Познавательное развитие
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему

Консультация "Роль природы в формировании личности дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите название документа]

Консультация

« Роль природы в формировании личности    дошкольника».

                                                                              МДОУ д/с №25 «Солнышко»

                                                                    С. Покойного

                                                                              Воспитатель: Дмитрович В. П.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста .Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы( песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег. И когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды  в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие  свойств - природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движения и т. д.  У него формируются  первоначальные конкретные  и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой  имеет  и идейно – мировоззренческое значение.

Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического  миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе ,дети  знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

     Полученные знания и умения дети используют на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными. Ребёнок проявляет заботу о природе. в труде идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка. Происходит развитие его психики. При этом очень важна роль воспитателя – его умение создать условия. Обеспечивающие активность и самостоятельность каждого ребёнка при знакомстве с природой. Влияние природы на развитие личности ребёнка связано с формированием у него определённых знаний о её объектах и явлениях. Знания о природе помогают ребёнку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой. То первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об её объектах и явлениях ( их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, по внешне выраженные признаки, связи и отношения.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных. О том, что живые организмы. О которых нужно заботиться, ребёнок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными, и правильно выбрать их  в том или ином случае. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Отсюда вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкреплённое прочными трудовыми навыками и умениями, создаёт основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретённые в детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд  детей в природе даёт реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача – формирование у детей любви к природе. Эта  задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создать для благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы. Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е. воспитывая у ребёнка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать её, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным « живым» общением детей с природой. Наблюдая красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от воспитателя умения использовать разнообразные методы работы с детьми ( наблюдения, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.

Литература:

  1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду.Л.А Каменева.
  2. Детям о природе. М Лучич.
  3.  Дошкольное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...