке все кругом,

 Голубые дали и село большое

 «Дымково» назвали.

 Там любили песни, пляски,

 В селе рождались чудо-сказки,

 Вечера зимою длинны

 И лепили там из глины

 Все игрушки не простые,

 А волшебно-расписные:

 Белоснежны, как березки.

 Кружочки, клеточки, полоски.

 Простой, казалось бы, узор

 Отвести не в силах взор.

 И пошла о дымке слава,

 Заслужив на это право.

 Говорят о ней повсюду,

 Удивительному чуду

 Мы поклонимся не раз

 О древней дымковской игрушке

 Поведем сейчас рассказ.

                   

В- ль: Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите сколько тут красивых, ярких. Нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей  красотой. А какие игрушки вам хорошо знакомы ?Как называются эти игрушки?

Дети: дымковские.

В- ль: правильно. А почему их так назвали?

Дети: потому что их сделали  в селе Дымково.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы  длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.

В- ль: почему же село это назвали Дымково?  Зимой когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке.

В- ль: да, вот там в старину и зародилась эта игрушка. Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?

Дети: делали эту игрушку из глины

В- ль: но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные?

Дети: сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали.

В- ль: посмотрите какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?

Дети: круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

В- ль: какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?

Дети: малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

В- ль: а как одним словом  можно сказать про цвета, краски?

Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.

В- ль: Какие игрушки вы знаете?  Расскажем стихи про дымковские игрушки.

Дети читают стихи  про дымковские игрушки.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

 

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

 

 

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т.А. Маврина)

 

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

В- ль: мне очень понравилось как вы рассказали о дымковских  игрушках и я вас приглашаю отправиться в село Дымково и стать мастерами, которые умеют делать забавные игрушки и украшать их яркими узорами. Село стоит на берегу реки, на чем же можно отправиться туда?

Дети: на лодке(имитация движений), переплыть(имитация)

В- ль: вот мы и приплыли в село Дымково.

Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

Подходят к дому стучат. Выходит дед Тихон.

Дед Тихон: Здравствуйте гости дорогие, зачем пожаловали? Кто такие?

(дети рассказывают )

Воспитатель: Мы приехали в село, чтобы получше познакомиться с народным промыслом дымковская игрушка. А ты что дедушка такой грустный.

Дед Тихон: Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а я из-за болезни  смог расписать только одну игрушку.  Очень  опечален по этому поводу. Мне  очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

Воспитатель: Ну, ты дедушка не печалься ты пока посиди, и послушай «Игрушкины частушки».

Исполняются частушки.

 «Игрушкины частушки» П. Синявского

Наши руки крендельком,

Щеки, словно яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Дымковские барыни

всех на свете краше.

С лентами да бантами

Мы гуляем парами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся.

Мы и вам понравимся!

 Дед Тихон: Ох молодцы, развеселили вы меня.

Как певали вы частушки,

Ну и удаль, ну и стать,

 Молодым бы снова стать.

Ну а как же мне повеселить вас?

Воспитатель: А ты с нами дедушка поиграй.

Дед Тихон: Это можно. Знаю я одну русскую народную игру. Только нужно быть очень шустрыми.

 Проводится русская народная игра «Петух».

Бойкий Петя-петушок

Поднимает гребешок,

Громко-громко кричит,

Деткам спать не велит

Петушок, не кричи,

Лучше нас ты догони!  

Дед Тихон: ну ребятки молодцы наигрался от души только вот делу время –потехе час. Поможете мне раскрасить игрушки мои?

(дети соглашаются).

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, инд.раб.)

 Готовые работы выкладывают на общий стол ,дети их рассматривают.

Воспитатель: Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно.

Дед Тихон: Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера!

Благодарит и уходит.

Воспитатель: Были мы с вами сегодня не просто ребятами, а дымковскими мастерами, украшали игрушки. Вы все очень постарались, поэтому игрушки получились яркие, нарядные, красивые.

Давайте  еще раз с вами полюбуемся на наши игрушки.  Все вы молодцы! А теперь пора возвращаться домой. Дети в колонне по одному уходят в группу.

Логика образовательной деятельности.

1.Организационный игровой момент.

Цель: средствами театрализованного представления вызвать интерес к деятельности.

2. Беседа о происхождении «Дымковской игрушки».

Цель: закрепить знания  где зарождалась народная игрушка из глины.

3. Чтение стихотворений «Дымковские игрушки».

Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства средствами художественной литературы.

4. Физкультурная пауза «Путешествие в село Дымково»

Цель: Способствовать двигательной активности детей игровыми упражнениями.

5. «Игрушкины частушки». Исполнение детьми частушек о дымковских игрушках.

Цель: накопление музыкального опыта в части исполнительского искусства.

6. «Русская народная игра «Петя-Петушок».

Цель: развития современной игровой культуры, продолжать знакомить с русскими народными играми.

7. Продуктивная деятельность. Разукрашивание  дымковских игрушек.

Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Формировать умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...