занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Зачем зайцам нужны волки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
занятие-игра для детей старшего дошкольного возраста по программе Васильевой "Зачем зайцам нужны волки"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?»
Цели и задачи.
Закрепить и пополнить знания о диких животных нашей полосы.
Учить находить необходимые знания в книгах.
Развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового.
Объяснить, что в природе все взаимосвязано, в нет «вредных» или «лишних» животных, птиц, насекомых.
Методы и методические приемы:
Беседа с детьми.
Вопросы к детям.
Введение сказочного персонажа Старика-лесовика.
Рассказ воспитателя.
Отгадывание загадок.
Динамическая пауза посредством подвижной игры « Зайцы и волк».
Материалы и оборудование.
Костюм Старика-лесовика.
Лесная «Книга жалоб».
Иллюстрации волка и зайца.
Шапочки диких животных.
Колокольчик для подвижной игры «Зайцы и волк».
Книга с рассказами о животных.
Ход занятия.
Воспитатель в костюме старика-лесовика выходит к детям.
Воспитатель:
Я – старик-лесовик,
И в своем лесу привык
Быть хозяином радивым,
Мудрым, добрым, справедливым.
В своем лесу я завел «Книгу жалоб», в которой все звери имеют право написать, что же их беспокоит. (открывает книгу).
Так… вот последняя запись:
«Я жалуюсь на своего врага. Он не дает мне житья. Я все время боюсь, дрожу. Нельзя ли его выгнать из леса? Вот его описание:
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет».
Подпись:
«Быстрый ,но не волк,
Прыгаю, но не лягушка,
Пушистый, но не рукавичка,
Белый, но не снег…»
Ребята, кто же написал жалобу?
Дети: Это заяц.
Лесовик: а на кого он жалуется?
Дети: он жалуется на волка.
Лесовик: да, видно, придется серьезно разбираться. Вы поможете мне в этом?
Дети: да, поможем.
Лесовик: устроим суд над волком. Прежде чем выгнать его из леса, нужно установить его вину. Я буду судьей, а еще мне понадобятся защитник и свидетели.
(надевает на одного из детей шапочку защитника, остальным - шапочки зверей).
Садитесь на пенечки. (дети садятся на стульчики)
Лесовик: итак, в зал приглашается Заяц.
(Ребенок в шапочке зайца выходит вперед. На мольберт выставляется иллюстрация зайца).
Лесовик: (обращается к одному из детей) Свидетель, помогите установить личность потерпевшего. Опишите его внешний вид, окраску, его привычки, характер. Остальные будут вам помогать.
Ребенок: это заяц, у него длинные уши, он летом серый, а зимой белый. Он любит морковку, капусту, ест траву, зимой — сено, кору деревьев
Днем лежит под кустом, ночью добывает себе пищу.
Он пугливый, быстро бегает, прыгает. Задние лапы у него длиннее передних.
Лесовик: а где его дом?
Ребенок: у него нет своего дома, он спит под кустом.
Лесовик: кто семья зайца?
Ребенок: зайчиха и зайчата.
Лесовик: а кого боится заяц?
Ребенок: он боится волка, лисы, медведя.
Лесовик: в зал заседаний приглашается ответчик – Волк.
(Ребенок в шапочке волка выходит вперед. На мольберт выставляется иллюстрация волка)
Лесовик: установим личность ответчика. Свидетель, расскажите нам о Волке. Остальные звери вам помогут.
Ребенок:
Волк большой, серого цвета, с большими зубами. Он похож на собаку. Волк охотится на зайцев.
Лесовик: кто семья волка?
Ребенок: волчица и волчата.
Лесовик: Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь. Волки едят не только зайцев. Нападают они на более крупную добычу, на кабанов, лосей, оленей. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам. Вот еще что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок или на живот и скатываются. Волки очень выносливы. Могут долго гнаться за добычей.
А где живет волк?
Ребенок: волк живет в лесу, в норе.
Лесовик: Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму.
Проведем следственный эксперимент. Давайте посмотрим, как же в самом деле волк охотится на зайцев. Сейчас я превращу вас в зайцев. У меня есть волшебный колокольчик.
Колокольчик, позвони, (звенит)
Детей в зайцев преврати!
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Воспитатель:
Зайцы скок-скок-скок!
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают
И тихонько слушают,
Не идет ли волк…
Волк:
«Я лохматый серый волк,
Я в зайчишках знаю толк.
Все они прыг да скок,
Попадут мне на зубок».
«Волк» ловит «зайцев», они разбегаются.
Воспитатель:
Колокольчик, позвени, (звенит)
Опять всех в деток преврати!
(дети садятся на стульчики)
Лесовик: да, многих зайцев поймал наш волк. А почему он не поймал остальных?
Дети: они оказались ловкими, проворными.
Лесовик: да, волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса».
Давайте послушаем защитника. (обращаясь к ребенку в шапочке защитника). Что вы сможете сказать в оправдание волка? Нужно ли его навсегда изгнать из леса? Ведь зайцы тоже приносят вред, когда обгладывают кору деревьев в лесу.
(Ребенок в шапочке защитника выходит вперед).
Ребенок: тогда разведется очень много зайцев, они уничтожат все деревья. Будет много больных и слабых зайцев. Ведь волк в первую очередь догоняет слабых животных.
Лесовик: да, именно поэтому волков называют санитарами леса. В лесу нужны и зайцы, и волки. Зайцы питаются травой. Как называют таких животных?
Дети: это травоядные.
Лесовик: волк питается зайцами и более крупными животными: кабанами, лосями, оленями. Он ведь не виноват в том, что ему нужно питаться мясом. Как называют таких животных?
Дети: это хищники.
Лесовик: как судья, я оглашаю свое решение: в лесу должны жить и волки, и зайцы. Пусть все остается по-прежнему. Большое спасибо вам, ребята, что помогли мне разобраться в такой сложном деле.
На прощание я хочу вам подарить книгу о животных, которые живут в лесу, чтобы вы могли больше узнать о жизни лесных обитателей.
(вручает детям книгу с рассказами о животных)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»
Конспект занятия по экологиидля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Перелетные птицы»Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; ...
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"
Для воспитателей ДОУ...
Занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Муравьи и муравейники"
Цель: закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений и животных, познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе...
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста"Дикие животные"
Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами -- этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни....

Игровое занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста " Путешествие в мир природы"
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников, бережного отношения детей к миру природы....

Интегрированное занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста
mdash; закрепить знания детей о природе леса;— углублять знания детей о поведении в лесу, экологической обстановке леса;— знакомство с художественными произведениями;— воспитывать д...

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лягушки-путешественницы»
Программное содержание:Образовательные:- расширять и закреплять представления дошкольников о жизни лягушек в природе, особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, появления новых лягушек;- об...
