Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Минакова Светлана Юрьевна.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывали радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учились ставить цель, решать проблемы, выдвигали гипотезы и проверяли их опытным путем, делали выводы. Дошкольники овладели разными способами познания, так как опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_poznavatelnoe_razvitie_vozduh_1.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:


ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «СИБИРЯЧОК

Конспект непосредственной

образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

                  Тема: «Воздух»

                                                                                          Подготовила и провела:

                                                                                          Воспитатель 1 кв.кат

                                                                                          Минакова С. Ю.

                                                                                          .

                                         

                                       Новосибирская область

                                                Г.Бердск 2018 г.

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Старшая  группа

ТЕМА: «ВОЗДУХ »

Задачи:
1. Знакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения. 2.Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Предварительная работа: 

Беседы «Земля – наш общий дом».

Наблюдение за воздухом во время прогулок.

Дидактические игры «Живое и неживое», «Выбери игрушку». Опыты и эксперименты с водой и воздухом.

Чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова; «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким.
Словарная работа:

Существительные - лаборатория, опыты, эксперименты.

Прилагательные - прозрачный, невидимый.
Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри, белые халаты, шапочки ученых (по количеству детей), указка, картина о загрязнении воздуха («завод с дымящейся трубой»).
Форма проведения: фронтальная.

Организационный момент: 
 Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать,

 Но сначала нужно нам здравствуйте сказать.

Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Замечательно!

Ход занятия:

– Ребята, отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?

Ответы детей-(воздух..)

– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные, в нашей лаборатории. Напоминаю вам лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты.  Ребята, а вы знаете правила поведения в лаборатории?

Сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ни чего не трогать и находиться мы должны в специальной одежде: одеваем халаты и шапочки. Готовы! 
Воспитатель: Ребята вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
- А как вы думаете, где ещё находится воздух?
Ответы детей- Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).
Воспитатель: Как можно проверить, есть ли он в нашей группе? (предположения).
Воспитатель:  Я  предлагаю поймать с помощью пакетов.  Дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками.
- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку).
- Что в них находится? (воздух).
- Ребята, а в каких  предметах ещё находится воздух?

Ответы детей - мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники для плавания, шарик, надувная игрушка.
- Ребята давайте проверим действительно ли в пакете находится воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.
- Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).
- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают, для того, чтобы знать что получилось, над чем надо поработать. А мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой («зачеркнутое цветное пятно»).
(На доску выставляется карточка - символ).
- А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.
- Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан).
- Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой).
- Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду (нужно держать ровно).
- Попадает ли вода в стакан? (нет).
- Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан).
Ответы детей- Сухой!
- Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух и он не пустил воду).
- А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).
- Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух).
- Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки («пустой стакан»).
- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей).
(Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки).
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки).
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух).
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.
 Запишем результаты опыта с помощью карточки («изображение человека»).
- А теперь немного поиграем с ветерком.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей).
- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух).
- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? 
- Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха.  
Запишем результаты опыта с помощью карточки («нос»).
- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель в руке держит хвойную веточку).
- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас). Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).
- А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов).
- Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, качается штора на ветру). 
Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).
- Запишем с помощью вот такой карточки («качающееся на ветру дерево»).
 Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
- Сможет ли человек жить без воздуха?
- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза).
- Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться).
- Чего вам не хватало? (воздуха).
- Хорошо вам было без воздуха?

Ответы детей-  (нет, человек без воздуха погибнет).
Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому). Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). 
Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».
- В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха?

Ответы детей - (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог:
- Вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
- Что это? (надувает мыльные пузыри).
- Что внутри них? (воздух).
- Одну баночку с мыльными пузырями возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок, не замерзнут ли пузырьки на улице.
- А сейчас ребята будем играть:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Урок математики"

Конспект занятия по РЕМП в старшей группе составлен в игровой форме, объединяет в себе задания по разным разделам....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Мебель»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности может быть полезен педагогам, работающим с детьми логопедической группы старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «В мире дорожных знаков»

Формировать умение сравнивать две группы предметов, отвечать на вопросы «Каких знаков больше? Меньше? На сколько? Что нужно сделать, чтобы запрещающих и предупреждающих знаков было поровну? По с...

ПЛАН КОНСПЕКТ Непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. на тему: «Как встречают новый год в разных странах мира».

ПЛАН КОНСПЕКТНепосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.на тему: «Как встречают новый год в разных странах мира»....