Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Фиткулина Гайша Габжамильевна
Во время образовательной деятельности дети закрепят представление об осени как времени года, ее существенных признаках, получат первоначальное представление о географической карте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

в средней группе.

 «Путешествие к бабушке Марфе»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественного слова, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Цель: создание условий для формирования познавательных действий, развития воображения и творческой активности детей.

Задачи:

  1. Формировать первичные представления об окружающем мире: времени года, овощах, животных в лесу, деревьях.
  2. Продолжать формировать умение детей выполнять поручения в   совместной коллективной деятельности.
  3. Вызвать интерес детей к первоначальным методам моделирования пространства.
  4. Развивать у детей первичные  географические представления о карте.  

Планируемые результаты: дети имеют представление об осени как времени года, ее существенных признаках, называют овощи и место их произрастания, проявляют интерес к лесу как к дому для животных и растений, знают элементарные правила поведения в лесу, имеют первоначальное представление о географической карте.

Материалы: иллюстрации с изображением осеннего леса, деревьев, грибов и ягод, предметные картинки, силуэты деревьев, домов для моделирования, клей, фломастеры, восковые мелки, ватман.

Зонирование пространства группы по маршруту карты: город, река, огород, деревня (см. приложение №1)

Методы и приемы:

- наглядный: демонстрация слайд-шоу «Лес», рассматривание предметных картинок,  показ приёмов моделирования;

- словесный: беседа (вопросы, пояснение), художественное слово (стихи, загадки);

- практический: аппликация, рисование, составление предметно-схематических моделей;

- игровой: игровые ситуации, сюрпризный момент;

- эвристический: создание карты-схемы маршрута.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: поход, схема, маршрут, карта, брод, подвесной мост, дощатый мост, листопад, извилистая тропинка.

Предварительная работа:

  • Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке,  из окна (осенние деревья и кустарники, листопад, дождь, ветер,  и т. д.).
  • Рассматривание книжных  иллюстраций, картинок на осеннюю тему.      
  • Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.
  • Беседы о деревьях.
  • Дидактические игры: «Найди свое дерево», «С какого дерева листок», «Во саду ли, в огороде», «Узнай по описанию» и пр.
  • Рассматривание   карт, географических атласов.
  • Чтение и слушание стихов об осени.

Содержание организованной образовательной деятельности: 

Организационный момент: телефонный  звонок (воспитатель отвечает)

- Здравствуйте, бабушка Марфа. Как вы поживаете? В гости нас ждете? Ребята, звонила бабушка Марфа, приглашает нас к себе. Ну что, ребята, поедем в гости?  Хорошо, бабушка Марфа, приедем. Автобусы не ходят, только пешком? Ребята, пойдем пешком? А где вы живете? А как мы найдем дорогу? Не заблудимся? Ребята, запоминайте дорогу. За городом речка будет, перейдете через речку, там  увидите  лес, идите через лес по тропинке, за лесом - огород. Хорошо, мы с ребятами обязательно придем.

- Ребята, звонила бабушка Марфа, пригласила  нас в гости, живет она в деревне за лесом, туда только пешком  можно добраться. Как нам быть, ребята? ( отправится в поход). А что такое поход? (организованная прогулка, путешествие с определенной целью) Для чего мы отправляемся в поход (потому что нас пригласила Бабушка Марфа и мы хотим проведать ее). А вдруг мы заблудимся? А как назад вернемся? (ответы детей) Ребята, я придумала, давайте проложим маршрут нашего путешествия (маршрут - это наш путь, где мы идем) и отметим  его на бумаге, которая станет нашей картой.

 -Ну что собираемся в поход. Что необходимо взять с собой? (Ответы детей) на столе лежат предметные  картинки с изображением необходимых вещей в походе) - Берем те предметы, которые нужны нам в походе.

-Теперь отправляемся за город, в лес. Как вы думаете, как мы можем попасть за город? (можем поехать). На чем?  (ответы детей)

-Я предлагаю отправиться  за город на автобусе.

А вот и наш автобус. Занимаем свои места. Выбираем водителя? Мы едем за город!

-Ребята, что вы видите за окном? (ответы детей)

-А что такое город? (Улицы, многоэтажные дома)

-Как называется наш город? (Новосибирск)

-Вот мы и приехали. Выходим аккуратно из автобуса, не мешаем друг другу.

-Обозначим на нашей карте начало нашего маршрута, наклеив изображения домов.

Дети наклеивают заранее приготовленные изображения домов, фломастерами рисуют улицы (необходимо распределить, кто что делает).

- Продолжим наш путь. Кто помнит, что должно встретиться у нас на пути? (речка). А вот и речка. Как можно  переправиться на другой берег?  (ответы детей). Ребята, а еще можно перейти по камням, там, где неглубоко. Мелкое место на реке, где можно перейти, называется  брод (воспитатель предлагает перейти речку по дощатому или по подвесному мосту либо по камням).

- Сейчас мы отметим на нашей карте второй пункт нашего маршрута – реку, мост, брод (рисуем фломастерами).

Загадывание загадки:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку брусникой,

Катю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Серёжу – сыроежкой,

Настеньку – малинкой,

Полину – земляникой.

Так кто этот богатырь? (ЛЕС)

- Вот мы и в лесу. А что такое лес?  ( Это место, где растет много деревьев кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые).

Просмотр слайд-шоу «Лес»

-Какие деревья вы узнаете? (береза, тополь, клен, рябина)

-А что еще в лесу растет? (ягоды, грибы) Какие?

 -Какое сейчас время года? (осень.)

- Ребята, а почему осень? Как мы узнали, что осень? ( Листья желтые, красные. Становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками, погода пасмурная, идёт моросящий дождь. Листья на деревьях опадают, птицы улетают в теплые края). Значит, какой сейчас лес?  (осенний).

-Кого можно встретить в лесу?  Каких зверей?  А что они сейчас делают? (ответы детей).

-А как животные готовятся  зиме? (запасают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и более светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.)

- Какие правила поведения в лесу? Ответы детей:

  • Нельзя шуметь, бегать в лесу.
  • В лесу нужно ходить по тропинкам,
  • Нельзя рвать цветы, ломать ветки деревьев.
  • Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
  • Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
  • Нельзя разжигать костёр.

-Молодцы, ребята, знаете как себя вести в лесу. Вот мы сейчас пойдем по тропинке извилистой (идем змейкой по группе)

-Как приятно ходить по земле, по разноцветным листьям. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. Ребята, скажите, как  называются явление, когда опадают листья? (Листопад.)

-Лес закончился, ребята нужно обозначить  лес на нашем маршруте (наклеиваем готовые изображения деревьев).

Чтение стихотворения об осени

-Продолжим путь.  Ребята,  что мы должны увидеть  за лесом  (огород). А что такое огород? Действительно, вот и огород. Что растет на огороде? (ответы детей)

-Давайте отметим на нашей карте огород (рисуем грядки, наклеиваем изображения овощей).

-Ребята, вот и дом Бабушки Марфы  мы и пришли. А вот и бабушка Марфа (воспитатель надевает фартук, платок на голову) Здравствуйте, ребятки, здравствуйте, внучатки. Какие вы молодцы, что решили меня проведать.

-Как добрались, дорогу-то быстро нашли, не плутали? (дети отвечают) А обратно то, как вернетесь, не заблудитесь? (дети отвечают)  Карту рисовали? Покажите-ка, что за карта, что это такое? Какие же вы молодцы, все отметили, ничего не забыли, теперь точно назад дорогу найдете.  А я вам угощение  припасла - варенья малинового – малины нынче много было в лесу, да баранок приготовила, наверно устали с дороги, проголодались (приглашает на чай).



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Рекомендации  по зонированию пространства группы к занятию

Зонирование пространства группы по маршруту карты (город - автобус, зона реки, зона осеннего леса, зона деревни)

  1. «Автобус»: - расставить стульчики в два ряда, впереди  стул для водителя, где лежит руль, стул для воспитателя – лицом к детям, чтоб вести беседу во время поездки.
  2. «Река»:  - можно взять обои и раскрасить в голубой цвет, либо голубую ткань; «Мост» - физкультурная ребристая доска; «камни» – массажные подушечки, « подвесной мост» - канат.
  3. «Лес»: подготовить слайд-шоу «Лес», или на доске, стене развесить фотографии, картинки с изображением осеннего леса, фотографии деревьев  (береза, тополь, рябина, клен, осина). На столе – картинки с изображением ягод (малина, земляника, брусника, черника); грибов (белый гриб, подберезовик, мухомор);  животных (медведь, еж, белка, заяц, лиса); птиц (дятел, синица, воробей).
  4. «Деревня, огород»:  - можно также изображения избы, деревенского домика, огорода; либо  на импровизированной грядке из ткани, бумаги, лежат настоящие овощи или муляжи (капуста, морковь, свекла, огурцы, кабачки, тыква, лук, картофель и т.д.)
  5. «Карта»:  самое главное необходимо организовать место для продуктивной деятельности.  Можно сдвинуть два стола, чтоб детям удобно было подойти со всех сторон. На столе ватман, лучше плотные обои,  клей-карандаш, тряпочки, фломастеры, восковые карандаши. Подносы с не очень крупными изображениями деревьев, многоэтажных домов, овощей (можно вырезать из журналов, старых учебников, скачать с интернета и распечатать) стоят на отдельном столе и  выставляются  по ходу создания карты.



Предварительный просмотр:

Приложение №2

                             Список используемой литературы

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой.  М., 2011
  2. Горькова Л.Г.,  Кочергина А.В., ОбуховаЛ.А.. Сценарий занятий по экологическому воспитанию.  Средняя, старшая, подготовительная группа. М., 2008.
  3.  Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Минск. 1999.
  4. Руденко В. «В окне подруга осень»
  5. Мазнин И. 500 загадок для детей. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
  6. Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». – Воронеж, «Метода», 2015.
  7. Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. Образовательная область «Познавательное развитие». – Воронеж, «Метода», 2015.
  8. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Интернет-ресурсы:  allforchildren.ru – стихи об осени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе "Как жили в старину"

Конспект образовательной деятельности направлен на знакомство детей с историей, традициями и бытом русского народа.   Образовательныеобласти ТемаЗадачиВиды  детской...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). «Кто в Теремочке живет»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группепо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). «Кто в Теремочке живет»...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественное творчество" Аппликация на тему: "Новогодняя открытка"

В преддверии Нового года, так важно подготовить для родных и близких подарки. Новогодняя открытка созданная маленькими, но довольно умелыми ручками - отличный подарок к празднику....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе детского сада. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Рисование.Тема: «Ежик»

Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционной техникой рисования: метод «тычка» – рисование жесткой полусухой кистью....