Лекарственные растения РСО-Алания
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гадзиева Лариса Руслановна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya_rso-alaniya.rar22.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ                                                                                                                                                                                 занятия по познавательно – речевому                                                                                                                развитию в подготовительной группе .

Тема : «Лекарственные растения республики  Северная Осетия – Алания».

Цели образовательные :                                                                                           1.Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных травах, растущих на территории Северной Осетии ; о правилах их сбора, хранения и применения.                                                                                                                                              2.Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности и творческое воображение в практической деятельности ; формировать знания о строении и характерных особенностях растений .               3.Закреплять знания детей о растениях , как о представителях флоры Земли , их красоте , пользе.                                                                                                                                 Воспитательные :                                                                                                                                     - воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;                                                        - воспитывать у детей любознательность ,интерес к изучению природы родного края .                                                                                                                                                                                 Развивающие :                                                                                                                                                 - развивать навыки творческого рассказывания ; правильно сочетать существительные с прилагательными и числительным в роде , числе и падеже.

Словарная работа : фитотерапия, ущелье, предгорье, ландшафт , экологи .

Предварительная работа : беседы, рассказывание, чтение познавательной литературы, экскурсии, просмотр видеофильмов о природе, растениях Северной Осетии, праздники, развлечения, дидактические игры, подвижные игры, тематические занятия, исследовательская деятельность .

Материал : иллюстрации с изображением лекарственных растений ,мешочки с засушенными растениями, изображения лекарственных трав( 2/2 см.), 12 красных и 12 зеленых изображений яблок, лупы, шапочки, пинцеты , нарукавники, трава- крапива на каждого ребенка, гербарии « Растения нашего края », открытки, слайды, вырезки из газет и журналов .

Ход занятий :

Дети под осетинскую мелодию входят в зал , здороваются с гостями :                                 - Здравствуйте ! Уае бонтае хорз ! аенаениз уыт !                                                                            - Уважаемые гости ! Я –Лариса Руслановна и дети подготовительной группы рады видеть Вас в нашем детском саду . Думаем , Вам у нас понравится .

Воспитатель:  Ребята, скажите пожалуйста ,в какой республике мы живём ?             Дети : В Республике Северная Осетия – Алания, город Алагир .                                         Воспитатель: Правильно . А что вы еще можете сказать про нашу республику? Дети : Это наш родной край, наша Родина ! Здесь мы учились говорить ,       ходить , уважать старших, дружить …                                                                                                               Воспитатель : Ребята , и нам наверное очень повезло , что мы живем в Северной Осетии , потому что это один из самых замечательных уголков Земли с неповторимой природой и добрыми людьми . Вот и сегодня у нас на занятии гости – самые добрые люди. Они приехали к нам из разных городов Северной Осетии .А как они называются ?                                                                    

Дети : Владикавказ, Беслан, Ардон, Дигора , Моздок.                                                         Воспитатель : Молодцы !  О природе Северной Осетии с большой любовью писал великий осетинский поэт и художник Коста Леванович Хетагуров :

Мир сказок, мир теней, прохлады                                                                                 Волшебных грёз…. Везде, кругом                                                                                     Густым увенчаны шатром,                                                                                                  Стоят столетние громады …

Правда , красиво ?                                                                                                                        Ребята я вам предлагаю отправиться в путешествие удивительное , необычное. Хотите?                                                                                                                        Дети : Да!                                                                                                                                                         Воспитатель: Тогда закройте глаза и представьте, что мы с вами в волшебном лесу .

(звучит«Мелодия леса»)                                                                                                                Аутотренинг :

Ярко светит солнышко…..                                                                                                               Дует легкий ветерок ….                                                                                                           Мы вдыхаем его чистый свежий воздух…                                                                   (Вдыхаем носом ,выдыхаем ртом)                                                                                Колышутся травы .                                                                                                                   Мы чувствуем из ароматный запах…                                                                                        Над нами гордо кружат птицы .                                                                                                                                                                              Нам хорошо и приятно .                                                                                                             Мы хотим жить в мире с природой .

- На 1, 2 ,3 – открываем глаза… Ну вот мы и очутились на лесной поляне. Ой, ребята на нашей поляне и мини – лаборатория есть .!! Ребята вы чувствуете прилив бодрости ?   - Готовы идти дальше ?                                                                                      Дети : Да !                                                                                                                                     Воспитатель : Тогда присядьте на печёнки .  Я предлагаю вам посмотреть фильм о природе Северной Осетии .

( Дети смотрят фильм )

Воспитатель : Понравился фильм ?   Ребята, а что же все – таки природа ?                                          Дети :   

Природа – это горы и ущелья, водопады, ледники.                                                                            Природа – это реки, моря и океаны.                                                                                                           Природа – это луга, леса, растения .                                                                                                                          Это всё, что растёт и размножается .                                                                                                                    Это всё , что нас окружает и что не создано руками человека.

Воспитатель : Правильно ! Лаура прочитай пожалуйста стихотворение про растения.

Лаура : Они бывают разные

Полезные,  опасные.

Красивые , пахучие ,                                                                                                           С листьями , колючие . Лекарство заменяют                                                                                                                И лакомством бывают, И чаем нас напоят, И даже дом построят .                                                                   Земли они творенья, Зовём мы их – Растения !

Воспитатель : Ребята, а какие государства в огромном царстве растений мы с вами знаем ?                                                                                                                                

Дети : 

1.Государство деревьев                                                                                                                             2.Государство кустарников                                                                                                                                  3. Государство травянистых растений .                                                                                                 Воспитатель : А что необходимо всем царством ?                                                                                                Дети :  - Растения очищают воздух от пыли.                                                                                             – Выделяют кислород.                                                                                                                                                        – Растительная пища для травоядных животных.                                                                                                                          – Семена растений – корм для птиц.                                                                                                                      – Растения лечат даже лучше таблеток.                                                                                                              Воспитатель :  Отлично!   Значит, растения необходимы и людям , и животным, и без них нам никак не прожить .                                                                                                                                              – Ребята ,я знаю , что вы любите отгадывать загадки , и сейчас я загадаю вам загадки , отгадки которых спрятаны в названиях трав.

  1. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,                                                                       Он однажды людям добрым                                                                                                                               Раны вылечить помог .                                          ( подорожник )          
  2. Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел.           ( одуванчик )      
  3. Это прозвище недаром у крапивного цветка                                                                                                        Капля сочного нектара и  душиста и сладка .                                                                                                                   От простуды излечится, вам поможет ??...        ( медуница)        

(Дети вывешивают картинки с ответами на магнитную доску ).

Воспитатель :  Ребята, а какие это травы?                                                                                        Дети : Лекарственные .                                                                                                                              Воспитатель :  А почему?                                                                                                                   Дети : Они лечат.                                                                                                                       Воспитатель :  Что лечит подорожник?                                                                                        Дети : Подорожник лечит разбитые коленки.                                                                         Воспитатель :  А одуванчик?                                                                                                              Дети :Суставы, желудок , а еще им лечат ожоги .                                                                                 Воспитатель : А медуница ?                                                                                                                                Дети : В народе медуницу используют как отхаркивающее средство при кашле .                                   Воспитатель : А какие мы еще травы знаем?                                                                                           Дети : Мята, чистотел, зверобой, солодка, душица, клевер, крапива , мать и мачеха!                                                                                                                                                                                           Воспитатель : Молодцы! Ну, а теперь нам надо немного размяться. Подойдите все ко мне .                                            Физминутка.                          

Вместе по лесу идем ,

Не спешим, не отстаем .

Вот выходим мы на луг

Тысячи цветов вокруг

Вот ромашка, василёк,  

 Медуница, кашка, клевер,                                                                                                      Растилается ковёр,

 И направо , и налево,  

К небу руки протянули,

Позвоночник растянули.                                                                                         Отдохнуть едва успели .  

И к игре мы подоспели .

Воспитатель :  Ребята , предлагаю поиграть в  игру « Что , где растёт ?»                                 Для этой игры мы используем нашу коллективную работу « Мой край ». Вот на этом подносе  лежат изображения трав. Ваша задача: разместить картинки с изображением травы , там где она растет .

( Дети подходят к ландшафту , берут растение и размещают её там ,где она растет , одновременно комментируя действия.  )                                                                                    Дети : Подорожник – растет у дороги .                                                                                                                    Медуница растет -  в лесной зоне .                                                                                                       Первоцвет – на лесной поляне .                                                                                                                       Тысячелистник – на лугу .                                                                                                         Мать и мачеха- на склонах гор .                                                                                                                             Чабрец - высоко в горах.                                                                                                                                       Одуванчик – на поляне .

Воспитатель : Молодцы ! Справились с этим заданием .   Теперь я предлагаю вам пройти в нашу мини- лабораторию, сесть за столы кто с кем хочет и приготовиться к работе .

( Дети одевают нарукавники , шапочки ).  

Воспитатель : Ребята , послушайте загадку . О каком растении говорят, что она обжигает ?                                                                                                                                            Дети: О крапиве .                                                                                                                                               Воспитатель : Интересно , почему она обжигает ?                                    

( Дети под  лупой рассматривают растение .)

Воспитатель : Ну что , вы интересного видели ?                                                                                Дети : На листьях и стебле крапивы есть бархатные волоски.  Они острые , как иголки. Цвет зеленый, листья овальной формы с зубчиками .                                                                                                 Воспитатель : Правильно ! А внутри этих волосков есть жидкость , которая обжигает кожу . Листья крапивы богаты разными витаминами . В крапиве есть вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, укрепляет волосы .                                                                                                                                                         Воспитатель : 

Очень хорошо вы работали на сей раз. Теперь я думаю, вы не спутаете это растение ни с каким другим. Пожалуйста , снимите нарукавники, шапочки и положите их на край стола.                                                                                                               – Ребята , только сейчас я заметила , что под кустом лежит какой- то предмет. Сейчас мы посмотрим , что же это ? Кажется , я узнаю мешочек Старичка – Лесовичка .   Интересно , что внутри .?                                                                                                             - Да это мешочки с высушенным травами . Мне кажется , Старичок – Лесовичок предлагает поиграть нам в игру « Узнай по запаху » .

Игра « Узнай по запаху » (мята, ромашка, мелисса, 3-4 ребёнка нюхают траву , называют её .)     

Воспитатель :Ребята, я предлагаю вам вспомнить « Правила сбора лекарственных растений »   .                                                                                                                                                              Дети : 

- Надо хорошо знать растение .

 – Собирать травы в сухую погоду .

– Нельзя собирать травы вблизи  дорог. Почему ?

 - Сушить травы в тени . Почему ?  

- Нельзя рвать больше чем понадобится . Почему ?

 Воспитатель :  

 Отлично !

Молодцы ребята !

Много трав растет полезных  

На земле страны родной .

Могут справиться с болезнью  

Мята, пижма , зверобой …  

И если случиться вам простудиться ,

Придвинь к себе кружку , в которой дымится  

Слегка горьковатый , душистый отвар !  

( Дети пьют отвары разных трав и ягод : мята, мелисса шиповник ).

- Ребята , скажите , кто такой  отвар выпил ?  ( спросить 5-6 детей , потом попросить перевернуть чашки и посмотреть подсказку ) .

Воспитатель : Ребята , ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад . Закрываем глазки ………

- По –прежнему светит солнышко,                                                                                     Дует легкий ветерок.                                                                                                                             Мы немного уставшие ,  но счастливые возвращаемся в детский сад.    

Дети : Дорогие гости! Мы хотим подарить Вам рецепты с полезными советами.  

- Будьте здоровы!                                                                                                                    - Живите долго!        

Воспитатель : Ребята! Если Вам сегодня было интересно, у вас было хорошее настроение , повесьте на наше чудо – дерево красные яблоки . Если же Вам было грустно, не интересно – тогда зеленые яблоки .

   ______________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...