Конспект НОД в подготовительной группе «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Муртазина Айгуль Фаруковна

Уточнить и расширить представление детей о воздухе средствами исследовательской деятельности; формировать у детей представление о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается, имеет вес, легче воды).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_aygul.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №130 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района города Казани

Конспект НОД в подготовительной группе

«Свойства воздуха»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

                                           Составила:

                                                                        воспитатель  МБДОУ №130

 Муртазина Айгуль Фаруковна

2016 год

Цель и задачи педагогической деятельности: Формировать систему знаний о свойствах воздуха и его роли в жизни человека, а так же формировать основы знаний английского языка.

Задачи воспитателя:

Образовательные: уточнить и расширить представление детей о воздухе средствами исследовательской деятельности; формировать у детей представление о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается, имеет вес, легче воды).

Развивающие: развивать способность делать выводы, умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать, запоминать и правильно произносить  английские слова.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, интерес и желание расширять свой кругозор, воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, исследование,winter (зима), spring (весна), summer (лето), autumn (осень), air (воздух).

Оборудование для педагога: стакан, бумага, воздушный шар, миска, трубочка.

Оборудование для детей: стаканы, бумаги, воздушные шары, кусочки апельсина, чеснока, яблоки, миски, трубочки, мыльные пузыри.                                        

Образовательная деятельность.                                                            

Воспитатель:  Здравствуйте ребята, меня зовут Айгуль Фаруковна, давайте с вами познакомимся (дети называю свои имена  на английском языке)  и подружимся необычным способом. Подходите ко мне и становитесь в круг (дети вместе с воспитателем поют песню на английском языке).

 

Загадка:
Гостьи к нам пришли: седая,                                                                                                                                                        А за нею – молодая,                                                                                                                                                             Третья ярко расцветает,                                                                                                                                                                        А четвертая рыдает.

Дети: Времена года: лето, осень, зима и весна.

Воспитатель: Да, правильно ребята, молодцы.  Вы знаете, как звучат  времена года на английском?

Дети: Да, нет.                                                                                                    Воспитательница:  (на доске картинки времен года)  Зима будет – winter, весна – spring, лето -  summer, осень – autumn.  Давайте все вмести повторим: winter, spring, summer, autumn. (Стихотворение …….)

Воспитатель: Молодцы ребята. А скажите, какое время года вы больше любите зиму или лето? А чем отличаются зима от лета?   Лето -  какое?

Дети: Яркое, теплое, солнечное, жаркое. Повсюду зеленая трава, цветы, бабочки летают, можно купаться и т.д.

Воспитатель: Да верно, а какой воздух  летом?

Дети:  Летом воздух теплый, бывает иногда душно, трудно дышать. Летом дует теплый ветерок.

Воспитатель: Да, правильно. А зима, какая ребята?

Дети: Холодная, везде снег, можно кататься на санках, лыжах и.т.д.

Воспитатель: Да, молодцы. Ребята, а каким воздух бывает зимой?

Дети: Зимой воздух свежий, холодный, морозный.  Зимой – дует холодный, ледяной ветер.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что воздух бывает теплым и холодным. А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Правильно, а вы хотите узнать,  что такое воздух, и какие у него свойства?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему мы не видим воздух? Почему его называют воздух-невидимка? Как это доказать? Ребята, хотите узнать ответы на эти вопросы?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы отправимся в нашу лабораторию и проведём несколько исследований.

Опытно-исследовательская деятельность

Опыт №1
Воспитатель: (берет в руки стакан)  Ребята, как вы думаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их.)

Дети: Нет, ничего в нем нет.
Воспитатель: А вот мы сейчас проверим.

На столе у каждого ребенка миска с водой и стаканчик. Воспитатель предлагает повторить его действия. Он переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. А вы видите воздух? Я воздуха не вижу.

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.
Опыт №2
Воспитатель: Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали?
Дети: Подул ветерок.
Воспитатель: Да, это и есть воздух.
Воспитатель: А как получается ветерок?
Дети: Это двигается воздух.
Воспитатель: Ребята, что находится вокруг нас?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить.  Вывод: Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха: он невидимый..

Опыт №3.      Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух          наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз). А теперь сделайте еще раз глубокий вдох и не дышите. Как долго вы можете задержать дыхание? Делаем вывод: не долго, воздух необходим для дыхания. Воздух это то, чем мы дышим.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

       Дети называют объекты живой природы.

       Воспитатель: А как вы думаете машинам, столам, книгам, камням нужен      

       воздух?

      Дети: Нет.

Воспитатель: Потому что они не живые. А давайте откроем еще один секрет воздуха. Мы с вами докажем что воздух легче воды.                                        

Опыт №4. Наблюдение
Воспитатель: А сейчас бросьте камешек в воду. Что произошло?
Дети: Камушек утонул.
Воспитатель: Почему камушек утонул?
Дети: Потому что он тяжелый.
Воспитатель: А что тяжелее – вода или камень?
Дети: Камень.
Воспитатель: Когда камень тонет, маленькие пузыри поднимаются на поверхности воды? Пузыри это что?
Дети: Пузыри – это тоже воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому- что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому- что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее. Вывод: воздух легче воды.
Опыт №4
Воспитатель: Мы теперь знаем, что воздух везде.
Ребята, как вы думаете, воздух есть внутри нас?
Дети: Да (нет).
Воспитатель:  Давайте проверим. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?
Дети: В стакане сильная буря, пузырьки выходят.
Воспитатель: А откуда берутся эти пузырьки?
Дети: Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.
Воспитатель: Значит, внутри нас тоже есть воздух?
Дети: Да.

 Опыт №5 Наблюдение «Чем пахнет воздух».
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Скажите, а воздух имеет запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).
Воспитатель: Правильно, воздух не имеет запаха. (Воспитатель  подготавливает пахнущие вещества). Ребята, возьмите кожуру апельсина, помните ее. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как вы думаете, это воздух так пахнет, или кожура апельсина дает такой аромат?
Дети: Этот запах идет от кожуры.                                                          

 Игра «Узнай по запаху» (с закрытыми глазами).                      

Воспитатель подготавливает яблоко, апельсин, чеснок, лимон и раскладывает их в разные тарелки.                          

 Воспитатель: А сейчас закройте глаза, скажите, вы чувствуете запах? Чем пахнет?                                                                            

 Дети: чеснок, апельсин, яблоко…                                                                        Воспитатель: А как вы поняли, что пахнет чесноком, апельсином, яблоками?   Дети: Чувствовали запах.
Воспитатель: Запах  передается по воздуху.                                                Опыт №6
Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет.
Воспитатель раздает детям воздушные шарики.
Воспитатель: Что находится внутри шарика?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Какую форму имеет шарик?
Дети: Круглую.
Воспитатель: А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл?
Дети: Овальную.
Воспитатель: Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.

Опыт №7
 Воспитатель: А как вы думаете, можно ли воздух услышать?
Дети: Да (нет).
Воспитатель: Когда его можно услышать?
Дети: Когда дует ветер.
Воспитатель:  Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Воздух способен двигать предметы. Давайте возьмем пальцами салфетку  и подуем на него. Что происходит с ним? Почему салфетка движется, наклоняется?            
Дети: Салфетка изгибается под струей воздуха.
Воспитатель: Ветер – это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса.  
Физкультминутка Подвижная игра: «Воздушный шар»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога

С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)   Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул! (Хлопают в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш)

Воспитатель: Ребята вы любите рисовать.  Чем вы обычно рисуете? (Ответы детей).

 Вы знаете, что используя пену тоже можно рисовать. Вы хотите попробовать рисовать с помощью пены?

Пена – это тоже мыльные пузыри.

(Воспитатель объясняет  и показывает способы и приёмы рисования пеной).


Воспитатель:  Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри                                              

 Дети: Я                                                                                                              Воспитатель: А что находиться внутри мыльных пузырей?                              Дети: воздух, мыло и.т.д.

Опыт №8.

Воспитатель: А вот сейчас мы это и проверим (воспитатель раздает всем детям мыльные пузыри).

Дети: Внутри мыльных пузырей тоже воздух.

Воспитатель: Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.
Всем спасибо, молодцы ребята!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшей группы «Земля наш общий дом» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально коммуникативное развитие»

Цель: Расширять представления о планете Земля. Задачи:1. Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.2. Расширять представления детей о том, что Земля  - общий дом для всех люд...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ТРАНСПОРТ» КОНСТРУИРОВАНИЕ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности " Морские жители " для детей среднего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие

Конспект Непрерывной образовательной деятельности " Морские жители" для детей среднего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие...

«Хищные и травоядные животные нашего леса.» Конспект непрерывной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. в старшей группе

Цель. Уточнить и закрепить знания детей о многообразии животного мира.Задачи.Образовательные:учить различать животных по питанию;учить решать проблемные задачи.совершенствовать речь – доказатель...

Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие в зимний лес» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Развивать умение составлять описательный рассказ по картинеПродолжать совершенствовать диалогическую речь детей, отвечать на вопросы полным предложением.Закрепить изолированное произнесение звука &laq...