Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "Удивительный магнит"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Елисеева Ольга Ивановна

Опытно-экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у дошкольников. Исследования предоставляют  ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?»  и  «почему?», удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_podgotovitelnoy_gruppy.docx70.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка»

http://i.istockimg.com/file_thumbview_approve/5847359/2/stock-illustration-5847359-child-in-science-class-with-microscope.jpg

Конспект НОД на творческий отчет ДОУ

Образовательная область: «Познавательное развитие», опытно-экспериментальная деятельность

Тема: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ         МАГНИТ» 

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

http://detskieradosti.ru/_ld/296/92913989.jpg

Воспитатель: Елисеева О.И.

Серпухов, 27.04.16

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе.

Тема: «Удивительный магнит»

 Цель:

Способствовать освоению детьми представлений о свойствах магнита.

Задачи:

  • Формировать умение обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства;
  • Познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы;
  • Расширить знания детей о планете Земля, ее строении, силе притяжения;
  • Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность по нахождению предметов, которые притягиваются к  магниту;
  • Развивать мыслительные операции, умение делать вывод;
  • Заинтересовать детей практической деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, чувство коллективизма.

Материал и оборудование:

Видеоматериал о планете Земля, Галактике, аудиозапись космической музыки, персонаж – Робот, магниты, кусочки бумаги, резины и ткани, деревянные палочки, стеклянные шарики, пластмассовые и металлические крышки по количеству детей, коробка с крупой, мишурой, болтами, гайками.

Предварительная работа:

Беседы о свойствах материалов, их назначении, наблюдения в природе, чтение научно-познавательной литературы о планетах Солнечной системы, космосе, рассматривание иллюстраций и фотографий планет Солнечной системы.

 Ход НОД:

Организационный момент

(Дети стоят возле воспитателя)

Воспитатель:

- Ребята, у нас сегодня много гостей. Поздороваемся с ними и поприветствуем друг друга:

 

Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
Улыбнёмся поскорей!

Открытый вход в деятельность
(К воспитателю подходит ребенок и говорит):

Ребёнок:

- Сегодня утром, когда я шел в детский сад, мы с мамой слышали, как щебечут птицы, видели мать-и-мачеху, и божью коровку. И я подумал, как природа интересно устроена! После зимы пришла весна, потом наступит лето, после лета - осень, затем - снова зима. Не могу понять, почему так бывает из года в год?

Воспитатель:

- Ребята, а вы, как думаете, почему происходит смена времен года? (Предполагаемые ответы детей, воспитатель выслушивает ответы детей, делает вывод)

- Молодцы, интересные предположения.  Вы знаете, что наша планета Земля поделена на два полушария. Назовите их. (Северное и Южное). За год путь Земли вокруг Солнца составляет почти миллиард километров. Земная ось расположена слегка наклонно по отношению к орбите (показывает слайды). И  из-за этого, Северное и Южное полушария освещаются Солнцем в течение года с  различной силой. Это и является причиной того, что в наших широтах существует четыре времени года.

- Ребята,  а что, вы, можете рассказать интересного о нашей планете Земля? (Дети рассказывают о том, что Земля – это горячий шар, покрытый тонкой холодной оболочкой. Внутри неё находится раскалённое ядро. Земля не стоит на месте, а движется вокруг Солнца и вокруг своей оси).

- Вот интересно, Земля вращается, а деревья, люди, дома не падают, водоёмы тоже остаются на месте… Как вы думаете, почему? (Дети высказывают предположения о силе притяжения Земли) Всё правильно. Причиной тому, что мы не падаем, является сила земного притяжения, ведь Земля – это гигантский магнит. Она притягивает к себе предметы и всех людей, которые на ней есть. На Земле, в природе встречаются магниты в виде кусков камня. Это магнитный железняк – магнетит. (Воспитатель показывает детям магнит)  Он получил своё название от гор и  местности Магнисия в Малой Азии, где в древности были обнаружены залежи магнетита. На многих языках мира слово «магнит» означает «любящий» за его способность притягивать предметы. А вот какие предметы он притягивает, мы выясним, когда проведем опыты. Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Занимайте свои места.

Физминутка

Много неизведанного на пути.                (Дети ходят по кругу)

Прежде, чем исследовать – погляди.      (Останавливаются, смотрят в даль,                  

                                                                     поднеся руку ко лбу)

С камушка на камушек мчимся вскачь. (Дети перепрыгивают с ноги на ногу)

Прыгаем повыше мы, словно мяч.          (Прыжки на месте)

Пропасти и рытвины на пути своём       (Дети, взявшись за руки, выполняют

                                                                    выпады в середину круга)

мы преодолеем, через них пройдём.

Нет ли тут опасности впереди?              (Останавливаются, смотрят,  то в      

                                                                   одну, то в другую сторону,                

                                                                   поднеся руку ко лбу)

Нам проверить надо бы на пути.

Дружно по Земле своей мы идём,          (Идут по кругу, взявшись за руки)

 Может, сто-то новое тут найдём?

Опыт №1.

Воспитатель:

- Для проведения наших опытов мы должны подготовиться. Наденьте бейджики, на которых изображены ваши фотографии и имя.

- На столах лежат предметы из разных  материалов. Назовите их и скажите, из чего они сделаны. (Дети перечисляют предметы: кусок ткани, деревянная палочка, стеклянный шарик, металлическая крышка, пластмассовый колпачок, камень, бумага). А теперь, возьмите магнит и поднесите его по очереди ко всем предметам и определите, все ли предметы магнит притягивает.

(Дети выполняют задание)

- Ребята, расскажите, какие результаты, вы, получили? (Ответы детей)

Воспитатель, обобщая ответы детей, делает вывод:

- Магнит притягивает только железо. Оказывается, не все блестящие предметы сделаны из железа.

Опыт №2.

Воспитатель:

- Свойства магнита, порой, кажутся чуть ли не волшебством.  Как, вы, думаете, что произойдёт, если взять два магнита и поднести их друг к другу? (Высказывания детей) Давайте проверим. Соедините магниты сначала одной стороной, затем другой. (Дети работают в парах)

- Что, вы, заметили? (Ответы детей) Если взять два магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим отталкиваются. Один конец называется «южным» или положительным полюсом и помечается знаком «+», а другой – «северным» или отрицательным полюсом магнита и помечается знаком  «-». Магниты притягиваются друг к другу разноимёнными полюсами плюс к минусу, а отталкиваются одноимёнными.

Опыт №3.

Воспитатель:

- Ребята, из предыдущего опыта, мы узнали, что вокруг магнита существует какая-то сила, которая заставляет его то притягивать, то отталкивать предмет. Это называется «магнитным полем». Мы можем его почувствовать, но не можем увидеть. Как  же его сделать видимым? (Ответы детей) Очень просто. Нужно насыпать на лист бумаги металлические опилки. Если поднести снизу бумаги магнит, опилки «оживают». Посмотрите. (Воспитатель показывает опыт). Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют «морозные узоры». А если положить магнит полностью под металлические опилки, можно заметить, что все они расположатся вокруг  магнита по определённым линиям. Это и есть линии магнитного поля.

Офтальмологическая пауза проводится под музыкальное сопровождение с использованием ИКТ.

(Звучит космическая музыка, на экране телевизора появляется звёздное небо, планеты, падает метеорит, вспышка, входит Робот)

Робот: - Приветствую, вас, мои друзья! Я вынужден совершить экстренную посадку. Во время космической бури вышел из строя мой звездолёт, на котором я путешествовал по Галактике.  Детали рассыпались и смешались с космическим мусором и звёздной пылью. Не будете ли, вы, любезны, помочь мне достать железные детали моего космического корабля?

Опыт №4.

Воспитатель: - Ребята, поможем Роботу? Но как достать металлические детали звездолёта? (При помощи магнита) Правильно, воспользуемся нашими магнитами, потому что только магнит притягивает железные предметы.

(Дети вместе с воспитателем и Роботом извлекают шурупы, гайки из коробки, которую принёс Робот)

- Ну, вот, дорогой гость с другой планеты, мы с ребятами достали детали твоего звездолёта, теперь, ты, можешь его починить и продолжить своё путешествие по Вселенной.

Робот: - Спасибо, мои друзья, вы очень помогли мне. За вашу доброту и помощь я подарю вам фликеры, которые будут отражать свет в темноте, вы, всегда сможете увидеть друг друга и вовремя прийти на помощь.  (Робот раздает детям фликеры) До свидания, друзья!

Дети: - Спасибо, до свидания!

Воспитатель: - Ребята, наша лаборатория сегодня прекращает свою работу, сложите аккуратно оборудование, с которым работали. Вам понравилось ставить опыты? (Да)  Давайте вспомним свойства магнита, которые определили опытным путем. (Магнит притягивает железные предметы. У магнита есть северный и южный полюса. Вокруг магнита создается магнитное поле.) Теперь, вы, можете рассказать своим младшим братьям, сестренкам, друзьям всё, что узнали про магнит. А, вы, знаете, где используется магнит? Как применяют его люди? (Ответы детей) Магнитами поднимают тяжёлые грузы на заводах, магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики, магниты помогают людям ориентироваться в пространстве, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора.

- На свете ещё очень много всего интересного, вами неизученного, неразгаданного, и мы с вами ещё не раз встретимся в нашей лаборатории, чтобы познавать мир.

Открытый выход из деятельности:

- Ребята, давайте рассмотрим фликеры, которые подарил вам Робот. Интересно, почему они отражают свет в темноте? Пойдёмте посмотрим и выясним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух помогает рыбам плавать»

С помощью экспериментальной деятельности стараюсь донести детям знания об окружающем мире. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культ...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный камень, магнит»

Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. И даже сделали одно открытие!...

Конспект НОД. Опытно экспериментальная деятельность детей. Подготовительная к школе группа №8 Школа 1015 СП№3. Тема: "Профессия - Строитель".

Расширять представление детей о профессии - строитель.Знакомство со строительным материалом - бетоном, со способом его приготовления....

Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе эк...

Конспект по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Свойства воды»

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность....