занятие по познавательно-исследователькой деятельности "Песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Юденко Евгения Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pesok.docx59.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

«Здравствуй, песок»

в старшей группе

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.

Задачи:

Образовательные:

• расширять у детей представления о песке и его свойствах;

• формировать умения осуществлять осознанную практическую деятельность (Как это сделать? Что я знаю? Что сделано).

Развивающие:

• развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;

• развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Программное содержание:

Игровое вхождение в занятие, просмотр презентации и беседа, проведение опытов, сюрпризный момент – игра с кинетическим песком, рефлексия.

Предварительная работа:

Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.

Оборудование и материалы: экран, ноутбук, съемный диск (флэш-карта) с демонстрационным материалом. Песок, вода, салфетки, одноразовая посуда, мерная ложка, трубочки для коктейля, лупы, игровая атрибутика.

Методы и приемы:

Беседа, наблюдение, создание проблемной ситуации,

экспериментально-опытный, объяснительно-иллюстративный,

игровой.

Ход ООД

Организационный момент:

Воспитатель:

Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

А теперь детвора, начинать игру пора.

Проводиться игра «Тепло и холодно» (дети прикасаются ладошкой к ладошке воспитателя и называют объекты и явления не живой природы)

Воспитатель: молодцы, ребята

Поиграли мы с утра,

Заниматься нам пора:

Ждут в лаборатории нас дела.

-Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты. Уважаемые коллеги, готовы? (ответы детей)

-А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

-Ребята, перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно опустить туда руку, и сказать с каким материалом мы будем сегодня работать (ответы детей).

-Ну что, проверим ваши предположения. Открываю ящик и там действительно сухой песок.

-Что же такое песок и откуда он появился? (ответы детей)

-Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке

Просмотр презентации «Здравствуй, песок».

Слайд 1-5. Как образуется песок.

Когда-то давным-давно, когда наша планета Земля была еще совсем новенькая, песка на ней не было. Тогда к небу вздымались огромные скалы. Но постепенно, от того, что солнце сильно нагревало эти скалы, а холодный ветер охлаждал, вода с силой билась об эти скалы, они стали разрушаться. Сначала от скал отламывались крупные куски, потом они распадались на более мелкие, но кроме камней вода выбрасывает на берег и ракушки, вода перекатывает камешки и ракушки измельчает их и превращает в песок. Так на Земле появился песок.

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло – серый.

То морской он, то речной.

Отгадайте кто такой!

Слайд 6. Морской песок.

Морской песок бывает разный: состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков.

Слайд 7. Речной песок.

Песок бывает речной, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины, камней и камешков.

Слайд 8. Карьерный (горный) песок.

Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль.

Слайд 9. Песок пустыни: барханы.

Во время песчаных бурь в пустыне песок имеет страшную, разрушительную силу.

Вот какой разный песок.

-Вы согласны заняться изучением этого природного материала? (ответы детей)

-Скажите, а где можно проводить исследования и опыты? (ответы детей)

А теперь, уважаемые коллеги, я прошу вас пройти в лабораторию, и занять свои рабочие места.

Сначала повторим правила поведения в лаборатории:

• внимательно слушать воспитателя,

• выполнять предложенные действия аккуратно

• нельзя ничего брать в рот, тереть глаз,

• нельзя вертеться за столом, толкать товарищей,

• всегда мыть руки по окончании работы в лаборатории

Опытно-экспериментальная деятельность детей

Опыт 1. «Песчинка под лупой» - найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).

-Проведите свои исследования и дайте ответ.

Опыт 2. «Раз песчинка, два песчинка» - обратить внимание, на размер песчинок… они одинаковые?

Дети просеивают песок через сито и делают выводы.

Опыт 3. «Необычный дождь» - почувствовать сыпучесть сухого песка.

-Возьмите все необходимое для проведения этого опыта.

-Легко ли сыпется песок? (ответы детей)

-Почему, как вы думаете? (ответы детей)

-А, как вы, думаете, они скреплены между собой? (ответы детей)

-Если песок сыпется, то он какой? (ответы детей)

Опыт 4. «Может ли двигаться песок».

Игра с песком «Песчаный конус»- горсть песка сыпать струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно там образуется конус, который будет расти в высоту. С течением времени то в одном, то в другом месте на поверхности конуса возникнут сход песка, движение песка, похожее на течение воды. Побуждать детей к выводу, что именно так под воздействием ветра песок может двигаться по пустыне, и похож на морские волны.

Опыт 5. «Песчаная буря в банке».

Песок в банке - имитация пустыни. Для повышения безопасности опыта, банка закрыта крышкой с дырками, в одну из которых вставлена соломинка для коктейля. Заставить песок перемещаться с одного места на другое - у самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик - бархан.

Опыт 6. «Есть ли запах у песка»

Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок? (ответы детей)

Опыт 7. «Растворяется ли песок».

Предложить детям поместить песок в воду и размешать ложечкой.

-Что произошло с водой и песком?

-Итак, кто даст ответ на этот вопрос? (если дети дают неоднозначный ответ, то провести опыт с растворимым свойством сахара)

-Попробуйте слепить из сухого песка куличик. Что получилось? (ответы детей).

-Что надо сделать, чтобы слепить куличик? (ответы детей)

Опыт 8. «Свойства мокрого песка»

Предложить детям намочить небольшое количество песка с помощью пульверизатора. Проверяем свойства мокрого песка, сравниваем с сухим песком и делаем выводы:

Не сыпется – вязкий, мокрый, липкий;

Цвет – темнее, чем сухой песок;

Не движется под воздействием ветра;

Имеет специфический запах

Мокрый песок лепиться.

-А кто догадается, почему это произошло?

Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.

Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

-А теперь я предлагаю поиграть представить модели сухого и влажного песка.

-Представьте, что вы песчинки. А я ветер. Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие).

-Это модель сухого песка.

-А теперь, полил дождь и намочил песок, что получилось? Покажите мне модель мокрого песка.

Рефлексия.

Ну что, уважаемые коллеги, я очень довольна вашими исследованиями. А какое у вас осталось впечатление от работы в лаборатории? Я предлагаю вам это оценить самостоятельно, для этого нарисуйте веселого или грустного смайлика (в зависимости от ваших впечатлений) на песке.

В табличку, явления неживой природы нам следует отнести следующее:

  1. Идет дождь;
  2. ледоход;
  3. землятресение;
  4. извержение вулкана;
  5. солнечный свет;
  6. ветер или ураган;
  7. наводнение;
  8. паводок;
  9. уменьшение светового дня;
  10. радуга;
  11. молния;
  12. образование инея.
  13. буран;
  14. затяжные дожди.

Теперь, нам предстоит определить явления, которые относятся к живой природе:

  1. рождение ребенка;
  2. цветение;
  3. сбор меда пчелами;
  4. строительство птицами гнезд;
  5. распускание почек на деревьях;
  6. прилет птиц;
  7. впадание некоторых животных в зимнюю спячку;
  8. созревание ягод и грибов;
  9. выведение птенчиков;
  10. осенняя линька животных.

https://сезоны-года.рф/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/nejivaya_priroda_2-650x255.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Конспект ОД в подготовительной группе.Познавательно-исследователькая деятельность (экспериментирование) тема: "Магнит и его свойства"

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение пр...