Волшебный мир теней (конспект непосредственной образовательной деятельности)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нестерова Надежда Викторовна

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы.

«Волшебный мир теней»

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, речевая.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. (сенсорное развитие, познавательно-исследовательская деятельность)

Социально-коммуникативное развитие (игра, труд, безопасность).

Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Иметь представление о явлениях в неживой природе. Прививать стойки интерес к экспериментальной деятельности. Развивать интерес к театральной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «тень», дать представление о происхождении тени;

2. формировать представления детей о таком явлении в жизни человека – как тень.

• Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

• Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Активизация словаря: контуры, теневой театр, игры теней.

Планируемые результаты:. - познакомить детей, как образуется тень; познакомить с её зависимостью от источника света и предмета; - установить сходство тени и объекта; - показать, как создать с помощью теней образы.

Материалы и оборудование: мольберт, проектор, ширма для теневого театра, настольная лампа, фигуры для теневого театра, контуры теней. неваляшка, машинка, верблюжонок, петушок, цветок, книга, птичка.

Медио сопровождение: мультфильм «Тень» (из серии Лунтик). Презентация «Теневой театр с помощью рук» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnyy_mir_teney.docx22.44 КБ
Файл prezentatsiyateni_nesterova.pptx968.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы.

«Волшебный мир теней»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, речевая.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. (сенсорное развитие, познавательно-исследовательская деятельность)

Социально-коммуникативное развитие (игра, труд, безопасность).

Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Иметь представление о явлениях в неживой природе. Прививать стойки интерес к экспериментальной деятельности. Развивать интерес к театральной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «тень», дать представление о происхождении тени;

2. формировать представления детей о таком явлении в жизни человека – как тень.

• Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

• Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Активизация словаря: контуры, теневой театр, игры теней.

Планируемые результаты:. - познакомить детей, как образуется тень; познакомить с её зависимостью от источника света и предмета; - установить сходство тени и объекта; - показать, как создать с помощью теней образы.

Материалы и оборудование: мольберт, проектор, ширма для теневого театра, настольная лампа, фигуры для теневого театра, контуры теней. неваляшка, машинка, верблюжонок, петушок, цветок, книга, птичка.

Медио сопровождение: мультфильм «Тень» (из серии Лунтик). Презентация «Теневой театр с помощью рук»

Предварительная работа с детьми: прочесть детям повесть «Питер Пен» Дж. Барри.

Индивидуальная работа с детьми: стимулировать речевую и мыслительную деятельность, с помощью вопросов побуждать к ответам отдельно взятых детей.

План

Организационный момент

1.1. Постановка проблемного момента. Задаём вопрос.

1.2  Путешествие в волшебный мир теней.

Основная часть

2.1.  Опыт 1. «Как появляется тень? Время суток»

2.2. Опыт 2. «Предмет и его тень».

2.3. Опыт 3. «Чудесные превращения тени». (теневой театр руками)

2.4. Физкультминутка

2.5. Опыт 6. «Игра теней».

Заключительная часть

3.1. Рефлексия. Просмотр мультфильма «Тень»

Содержание организационной деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как зовут главного героя книги которую мы с вами недавно читали? (Питер Пен).

Воспитатель: Какие удивительные вещи происходят с Питером Пеном? Кто мне скажет, что потерял Питер Пен уже в самом начале истории?

Ответы детей (тень, и др. варианты)

Воспитатель: Интересно, а у нас с вами есть свои собственные тени?

(ответы детей)

Воспитатель: А у кого еще есть тень? (ответы детей).

Воспитатель: - Как много интересных ответов я выслушала, но как вы думаете можем ли мы потерять свои тени как Питер Пен?

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в «волшебный мир теней» и уже там узнать ответ на этот вопрос.

Но попасть туда совсем не просто. Наш друг Питер Пен оставил нам подсказки – тени разных предметов. Следуя за этими тенями мы сможем попасть в волшебный мир теней. (по пути в музыкальный зал, расклеены картинки -  контуры, детям нужно найти и отгадать что изображено на них).

Воспитатель: Ребята,  вот мы с вами и оказались в волшебной мире Теней.

Но где же тени? Вы их видите? (ответы детей)

  Опыт 1. «Как появляется тень? Время суток» - Что нужно для того, чтобы появилась тень? Дети высказывают  свои предположения. (Включить свет. Тень отбрасывают предметы, когда светит солнце) (рассматриваем приготовленное оборудование Мольберт и лампу).

Воспитатель: Посмотрите что находится у меня на столе? (глобус). А что такое глобус? (макет земли). Давайте пометим красным кружочком где сейчас находимся мы с вами (приклеиваем кружок к приблизительному месту нахождения). А сейчас представим, что наша лампа – это солнце. Какое время суток на земле, когда на неё светит солнышко? (День). Какое время суток  будет на противоположной стороне, на которую не падает свет? На земле бывает день и ночь, солнце и тень.

Итог: тень образуется от любого непрозрачного предмета когда на него попадают световые лучи.

(Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Затем педагог вновь вращает глобус и предлагает рассказать, что делают обычно дети, когда Земля и Солнце занимают такое положение.)

Воспитатель:  Опыт 2. «Предмет и его тень». – Ребята, отгадайте, про что я сейчас рассказываю: - Я иду, она идет, я стою, она стоит, побегу, она бежит. (Тень) Тень – это наше отражения. Сейчас все вы станните моими тенями. (дети повторяют движения за воспитателем)  давайте попробуем догнать нашу тень или убежать от неё. Ну что получилось догнать тень? (ответы детей). На что похожа тень от каждого предмета? (Дети выдвигают гипотезы. Затем опытным путём проверяют эти гипотезы: берут различные предметы, располагают их между источником света и экраном,  )   ,

Общий  вывод: все предметы имеют тень, тень от предмета похожа на предмет, от которого она отбрасывается. (С помощью наводящих вопросов ,  правильно формулируем вывод, включая в речь слова: одинаковая, такой же формы круглой, квадратной, треугольной, столько же предметов.)

Воспитатель: Опыт 3. «Чудесные превращения тени».

Воспитатель: У меня есть волшебная коробка. Посмотрите, что в ней находится? (фонарики). Пусть фонарик у нас будет солнышко. Утром солнышко восходит над землёй и первые лучи его попадают на окружающие предметы. Посветите на геометрические фигуры, где появилась тень? (туда куда не попадают солнечные лучи). Почему появилась тень? (фигура не пропускает солнечные лучи). Место где нет солнца – называется  затенённое. У тени есть один секрет, она в одно мгновение может превратить вас в высоких великанов и низких гномиков. Давайте проверим! (Подходим близко и отходим далеко от источника света).

С детьми формулируем вывод следующим образом: если предмет расположен дальше от источника света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой, а контуры отчётливыми, если близко - тень будет большой, а контуры расплывчатыми.

Воспитатель: Ребята,  во все времена тень помогала человеку. С помощью неё он определял время года, время суток. А еще с помощью тени взрослые придумывали интересные развлечения для детей. Давайте посмотрим на экран? Что на нём изображено? (на экране появляются картинки с контурами теней, теневой театр с помощью рук).

Сейчас нам наши гости попробуют изобразить руками интересных животных, на мольберте. (приглашаются родители повторить то, что изображено на экране). Ну а теперь и мы с вами ребята попробуем сделать тоже самое. (дети пробуют показывать то что изображено на картинке).

Воспитатель: Опыт 6. «Игра теней». С помощью тени, артисты в театре могут показать зрителям интересные спектакли. Такой театр называется «Теневой театр». Давайте мы с вами немного поиграем с тенью и придумаем интересный спектакль.

(детям предлагается на выбор готовые фигуры героев раздаёт каждому ребёнку фигуру на палочке ).

Воспитатель: Я предлагаю вам разыграть свою сказку

- В одном зимнем лесу стоял терем-теремок. Вот бежит по лесу мышка, увидела терем и говорит: (сказка теремок).

Дети по очереди подходят к ширме когда слышат имя своего героя.

Заключительная часть

 Появляется фигурка Питера Пена(теневой театр)

Питер Пен

«Привет девчонки и мальчишки! Понравилось вам в волшебном мире теней? Вы многое узнали во время путешествия! Расскажите мне пожалуйста «Почему тень движется? ,   Можно тень взять в руки?  тень живая?       У кого есть тень? Что можно делать с тенью? Почему тень  прячется и  убегает от нас? Может ли человек потерять свою тень? Спасибо вам за ваши ответы, я предлагаю вам посмотреть мой любимый мультфильм про «Тень».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада по познавательному развитию в рамках изучения образовательной области «Безопасность» «Волшебное электричество»

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, про...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с использованием исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ В ГОСТЯХ У РЕБЯТ» В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

В конспекте представлен опыт работы с детьми младшей группы с использованием исследовательской деятельности...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе «Тени на стене»

Конспект занятия на сенсорное развитие.Цель: формировать представления о свете и темноте....

конспект непосредственной образовательной деятельности «Заучивание песенки «Тень-тень-потетень..»

Человек учится языку у народа. поэтому так важно уделять внимание знакомству дошкольников с родным языком посредством чтения сказок, потешек, закличек, загадок и т.д. Атакже заучивание и обыгрывание м...