занятие по познавательному развитию "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова,   Александра Ивановича Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

   Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек»

Конспект  занятия

экспериментально- опытническая деятельность

с использованием элементов моделирования

«Воздух»

старшая группа

Подготовила: воспитатель  

Алексеева Т.В.

г. Нижний Новгород

2016г

1. образовательные задачи:

-сформировать умения обнаруживать воздух в предметах неживой природы.

- показать способы, приёмы обнаружения воздуха (воздух есть в целлофановом пакете, банке с водой, камнях, почве).

2. развивающие задачи:

- развитие познавательного опыта с помощью наглядных средств, моделей.

- развитие инициативы детей, самостоятельность мышления.

- развитие наблюдательности, способности делать умозаключения.

3. задачи на развитие речи.

-совершенствовать навыки ведения диалога, правильно согласовывать прилагательные и существительные.

- обогащение словаря: выпуклость, упругость.

4. воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к наблюдениям, любознательность, интерес к окружающей природе.

- воспитывать умение выслушивать других детей, доброжелательность в общении.

Оборудование и материалы:

Воздушные шары; стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребёнка; целлофановый пакет на каждого ребёнка; банка с водой; камни; ложки на каждого ребёнка; банка с землёй.

Сказочные персонажи: пятачок (из сказки «Вини-Пух».)

Ход занятия.

Воспитатель предлагает работу в лаборатории, дети надевают фартуки, значки.

Стук в дверь. Из сказки « Винни - Пух» входит  Пятачок с воздушным шариком.

-Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в гости, посмотрите какой у меня красивый шарик!

         Шарик лопается, Пятачок плачет.

Пятачок(плача)-ой – ой- ой- какой красивый у меня был шарик, я так хотел подарить этот шарик Винни – Пуху. Что же мне делать?

Пятачок - ребята, а у Вас для меня, случайно, не найдётся подарочного шарика для Винни - Пуха.

Воспитатель – успокойся, Пятачок, не грусти, у ребяток погости. А я, кажется ,  придумала. Давайте пригласим Пятачка в нашу лабораторию, ведь у нас там так много разных интересных вещей, может быть что-то и для тебя интересное найдётся.

Дети - оставайся.

Воспитатель –ребята, кто из вас хочет рассказать Пятачку как называется наша лаборатория, что мы там делаем.

Рассказ ребёнка: наша лаборатория называется «Совушка - умная головушка». Мы делаем опыты. Для того чтобы сделать опыт нам помогает лабораторная посуда.

Воспитатель – посмотрите в нашей лаборатории нашелся шарик!

Пятачок- нет, у меня был большой, круглый, красивый, а ваш не такой.

Воспитатель- а ребята тебе скажут, что нужно сделать, чтобы шарик стал большой, круглый, красивый, как у тебя.

Дети- надуть, наполнить воздухом.

Воспитатель- ребята, а кто из вас надувал шарики? Как вы их надували?

Дети- дышали, дули…

Воспитатель – наполняли воздухом. Поэтому и называется воздушный шарик!

Воспитатель- посмотрите, как воздушный шарик заполняется воздухом.

Дети- шарик надувается.

Воспитатель надувает шарик, дети дарят Пяточку.

Пятачок - -спасибо вам. Как у вас интересно!

Воспитатель- а если интересно, давайте вместе опяты делать. Давайте подойдем к столам. Но прежде скажи, Пятачок, что находится вокруг тебя? Пятачок перечисляет: стол, стул, цветы.

Воспитатель – а еще?

Дети- помогают – воздух.

Пятачок- воздух? А кто его видел, этот воздух? Может его и нет вовсе? Я лично никогда его не видел, а вы, ребята.

Воспитатель- давайте вместе докажем пятачку, что воздух все- таки есть! Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух?

Дети – прозрачный, невидимый…

Воспитатель –правильно воздух- невидимый, прозрачный, бесцветный, но его ещё можно почувствовать, потрогать.

Пятачок –а как?

Воспитатель – а наши ребята докажут.

Дети показывают и рассказывают «как обнаружить воздух».

(целлофановый пакет; помахать рукой на себя)

Делают вывод: хотя воздух и невидимый, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать).

Пятачок – ой, я вот, что вспомнил, однажды я был в гостях в Цветочном городе, меня угостили вкусной водой и дали трубочку – соломинку. Я конечно не только пил, но пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было!

Берёт стаканчик с водой, опускает соломинку. В это время воспитатель раздаёт такие же стаканчики с соломинкой.)

 Пятачок – дуйте в соломинку! У нас такое получится! Буря в стакане воды!

 Воспитатель – что образуется в стакане? Почему они образуются?

Вывод: мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

               

                              Физкультминутка:

Дети садятся в круг, берут друг друга за руки, закрывают глаза. (звучит музыка).

  Воспитатель –представьте, что вы один большой воздушный шар.

Шар наполняется воздухом и летит –руки вверх, покачивание из стороны в сторону. Наш шар пролетел над детским садом и возвращается назад в группу. В нашем шарике образовалась дырка и воздух стал потихоньку выходить – звук (ш).

  Воспитатель – продолжаем узнавать, что воздух есть везде.

                         - что вы увидели в тазике с водой?

Дети – пузырьки.

Воспитатель – какой вывод?

Если мы видим пузырьки, это значит в воде есть воздух.

Воспитатель- а есть ли в камешках воздух?

Дети- высказывают предположения.

Воспитатель бросает в воду камешек, ребята посмотрите внимательно пока опускается камешек на дно, пауза, затем спрашивает:

-Что вы увидели?

Дети- пузырьки.

Воспитатель- что это за пузырьки? Откуда они взялись?

Дети- пузырьки- это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду.

Воспитатель- а как вы думаете, в почве есть воздух?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель- как можно проверить?

Дети- бросить в воду.

Воспитатель – что вы увидели?

Дети – пузырьки.

Вывод: пузырьки- это воздух, он был в почве и вышел из неё, когда почва попала в воду.

Воспитатель- понравилось тебе, Пятачок, у нас в гостях?

Пятачок –очень! Я теперь понял, что воздух везде вокруг нас.

Просто я считал, раз я воздух не вижу, значит его нет. А вы мня убедили что он есть! Ребята, помогите мне вспомнить, как доказать, что воздух есть?

Дети вспоминают, рассказывают.

  Воспитатель- а чтобы ты ещё лучше запомнил мы тебе сегодня вечером нарисуем модели и пришлём по почте.

Прощаются.

Дети  снимают фартуки.

 Воспитатель- закончилась наша работа. И закрывается наша лаборатория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»

Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усв...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...