Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста "Путешествие по Масленичной неделе"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Величко Виктория Викторовна

Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительного к школе возраста по реализации ОО "Познавательное развитие" с интеграцией с ОО "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное  развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_maslenichnoy_nedele.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №41 общеразвивающего вида

Калининского района Санкт-Петербург

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста

«Путешествие по Масленичной неделе»

Технологии: здоровьесберегающие, игровая, проектная,                      личностно-ориентированная

 

Воспитатель: Величко Виктория Викторовна

2017

  1. Психолого-педагогические задачи:

- Способствовать возникновению чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

- Создавать  благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

- Приобщать детей к культуре и истории русского народа.

- Закрепить знания детей о празднике Масленица, о традиционной еде, песнях и играх.

- Развивать общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации: умение прощать и просить прощение.

-Воспитывать доброжелательность, желание быть гостеприимным, щедрым, радушным.

- Воспитывать желание помочь, поддержать, порадоваться за другого.

- Обогащать словарный запас.

- Совершенствовать навыки связной устной речи.

- Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора – пословицами, поговорками, потешками, закличками,  учить осмысливать их значение.

- Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешки, заклички.

- Способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей.

- Закреплять навыки самообслуживания.

- Продолжать развивать умения действовать по сигналу педагога, скорость и быстроту реакции.

  1. Интеграция ОО.

-Познавательное развитие.

- Речевое развитие.

-Социально-коммуникативное развитие.

-Художественно-эстетическое развитие.

-Физическое развитие.

  1. Предварительная работа.

- Словарная работа по теме: «Хлебобулочные и кондитерские изделия».

- Знакомство с традициями празднования Масленицы.

-Заучивание масленичных потешек и закличек.

-Изготовление из соленого теста масленичных угощений.

-Изготовление куклы Масленицы.

  1. Оборудование и материалы.

- Картинки с изображением фрагментов празднования Масленицы.

-Кукла «Масленица».

-Музыкальное сопровождение (русские народные масленичные песни).

- Карточки с буквами.

- Кисти, краски, поделки из теста.

  1. Ход НОД.

    -Ребята, поздоровайтесь  с нашими гостями.

    -Ребята, как ваше настроение сегодня?

    -Давайте попробуем сделать его ещё лучше, становитесь в круг, беритесь     за руки и повторяйте за мной:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

(подняли сцепленные руки вверх).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о Масленице. (Звучит масленичная песня). Кто мне ответит на вопрос, что такое Масленица?

Ответы детей: Праздник русского народа.

Воспитатель: Чем сопровождается всегда масленица?

Ответы детей: Сопровождается Масленица  весёлыми песнями, плясками и играми.

Воспитатель: Ребята, а что празднуют на Масленицу? Чему так веселятся люди от мала до велика?

Ответы детей: Масленица – это проводы зимы, встреча весны. Люди  прощались с зимними холодами и приветствовали красавицу-весну.

Воспитатель: Сколько длится этот праздник? Сколько дней в неделе? Перечислите их?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! По русской традиции праздник длится 7 дней – с понедельника по воскресенье, и каждый день имеет своё название и свои обычаи. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Масленичной неделе и сделаем с вами семь остановок. Итак, за мной, в путь!

Воспитатель: Первая остановка «Встреча». Так называется первый день Масленицы. Посмотрите, пожалуйста, на картинку. (Рассматривание иллюстрации №1). Что вы видите на ней?

Ответы детей: Чучело Масленицы.

Воспитатель: Из чего делали чучело Масленицы?

Ответы детей: Из соломы, надевали на него старую женскую одежду.

Ребята, давайте с вами вспомним, какими словами зазывали Масленицу?

Ответы детей:

Приезжай к нам в гости Масленица,

На широкий двор – на горах покататься,

В блинах поваляться, сердцем потешаться!)

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет Масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Воспитатель: Чучело Масленицы ставили на  снежной горе, с которой начинались катания на санях. У нас с вами тоже есть такая кукла, вы её изготовили своими руками.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше, нас ждёт следующая станция «Заигрыш».  (Рассматривание иллюстрации №2). Посмотрите на картинку. Как вы думаете,  почему она так называется?

Ответы детей: В этот день начинались игры и потехи, катания с гор, состязания.

Воспитатель: Сейчас мы с вами тоже поиграем в народную русскую игру «Лапти». Для этого всем нужно разуться и поделиться на две команды. Ребята, что такое лапти?

Ответы детей: Плетеная обувь, в которой ходили крестьяне в Древней Руси.

Воспитатель: Послушайте внимательно правила игры: две команды выстраиваются в две линии. Обувь сваливается в кучу и перемешивается. По моему сигналу от каждой команды к куче  бежит участник, быстро обувается и возвращается назад, затем бежит следующий. Выигрывает та команда, в которой дети умеют быстро обуваться. Все застёжки честно застегиваем, а то победа не засчитается.

     Игра.

Воспитатель: Молодцы! Теперь отправляемся в третий день Масленицы, а называется он «Лакомка». (Рассматривание иллюстрации №3). Чем лакомились люди в этот праздник?

Ответы детей: Блинами.

Воспитатель: Правильно! В народе говорили: «Без блинов – не масленица». Почему именно блинами угощались, как вы думаете?

Ответы детей: Блин – символ солнца, которое возрождается весной. Воспитатель: Посмотрите, сколько еды и угощений готовили и съедали  в этот праздник. Существует такая поговорка: «Масленица - объедуха, деньгами прибируха». Как вы понимаете эту поговорку? Что за необычные слова «объедуха» и «прибируха»?

Ответы детей: Много ели и много денег тратили, чтобы весело и интересно отметить праздник.

Воспитатель: Сейчас мы с вами тоже будем печь блинчики. Игра называется «Блинчики». Становимся парами лицом друг к другу. Один держит руки ладонями вверх, второй, поглаживая его руки, говорит:

Блинчики, блинчики

Жарятся, жарятся…

Подгорели!

На слове «подгорели» хлопает товарища по ладошкам. Задача первого игрока – вовремя убрать ладошки. Затем играющие меняются местами. (по 2 раза).

Воспитатель: Мы отправляемся на четвертую станцию Масленицы, которая называется «Разгул» или «Широкий четверг». (Рассматривание иллюстрации №4).  Что изображено на картинке?

Ответы детей: Соревнования, состязания.

 Воспитатель: В этот день происходили жаркие масленичные кулачные бои, в которых были строгие правила:

 - нельзя бить упавшего, отсюда появилась пословица «Лежачего не бьют»;

 - нельзя вдвоём нападать на  одного  - пословица «Двое дерутся – третий не лезь»);

 - нельзя бить по затылку.

За нарушение этих правил грозило наказание. Итак, давайте повторим, какие же пословицы возникли из правил кулачных боёв?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Нас с вами ждёт пятая и шестая остановка. Какие же это дни недели? (Рассматривание иллюстраций №5 и 6). Это были гостевые дни. Родственники ходили  друг к другу в гости. А для гостей готовилось угощение. Какое?

Ответы детей: блины, бублики, медовые пряники, крендели, плетёнки).

Воспитатель: Сейчас мы с вами разделимся на две команды и соберем из букв слова, которые вы назвали. Разложите карточки и внимательно посмотрите на буквы. (пряник, бублик).

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, последняя станция Масленичной недели называется «Прощёное воскресение». (Рассматривание иллюстрации №7).  Что делали в этот день.

Ответы детей : В этот день устраивали проводы Масленицы, жгли масленичный костёр, на котором сжигали соломенное чучело.

Воспитатель: А также пели прощальные песни,  просили прощения друг у друга. Ребята, в каких случаях нужно просить прощения? Как это нужно делать? Как нужно поступать, если у тебя просят прощения? Почему нельзя обижать других? (Ответы детей)

Воспитатель: Путешествие наше закончилось, но праздник продолжается.

Мы с вами тоже готовились к масленичной неделе  и приготовили много разной вкусной выпечки: лепили из солёного теста. Сейчас  вам предлагаю пройти на свои места и закончить свою работу. Я приготовила для вас кисти и краски, с помощью которых вы сделаете ваши изделия красочные и аппетитные. Вы можете пофантазировать и придумать другие варианты пряников, пирожков, крендельков и бубликов. Когда они подсохнут, мы поместим их в наш уголок для игр. И вы сможете устраивать интересные чаепития.

     Дети садятся на свои места, звучит музыка – прощальная песня.

     Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, я вами очень довольна. Все иллюстрации и книгу о праздниках русского народа я оставлю для вас в книжном уголке, где вы сможете их рассмотреть повнимательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная фантазия» (квилинг)

Тема: «Цветочная фантазия» (квилинг, или бумажная филигрань)Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Берегись насекомых» Образовательная область " Познание "

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Тополек»   Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми подготовительной к шк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы. Тема недели: « Я – человек». «На лесной полянке»

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре с здоровьесберегающими технологиями....

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....