Главные вкладки

    занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Зачем зайцам нужны волки"
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Кульчицкая Марина Юрьевна

    занятие-игра для детей старшего дошкольного возраста по программе Васильевой "Зачем зайцам нужны волки"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие-игра  «Для чего зайцам нужны волки?»

    Цели и задачи.

    Закрепить и пополнить знания о диких животных нашей полосы.

    Учить находить необходимые знания в книгах.

    Развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового.

    Объяснить, что в природе все взаимосвязано, в нет «вредных» или «лишних» животных, птиц, насекомых.

    Методы и методические приемы:

    Беседа с детьми.

    Вопросы к детям.

    Введение сказочного персонажа Старика-лесовика.

    Рассказ воспитателя.

    Отгадывание загадок.

    Динамическая пауза посредством подвижной игры « Зайцы и волк».

    Материалы и оборудование.

    Костюм Старика-лесовика.

    Лесная «Книга жалоб».

    Иллюстрации волка и зайца.

    Шапочки диких животных.

    Колокольчик для подвижной игры «Зайцы и волк».

    Книга с рассказами о животных.

    Ход занятия.

    Воспитатель в костюме старика-лесовика выходит к детям.

    Воспитатель:

    Я – старик-лесовик,

    И в своем лесу привык

    Быть хозяином радивым,

    Мудрым, добрым, справедливым.

    В своем лесу я завел «Книгу жалоб», в которой все звери имеют право написать, что же их беспокоит. (открывает книгу).

    Так… вот последняя запись:

    «Я жалуюсь на своего врага. Он не дает мне житья. Я все время боюсь, дрожу. Нельзя ли его выгнать из леса? Вот его описание:

    Серый, зубастый, по полям рыщет,

    Телят, ягнят ищет».

    Подпись:

    «Быстрый ,но не волк,

    Прыгаю, но не лягушка,

    Пушистый, но не рукавичка,

    Белый, но не снег…»

    Ребята, кто же написал жалобу?

    Дети: Это заяц.

    Лесовик: а на кого  он жалуется?

    Дети: он жалуется на волка.

    Лесовик: да, видно, придется серьезно разбираться. Вы поможете мне в этом?

    Дети: да, поможем.

    Лесовик: устроим суд над волком. Прежде чем выгнать его из леса, нужно установить его вину. Я буду судьей, а еще мне понадобятся защитник и свидетели.

    (надевает на одного из детей  шапочку защитника, остальным  - шапочки зверей).

    Садитесь на пенечки. (дети садятся на стульчики)

    Лесовик: итак, в зал приглашается Заяц.

    (Ребенок в шапочке зайца выходит вперед. На мольберт выставляется иллюстрация зайца).

    Лесовик: (обращается к одному из детей) Свидетель, помогите установить личность потерпевшего. Опишите его внешний вид, окраску, его привычки, характер. Остальные будут вам помогать.

    Ребенок: это заяц, у него длинные уши, он летом серый, а зимой белый. Он любит морковку, капусту, ест траву, зимой — сено, кору деревьев

     Днем лежит под кустом, ночью добывает себе пищу.

    Он пугливый, быстро бегает, прыгает. Задние лапы у него длиннее передних.

    Лесовик: а где его дом?

    Ребенок: у него нет своего дома, он спит под кустом.

    Лесовик: кто семья зайца?

    Ребенок: зайчиха и зайчата.

    Лесовик: а кого боится заяц?

    Ребенок: он боится волка, лисы, медведя.

    Лесовик: в зал заседаний приглашается ответчик – Волк.

    (Ребенок в шапочке волка выходит вперед. На мольберт выставляется иллюстрация волка)

    Лесовик: установим личность ответчика. Свидетель, расскажите нам о Волке. Остальные звери вам помогут.

    Ребенок:

    Волк большой, серого цвета, с большими зубами. Он похож на собаку. Волк охотится на  зайцев.

    Лесовик: кто семья волка?

    Ребенок: волчица и волчата.

    Лесовик: Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь. Волки едят не только зайцев. Нападают они на более крупную добычу, на кабанов, лосей, оленей. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам. Вот еще что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок или на живот и скатываются. Волки очень выносливы. Могут долго гнаться за добычей.

    А где живет волк?

    Ребенок: волк живет в лесу, в норе.

    Лесовик: Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму.

    Проведем следственный эксперимент. Давайте посмотрим, как же в самом деле волк охотится на зайцев. Сейчас я превращу вас в зайцев. У меня есть волшебный колокольчик.

    Колокольчик, позвони, (звенит)

    Детей в зайцев  преврати!

    Подвижная игра «Зайцы и волк»

    Воспитатель:

    Зайцы скок-скок-скок!

    На зеленый на лужок.

    Травку щиплют, кушают

    И тихонько слушают,

    Не идет ли волк…

    Волк:

    «Я лохматый серый волк,

     Я в зайчишках знаю толк.

     Все они прыг да скок,

     Попадут мне на зубок».

     «Волк» ловит «зайцев», они разбегаются.

    Воспитатель:

    Колокольчик, позвени, (звенит)

    Опять всех в деток преврати!

    (дети садятся на стульчики)

    Лесовик: да, многих зайцев поймал наш волк. А почему он не поймал остальных?

    Дети: они оказались ловкими, проворными.

    Лесовик: да, волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса».

    Давайте послушаем защитника. (обращаясь к ребенку в шапочке защитника). Что вы сможете сказать в оправдание волка? Нужно ли его навсегда изгнать из леса? Ведь зайцы тоже приносят вред, когда обгладывают кору деревьев в лесу.

    (Ребенок в шапочке защитника выходит вперед).

    Ребенок: тогда разведется очень много зайцев, они уничтожат все деревья. Будет много больных и слабых зайцев. Ведь волк в первую очередь догоняет слабых животных.

    Лесовик: да, именно поэтому волков называют санитарами леса. В лесу нужны и зайцы, и волки. Зайцы питаются травой. Как называют таких животных?

    Дети: это травоядные.

    Лесовик: волк питается зайцами и более крупными животными: кабанами, лосями, оленями. Он ведь не виноват в том, что ему нужно питаться мясом. Как называют таких животных?

    Дети: это хищники.

    Лесовик: как судья, я оглашаю свое решение: в лесу должны жить и волки, и зайцы. Пусть все остается по-прежнему. Большое спасибо вам, ребята, что помогли мне разобраться в такой сложном деле.

    На прощание я хочу вам подарить книгу о животных, которые живут в лесу, чтобы вы могли больше узнать о жизни лесных обитателей.

    (вручает детям книгу с рассказами о животных)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»

    Конспект занятия по экологиидля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Перелетные птицы»Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; ...

    Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

    Конспект занятия по экологии для дошкольников....

    Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста «Знакомство детей с водой и её свойствами»

    Сформировать у  детей представление о воде, её свойствах (прозрачность,  текучесть),  познакомить с  тремя состояниями воды  (жидкость, пар, лёд.)...

    Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Муравьи и муравейники"

    Цель: закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений и животных, познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе...

    Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста"Дикие животные"

    Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами -- этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни....