ОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Булатова Марина Владимировна

Тема ОД "Бурый и белый медведь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): Бурый и белый медведь.

Цель: Способствовать развитию умения видеть различия бурого и белого медведя.

Задачи: 

Познакомить детей с понятием животные севера._____________________________________________

Побуждать детей устанавливать причинно – следственные связи: приспособление животных к климатическим изменениям в природе.

 

Виды деятельности:  Познавательное развитие.

 Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: опытническая работа

Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, ёмкость с водой, кусок пенопласта, пластмассовые фигурки тюленя, белого медведя, масло, картинки ( дерево, льдина, малина, мёд, трава, рыба, тюлень, морж, лапы с когтями бурого и белого медведя)

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, беседы.

ХОД НОД

Вариант 1

  1. Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность предстоящей деятельностью. (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности – стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию образовательной деятельности.
  2. Вторая часть (совместная продуктивная деятельность). Назначение вида деятельности – создание проблемной ситуации, поиск выхода из неё.
  3. Третья часть (заключительная). Рефлексия.

Вариант 2

  1. Организационный момент. Назначение вида деятельности – мотивация.
  2. Основная часть.
  1. Первая часть. Назначение вида деятельности – закрепление пройденного материала.
  2. Вторая часть. Назначение вида деятельности – ознакомление с новым материалом, формирования новых понятий.
  3. Третья часть. Назначение вида деятельности – закрепление нового материала.
  4. Заключительная часть. Рефлексия. Итог занятия в соответствии с поставленными целями.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Слайд № 2

- Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?

-А какой он?

-Как вы думаете, почему?

- Давайте послушаем, что же он нам скажет.

Видео послание от Незнайки (ему очень любопытно узнать, чем отличается бурый медведь от белого)

 - Ребята, поможем получить ответ на вопрос Незнайки?

Незнайка

Ответы детей

Да

- Раз вы решили помочь, то внимание.

Слайд № 3

- У нас в лесах встречается, какой медведь?

Слайд № 4

Какой окраски у него шерсть и почему?

- Чем питается бурый медведь?

Слайд № 5

Слайд № 6

- Как вы думаете, зачем белому медведю белая шерсть?

Слайд № 7

- Сравните когти на лапах у бурого и белого медведя.

-Кто из вас догадался, зачем бурому медведю такие длинные когти?

Слайд № 8

Слайд № 9

- Сравните голову бурого и белого медведя.

- Если бурый медведь ест малину и мёд, то что может есть белый медведь в вечной мерзлоте, рядом с Северным Ледовитым океаном?

- Белый медведь питается не только рыбой, но и тюленями и моржами, которых очень много на Севере, поэтому белый медведь – хищник.

Слайд № 10

Опытническая работа «Белый медведь - хищник»

- А теперь подойдите сюда к столу.

В ёмкости находится вода, представьте, что это океан, опускаем кусочек пенопласта – это  льдина, а мы знаем, что лёд в воде не тонет, на неё опускаем маленькую  фигурку кого? Затем в воду опускаем фигурку белого медведя. Медведь медленно плывёт к льдине, высовывает голову, кладёт лапы на льдину, льдина переворачивается и тюлень скатывается в лапы к белому медведю.

- Белый медведь питается рыбой, тюленями и моржами. А чем питаются тюлени и моржи ?

Слайд № 11

- Итак, белый медведь является хищником, а бурый?

Слайд № 12

Игра «Бурый медвежонок»

Звучит аудиозапись песенки

- Ребята, что происходит с водой на сильном морозе?

Слайд № 13

- Посмотрите на моржей, тюленей и белого медведя. Что происходит с водой, когда они выходят из воды?

- Тело белого медведя под шерстью имеет слой жира, который и не даёт воде задерживаться. Так белый медведь приспособился к суровым условиям Севера.

- Вот мы сейчас в этом и убедимся.

Опытническая работа «Почему у белого медведя вода на шерсти не замерзает?»

- Посмотрите, какая у меня сейчас рука?

- Я опушу руку в воду, а теперь , какая она стала?

- Я встряхну воду с рук, какая рука?

- Я вытру руку полотенцем и намажу её маслом, опускаю опять руку в воду, быстро её вынимаю и встряхиваю.

- Что вы наблюдаете?

- Теперь вы намажьте руку маслом, опустите руку в ёмкость с водой, быстро её выньте и встряхните, что вы наблюдаете?

- Что можно сказать о слое масла на руке?

У нас в лесах встречается бурый медведь.

У бурого медведя коричневая шерсть, для того, чтобы он в лесу был незаметен.

Бурый медведь всеядный, он может есть траву, и ягоды, и мед, и рыбу.

Для того, чтобы он на снегу был не заметен.

У бурого медведя когти длиннее, чем у белого.

Для того чтобы лазать по деревьям.

У бурого медведя голова большая на короткой шее, у белого медведя маленькая голова на длинной шее.

Белый медведь питается рыбой.

Дети проводят опыт самостоятельно.

Тюленя

Тюлени и моржи питаются рыбой.

Бурый медведь всеядный.

Выполнение движений под музыку.

Она замерзает.

У тюленя и моржа кожа гладкая, вода быстро скатывается. У белого медведя тело покрыто белой шерстью, он, когда выходит стряхивает воду.

Рука сухая

Рука стала мокрой.

Капельки воды стряхнулись, но рука осталась мокрой.

Вода на руке собралась капельками, при встряхивании капли с руки упали, рука осталась сухой.

Слой масла на руке защищает её от воды.

- Вот теперь мы можем ответить на вопрос Незнайки, чем же отличается бурый медведь от белого медведя. Для этого мы поиграем в игру: «Подбери правильно»

- Для этого мы разделимся на две команды: команда девочек и мальчиков. Нужно правильно соотнести картинки с  изображением бурого и белого медведей.

Итог проводят 1 девочка и 1 мальчик.

Слайд № 14

Видео довольного Незнайки. Он благодарит за помощь.

Слайд № 15

Дети подбирают картинки, относящиеся к бурому и белому медведю (место обитания, длина когтей, питание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...