Конспект музыкально – художественной деятельности «Чудеса в осеннем лесу» для детей подготовительной группы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Фитё Елена Владимировна

Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, творческих  способностей, самостоятельности старших  дошкольников  в организации театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_konspekty_nod.docx29.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкально – художественной деятельности

 «Чудеса в осеннем лесу» для детей подготовительной группы

Описание материала: Предлагаю вам материал музыкально – художественной деятельности для детей подготовительной группы (6-7лет) по теме «Развитие познавательной активности посредством театрализованной деятельности». Это конспект познавательной деятельности, направленный на развитие интереса к театрализованной деятельности, умения находить нужные выразительные средства (жесты, мимику, эмоции, тембр голоса) для создания образа героев сказки, знакомство с разными видами кукол (платковые, ростовые, штоковые, варежковые).

Актуальность темы.
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.   При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания  и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания. Вот поэтому я, занимаясь с детьми театральной деятельностью,  знакомлю их  с разными  видами театра, разными видами кукол. Детям очень интересно водить куклу, будь это ростовая кукла или кукла би-ба-бо. Особенно нравится озвучивать своих героев, придумывать им тексты, а порой и целые диалоги. В показанной музыкально – художественной деятельности я стремилась показать как с помощью театральных постановок можно развивать звуковысотный слух, интонационную речь . Как это происходит? Сначала выбираются понравившиеся куклы, а затем сочиняется новая  сказка или берётся авторская, иногда переделывается на новый лад (как это сейчас модно), конечно же, совместно с детьми. Затем сами ребята придумывают характер своему герою, и то, как он будет говорить, с какой интонацией, каким тембром. Принимаются любые вариации. Я ищу возможность воплотить в реальность все пожелания и предложения детей. И вот так в процессе бесед, предложений, споров, обсуждений мы приходим к единому мнению,  и герой приобретает свою индивидуальность.

Приходит на ум одна из древних китайских  пословиц: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, творческих  способностей, самостоятельности старших  дошкольников  в организации театрализованной деятельности.

Задачи:

· Закрепить у детей основы кукловождения  в разных видах  кукольных театров (театр платковых, ростовых, варежковых, штоковых кукол);

· Развивать умения находить нужные выразительные средства (жесты, мимику, эмоции, тембр голоса) для создания образа героев сказки;

· Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

· Формировать  умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности по развитию звуковысотного слуха ребёнка;

· Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности, предоставлять возможность экспериментировать с кубиком «Эмоции» при создании образа;

· Воспитывать навыки театральной культуры, артистические качества, творческий потенциал детей, прививать любовь к театру.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация».

Материалы: Кубики разного цвета, с наклейками названия звуков (В-высокие, С- средние, Н – низкие); картинки с героями сказки (заяц, медведь, лиса, ёж, ворона, девочка) с наклеенным двойным скотчем; бумажные кубики «Эмоций», на которых изображены разные эмоции.

Ход МХД

Дети входят в зал.

1. Музыкальное приветствие: игра «Здравствуйте».

- Ребята, давайте поздороваемся со всеми присутствующими и друг с другом.

Все становятся, поочерёдно дают левую руку рядом стоящему, называя имя, здороваются. В конце поднимают все руки и вместе произносят «Здравствуйте все, добрый день!»

- Ребята, сегодня мы с вами покажем для наших гостей творческую сказку «Под дождём» (по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибком») Знаете такую сказку? (Ответы детей).  Но сначала   ответьте на мой вопрос: что делают артисты,  актеры, прежде чем выступить на сцене? Показать спектакль?  (Ответы детей).

- Правильно, репетируют, вот этим мы сейчас с вами и займёмся.  Так как работать мы будем с куклами для каждого из вас важно знать, что для каждого актёра-кукловода важно развитие рук и пальцев.  Давайте сейчас с вами разомнём немножко наши ручки.

2. Упражнение «Листопад»  (для развития мышц  рук).

Ветер по лесу летал                               Качают руками вверху вправо – влево.

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,                Считают листики, загибая пальчики.

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзы золотой.

Вот последний лист осинки                  Выполняют движения кистями рук.

Ветер бросил на тропинку.

Вот рябинка у тропинки,                       Потряхивают кистью рук.

Кисти алые горят,

А девчонки и мальчишки

Их сорвать скорей спешат.                   Имитируют сбор ягод.

Много брать мы их не будем              Грозят пальцем.

Мы про птичек не забудем.                 Имитируют руками взмахи крыльями.

Зимой в гости прилетят,

Их ждёт гостинец от ребят.                   Поглаживают грудь.

3. Упражнение «Лесные музыканты» (для развития  голоса, тембрового слуха).

- Молодцы, немного размялись, но для настоящего артиста-кукловода не менее важна техника речи и развитие голоса. Сейчас мы этим и займёмся. Повторяйте за мной песенки зверей.

Расшумелись в лесу Зайки:

Взяли в лапки балалайки.

Балалайки трещат,

Зайки весело пищат.

Поют в высоком  регистре  сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках  слог «ПИ» (нота «Ля» 1 октавы).

Им прокаркала Ворона:

Эй, возьмите на пол тона

Вы пониже для меня.

Хочу песню спеть и я.

Поют в низком  регистре  сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках  слог «МИ» (нота «Ми» 1 октавы).

Ей Лисичка говорит:

«Умоляю,  помолчи

Со своим фальшивым «МИ».

Зайки, ну-ка заиграйте,

Я сейчас спою для вас».

Поют в среднем регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках  слог «ЛЯ» (нота «Соль» 1 октавы).

«Эй, кума, остановись,

Подожди не торопись!»

Лисе Мишка  прорычал...

«Будет так, как я сказал!»

Поют в низком  регистре  сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках  слог «ПА» (нота «До» 1 октавы).

А Ворона осерчала.

Песню петь она не стала.

Лишь сказала:»Кар-кар-кар»

Просто форрррменный кошмарррр!

4. Игровая мотивация «Узнай чей голосок?» (на развитие звуковысотного слуха).

- А теперь, ребята, скажите, какие вы знаете звуки по высоте? (Ответы детей: высокие, средние, низкие).

- Вот у меня здесь карточки с изображением героев нашей сказки: Девочка, Заяц, Медведь, Лиса, Ёжик, Ворона.

-  Как вы думаете, голосам каких героев соответствуют высокие звуки? (Вариант: ёжик, заяц). Ответы детей.

- А голосам каких героев соответствуют средние звуки? (Вариант: лиса, девочка). Ответы детей.

- Голосам каких героев соответствуют низкие звуки? (Вариант: медведь, ворона). Ответы детей.

5. Модель  «Дом звуков»  (продуктивная деятельность).

– А теперь я закреплю карточки на кубики,  и мы с вами построим дом для наших звуков, правильно располагая этажи: низкие звуки – нижний этаж, т.д.  Дети выполняют задание.

- Посмотрите, какой у нас получился замечательный дом!  И живут в нём герои нашей сказки, каждый на своём этаже.

- Вот теперь, озвучивая свою куклу в сказке, не забудьте, каким голосом вы будете говорить.

А ещё обратите внимание на эмоциональный образ своего персонажа, на его настроение.  

6. Тренинг. «Эмоциональный образ».

- Я принесла вам волшебные кубики – кубики «Эмоций», на каждой его стороне изображена разная эмоция. Посмотрите и назовите мне эти эмоции. (Дети рассматривают кубик и называют виды эмоций).

- Наши гости  ещё не видели сказки и не знают героев. А вы уже очень хорошо изучили их. Скажите, настроение ваших героев будет  одинаковым  на протяжении всей сказки или оно будет меняться? (Ответы детей).

- Внимательно посмотрите на кубик и найдите ту эмоцию,  которая подходит к настроению вашего персонажа в начале сказки, объясните свой ответ. Дети выстраивают кубики  перед зрителями.

А теперь покажите эмоцию вашего героя в конце сказки. Ответы детей.

- Ну что же, теперь, когда отрепетировали, с озвучиванием и настроением персонажей  определились, можно показать нашу сказку. (Дети уходят за кулисы).

- А пока артисты готовятся, мне бы хотелось вам прочесть стихотворение.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый  принц ведет принцессу

Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –

Покидать нам сказку жалко,

Как  уютный милый  дом.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить.

- Итак, декорации на сцене, артисты готовы.

Занавес открывается, сказка начинается …  

Творческая сказка «Под дождём» (по мотивам авторской сказки В. Сутеева «Под грибком»).

Действующие лица: Воспитатель – автор.

                                     Дети-кукловоды: Заяц, Лиса, Медведь (ростовые куклы);

                                                                   Ворона (варежковая кукла);

                                                                   Ёжик (штоковая кукла):

                                                                   Катя, Осень, Подружка (платковые куклы).

Автор: В лес осенний мы попали,

За природой наблюдали.

Что узнали мы, расскажем.

Что увидели, покажем.

Скачет Зайчик.

Заяц: Холодеет с каждым днём,

Очень зябко под дождём.

Весь дрожу я, весь промок,

Как осиновый листок.

Мне бы домик, да посуше, -

Там согрел бы лапки, уши. Апчхи!

 

Выходит девочка и раскрывает зонтик.

Автор: Тут раскрылся очень кстати

Зонт в руках у нашей Кати.

Катя: Залезай под зонт, малыш,

Согреешь лапки – убежишь!

Вбегает Лиса.

Лиса: Зонтик ваш такой чудесный,

Нам втроём не будет тесно!

Катя: К нам, лисичка, поспеши,

Хвост пушистый подсуши.

Выходит Медведь.

Медведь: Добрый день вам!

Все: Здравствуй, мишка.

Медведь: Угощаю всех вас шишкой.

Все: Спасибо!

Медведь: Можно мне под зонтик влезть?

Нос и уши обогреть?

Лиса: Ой-ой-ой!

Очень уж велик твой рост!

Ты помнёшь мой пышный хвост!

Катя: Хватит места под зонтом,

Нам не тесно вчетвером!

Летит Ворона.

Автор: Тут из леса вдруг летит

Крикунья хрипловатая,

Окраска сероватая,

Повадка вороватая,

На весь лес она кричит:

Ворона: Я под дождиком летала,

Всюду зёрнышки искала.

Крылья, хвост отяжелели,

Я летаю еле-еле…

Я известная персона,

А зовут меня ворона. Карр! Карр! Карр!

Катя: К нам, Ворона, ты лети!

Хватит места всем пяти.

Выходит Ёжик.

Ёжик:  Я самый сильный ёж в лесу, 

Любую тяжесть донесу! 

Я даже взрослому ежу 

Пример  коль надо покажу! 

Протоптал немало стёжек

По лесам колючий ёжик.

Я  трудился не напрасно-

Делал на зиму запасы.

Дождь застал меня в пути,

Надо крышу мне найти.

Катя: И ежу под зонтом

Место мы всегда найдём!

Катя выглядывает из-под зонтика.

Катя: Вот дождик перестал!

Закрывает зонт.

Заяц: Ну, тогда я поскакал!

Убегает.

Лиса: До свиданья, мне пора,

Там в лесу моя нора!

Убегает.

Медведь: Ну и мне пора в дорогу,

Спать пойду в свою берлогу.

Уходит.

Ворона: Полечу тогда и я,

До свидания, друзья!

Карр-карр!

Ёжик: Побежал тогда и я,

Ждёт меня моя семья.

Катя: (машет всем рукой) До свидания, зверята!

Вышло солнышко опять –

Можно всем идти гулять.

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора

Осень: Ты  обо мне, а вот и я!

Привет осенний принесла.

Не виделись мы целый год,

За летом следом мой черёд.

За то, что помогла зверятам,

Тебя не знаю, как благодарить.

Я столько совершу чудес,

Пойду, озолочу весь лес.

Дам бусы красные рябинкам,

Берёзкам – жёлтые косынки.

Ковёр на землю постелю,

Ежову норку утеплю.

А ещё я предлагаю

Всем сейчас потанцевать.

Пусть музыка звучит сейчас,

Я приглашаю вас на вальс!

Катя: Эй, подружка, выходи  вместе с нами попляши.

Автор: Не услышала подружка,

Но ведь это не беда.

Осень и девчушка  Катя

Стали вместе её звать.

Катя, Осень: Эй, подружка, выходи  вместе с нами попляши.

Выходит Девочка. Танец  кукол «Вальс».

Автор: Хорошо, когда дружны

Медведи и ежи.

Дружат звери, дружат птицы,

Волки, зайцы и лисицы.

Им всем в лесу совсем не тесно,

А вот вместе -  интересно!

Пусть будет Мир среди зверей,

И жить всем будет веселей!

Выходят все герои, поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-физкультурного досуга «Если хочешь быть военным» Для детей подготовительных групп /совместно с родителями/

Музыкально-физкультурный досуг «Если хочешь быть военным»  Для детей подготовительных групп /совместно с родителями/...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по теме «Осеннее настроение» для детей подготовительной группы

Предлагаю свой материал для проведения по ОД,в нетрадиционной технике рисования,для подготовительной группы.Можно использовать для кружковой деятельности....

Конспект открытого занятия Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Звери и птицы в зимнем лесу. Для детей подготовительной группы.

На занятии используется презентация, которая знакомит детей с обитателями зимнего леса, их внешнем облике, приспособленности к сезонным изменениям. дети овладевают композиционными навыками и навыками ...

Конспект НОД по экологии «Кто главный в лесу?» для детей подготовительной группы.

Конспект НОД по экологии «Кто главный в лесу?»для детей подготовительной группы....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Прогулка в осеннем лесу» для детей средней группы

Тематическое занятие направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, музыкального слуха, голоса, чувства метроритма, развитие творческой способности...