Методическая разработка Непосредственно образовательная деятельность
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Золотова Елена Николаевна

Цель: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе совершенствования познавательных  навыков путем работы с иллюстрированным материалом и ИКТ.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать представление детей о перелетных птицах, об их жизни

   в весенний период.

-Дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.                                                                      

-Расширять и активизировать словарь детей по теме: «Птицы весной».

- Учить понимать образный смысл пословиц.

-Формировать навык работы с иллюстрированным материалом и ИКТ.

-Формировать экологическое представление детей  об окружающем мире.

Развивающие:

- Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей.

- Развивать умение строить причинно-следственные связи.

- Стимулировать познавательную активность, память и мышление детей.

Воспитательные:                                                                                                                                  

  - Воспитывать познавательно – исследовательский  интерес к жизниптиц весной.

- Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, бережное отношение

к природе.

Интеграция образовательных областей:

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Социально – коммуникативное развитие;

- Физическое развитие;

- Художественно- эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy_vesnoy.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе «Птицы весной».

Цель: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе совершенствования познавательных  навыков путем работы с иллюстрированным материалом и ИКТ.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать представление детей о перелетных птицах, об их жизни

   в весенний период.

-Дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.                                                                      

-Расширять и активизировать словарь детей по теме: «Птицы весной».

- Учить понимать образный смысл пословиц.

-Формировать навык работы с иллюстрированным материалом и ИКТ.

-Формировать экологическое представление детей  об окружающем мире.

Развивающие:

- Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей.

- Развивать умение строить причинно-следственные связи.

- Стимулировать познавательную активность, память и мышление детей.

Воспитательные:                                                                                                                                     - Воспитывать познавательно – исследовательский  интерес к жизниптиц весной.

- Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, бережное отношение

к природе.

Интеграция образовательных областей:

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Социально – коммуникативное развитие;

- Физическое развитие;

- Художественно- эстетическое развитие.

Использование педагогических технологий:

- Игровая технология;

- ИКТ;

- Здоровьесберегающая;

- Личностно-ориентированная.

Предварительная работа:

- Наблюдение за птицами на прогулке;

- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

- Беседа о птицах;

- Составление короткого  рассказа о птицах;

- Чтение: Т. А. Шорыгина, «Птицы. Какие они?»; Н.И.Сладков, «Грачи

 прилетели»,«Ласточка, ласточка»; В.Бианки «Грачи открыли весну»;

«Птичий год», «Ку-ку»;

- Разгадывание загадок;

- Дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови»;

- Подвижные игры: «Птицелов», «Птицы в гнездах»;

- Презентация «Перелетные птицы».

Оборудование, материалы:

- Картинки с изображением перелетных птиц: грач, скворец, трясогузка,

  ласточка, журавль, кукушка и др.;

- Картинки с изображением гнезд грача, скворца, трясогузки, ласточки, журавля;

- Картинка с изображением гнезда с яйцами;

- Аудиозапись «Голоса птиц»;

- Аудиозапись музыкальной игры «Ласточка»;

- Карточки для игры с изображениями перелетных и зимующих птиц;

- ИКТ.

Примерный ход НОД:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ребята, сегодня у  нас необычное занятие, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Здороваются.

Сегодня утром я шла в детский сад и услышала звонкую песню. Ее пела птица. Я даже записала, послушайте! (Аудиозапись голоса скворца.)

Как вы думаете, какая птица ее пел?

Дети слушают, отвечают на вопрос, рассуждают.

Да, это пел скворец.

Про скворца говорят: увидел скворца – знать весна у крыльца!

Почему так говорят про скворца?

А как вы думаете, как называют птиц, которые прилетают весной?

Ответы-рассуждения

Давайте вспомним, каких перелетных птиц вы знаете?

Подойдем к столу и посмотрим на картинки с изображением птиц, выберем только тех птиц, которые перелетные. (грачи, скворцы, трясогузки, журавли, аисты, гуси, жаворонки, лебеди)

Как вы думаете, кто из перелетных птиц прилетает первым?

Ребята, посмотрите, а какие птицы изображены на этих картинках?  Давайте вспомним какие виды ласточек мы с вами знаем? А почему они так называются?

Называют перелетных птиц.

Отвечают на вопросы.

Ответы-рассуждения.

Делают выводы.

Скажите, что помогает птицам лететь через большие расстояния?  (Попутный ветер, солнце, звезды.)

Какое главное желание у птиц? (Вернуться домой.)

Ответы. Рассуждения.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Четвертый лишний».

Как выдумаете, почему они оказались лишними?

Как называют этих  птиц?

Называют зимующих птиц.

Работа с иллюстрированным материалом перелетных и зимующих птиц. Обсуждение, анализ игры.

Может вы знаете, каким очень  важным делом сейчас  заняты зимующие и перелетные птицы?

Какая же главная забота у птиц весной?

Ответы. Рассуждения.

Да, весной все птицы, и зимующие и перелетные, вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов. Птенцы рождаются маленькими, голенькими, с желтыми клювиками. Их называют желторотиками.  Какое интересное слово «желторотики»? Давайте посмотрим на картинки птенцов, и может они нам помогут понять, почему их так называют.

Слушают. Отвечают.

Как называются домики в которых появляются птенцы? Скажите, гнезда у птиц одинаковые или разные? Из чего птицы строят гнезда? Где находятся гнезда? Давайте поможем найти домик каждой птичке.

Дидактическая игра «Домики для птиц».

Ответы.

Работа с карточками с изображением птиц и гнезд на столе, дети выбирают любую птицу и ищут ее «домик».  Обсуждение, анализ игры.

Какой птице не хватило домика? Почему?

(Она не высиживает птенцов.)

Ответы. Рассуждения.

Про кукушку есть пословицы:

О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.

Кукушка кукует – от бездомья горюет.

Кукушка своего гнезда не вьет.

Почему так говорят? Как вы думаете?

Почему вы так решили? Расскажи нам.

Объясняют. Отвечают на вопросы.

Да, вы правы кукушка гнездо не вьет, яйца откладывает в чужие гнезда и их высиживают другие птицы.

(Показываю картинку с изображением гнезда с яйцами, одно из них кукушки.)

Посмотрите, в гнезде лежат яйца. Они одинаковые или разные?  Сколько их? Сколько маленьких? Сколько больших? Как вы думаете, какое яйцо кукушки? Как догадались?  Расскажи нам об этом?

(Показываю картинки с изображением птенца кукушки.)

Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы.  Делают вывод, рассуждают.

Физминутка «Про кукушку»

У кукушки

Нет подружки,

Очень грустно

Жить кукушке.

И в лесу ,

И на лугу,

Слышно грустное:

«Ку-ку…»

Я пойду на край опушки,

Я кукушке помогу!

Я ищу, ищу кукушку,

А увидеть не могу!

Есть стрекозы,

Есть лягушки,

Только нет нигде

Кукушки!

Как же ей помочь в беде,

Если нет ее нигде?!

Вместе с воспитателем повторяют движения согласно тексту.

Дети,  расскажите, как вы себя ведете по отношению к птицам? Давайте  посмотрим на экран  и вместе вспомним правила поведения в природе.

 (Слайды  «Правил поведения в природе»)

Называют правила поведения в природе.

Делают выводы.

Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Что вам больше всего запомнилось из того, что вы здесь услышали?  Вы готовы поделиться  с друзьями тем, что узнали сегодня о птицах?  Может у вас есть вопросы?

Отвечают на вопросы.

Дети, скажите голос какой птицы, я услышала сегодня утром? Верно! Мы сегодня узнали много интересного, о какой птице? Послушаем, как кукушка поет. 

Аудиозапись голоса кукушки.

Обращение лично к ребенку: ты сегодня был активен, а ты любознателен, а ты проявил находку и т.д.

Я хочу вас наградить медалями «Знаток перелетных птиц».

Отвечают на вопросы.

С хорошим настроением получают медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)

Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности на тему « Оденем куклу на прогулку» с образовательной ситуацией « Одеваемся сами» для детей раннего возраста.

Интеграция: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: - целенаправленно формировать детску...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "Пятнышки для жирафа"

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области "Художественно-эстетическо...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе к конкурсу педагогических работ «Уроки служения Отечеству». «Сила не в силе, а сила в любви!»

Познакомить детей с писателем, историком, богословом, врачом, иконописцем, музыкантом Офицером и патриотом своей Родины- митрополитом Серафимом, в миру Леонидом Михайловичем Чичаговым....