Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста "Путешествие по Масленичной неделе"
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Величко Виктория Викторовна

    Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительного к школе возраста по реализации ОО "Познавательное развитие" с интеграцией с ОО "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное  развитие".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_po_maslenichnoy_nedele.docx30.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №41 общеразвивающего вида

    Калининского района Санкт-Петербург

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста

    «Путешествие по Масленичной неделе»

    Технологии: здоровьесберегающие, игровая, проектная,                      личностно-ориентированная

     

    Воспитатель: Величко Виктория Викторовна

    2017

    1. Психолого-педагогические задачи:

    - Способствовать возникновению чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

    - Создавать  благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

    - Приобщать детей к культуре и истории русского народа.

    - Закрепить знания детей о празднике Масленица, о традиционной еде, песнях и играх.

    - Развивать общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации: умение прощать и просить прощение.

    -Воспитывать доброжелательность, желание быть гостеприимным, щедрым, радушным.

    - Воспитывать желание помочь, поддержать, порадоваться за другого.

    - Обогащать словарный запас.

    - Совершенствовать навыки связной устной речи.

    - Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора – пословицами, поговорками, потешками, закличками,  учить осмысливать их значение.

    - Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешки, заклички.

    - Способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей.

    - Закреплять навыки самообслуживания.

    - Продолжать развивать умения действовать по сигналу педагога, скорость и быстроту реакции.

    1. Интеграция ОО.

    -Познавательное развитие.

    - Речевое развитие.

    -Социально-коммуникативное развитие.

    -Художественно-эстетическое развитие.

    -Физическое развитие.

    1. Предварительная работа.

    - Словарная работа по теме: «Хлебобулочные и кондитерские изделия».

    - Знакомство с традициями празднования Масленицы.

    -Заучивание масленичных потешек и закличек.

    -Изготовление из соленого теста масленичных угощений.

    -Изготовление куклы Масленицы.

    1. Оборудование и материалы.

    - Картинки с изображением фрагментов празднования Масленицы.

    -Кукла «Масленица».

    -Музыкальное сопровождение (русские народные масленичные песни).

    - Карточки с буквами.

    - Кисти, краски, поделки из теста.

    1. Ход НОД.

        -Ребята, поздоровайтесь  с нашими гостями.

        -Ребята, как ваше настроение сегодня?

        -Давайте попробуем сделать его ещё лучше, становитесь в круг, беритесь     за руки и повторяйте за мной:

    Все мы дружные ребята.

    Мы ребята – дошколята.

    Никого не обижаем.

    Как заботиться мы знаем.

    Никого в беде не бросим.

    Не отнимем, а попросим.

    Пусть всем будет хорошо,

    Будет радостно, светло!

    (подняли сцепленные руки вверх).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о Масленице. (Звучит масленичная песня). Кто мне ответит на вопрос, что такое Масленица?

    Ответы детей: Праздник русского народа.

    Воспитатель: Чем сопровождается всегда масленица?

    Ответы детей: Сопровождается Масленица  весёлыми песнями, плясками и играми.

    Воспитатель: Ребята, а что празднуют на Масленицу? Чему так веселятся люди от мала до велика?

    Ответы детей: Масленица – это проводы зимы, встреча весны. Люди  прощались с зимними холодами и приветствовали красавицу-весну.

    Воспитатель: Сколько длится этот праздник? Сколько дней в неделе? Перечислите их?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! По русской традиции праздник длится 7 дней – с понедельника по воскресенье, и каждый день имеет своё название и свои обычаи. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Масленичной неделе и сделаем с вами семь остановок. Итак, за мной, в путь!

    Воспитатель: Первая остановка «Встреча». Так называется первый день Масленицы. Посмотрите, пожалуйста, на картинку. (Рассматривание иллюстрации №1). Что вы видите на ней?

    Ответы детей: Чучело Масленицы.

    Воспитатель: Из чего делали чучело Масленицы?

    Ответы детей: Из соломы, надевали на него старую женскую одежду.

    Ребята, давайте с вами вспомним, какими словами зазывали Масленицу?

    Ответы детей:

    Приезжай к нам в гости Масленица,

    На широкий двор – на горах покататься,

    В блинах поваляться, сердцем потешаться!)

    Едет Масленица дорогая,

    Наша гостьюшка годовая,

    Да на саночках расписных,

    Да на кониках вороных,

    Живет Масленица семь деньков,

    Оставайся семь годков.

    Воспитатель: Чучело Масленицы ставили на  снежной горе, с которой начинались катания на санях. У нас с вами тоже есть такая кукла, вы её изготовили своими руками.

    Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше, нас ждёт следующая станция «Заигрыш».  (Рассматривание иллюстрации №2). Посмотрите на картинку. Как вы думаете,  почему она так называется?

    Ответы детей: В этот день начинались игры и потехи, катания с гор, состязания.

    Воспитатель: Сейчас мы с вами тоже поиграем в народную русскую игру «Лапти». Для этого всем нужно разуться и поделиться на две команды. Ребята, что такое лапти?

    Ответы детей: Плетеная обувь, в которой ходили крестьяне в Древней Руси.

    Воспитатель: Послушайте внимательно правила игры: две команды выстраиваются в две линии. Обувь сваливается в кучу и перемешивается. По моему сигналу от каждой команды к куче  бежит участник, быстро обувается и возвращается назад, затем бежит следующий. Выигрывает та команда, в которой дети умеют быстро обуваться. Все застёжки честно застегиваем, а то победа не засчитается.

         Игра.

    Воспитатель: Молодцы! Теперь отправляемся в третий день Масленицы, а называется он «Лакомка». (Рассматривание иллюстрации №3). Чем лакомились люди в этот праздник?

    Ответы детей: Блинами.

    Воспитатель: Правильно! В народе говорили: «Без блинов – не масленица». Почему именно блинами угощались, как вы думаете?

    Ответы детей: Блин – символ солнца, которое возрождается весной. Воспитатель: Посмотрите, сколько еды и угощений готовили и съедали  в этот праздник. Существует такая поговорка: «Масленица - объедуха, деньгами прибируха». Как вы понимаете эту поговорку? Что за необычные слова «объедуха» и «прибируха»?

    Ответы детей: Много ели и много денег тратили, чтобы весело и интересно отметить праздник.

    Воспитатель: Сейчас мы с вами тоже будем печь блинчики. Игра называется «Блинчики». Становимся парами лицом друг к другу. Один держит руки ладонями вверх, второй, поглаживая его руки, говорит:

    Блинчики, блинчики

    Жарятся, жарятся…

    Подгорели!

    На слове «подгорели» хлопает товарища по ладошкам. Задача первого игрока – вовремя убрать ладошки. Затем играющие меняются местами. (по 2 раза).

    Воспитатель: Мы отправляемся на четвертую станцию Масленицы, которая называется «Разгул» или «Широкий четверг». (Рассматривание иллюстрации №4).  Что изображено на картинке?

    Ответы детей: Соревнования, состязания.

     Воспитатель: В этот день происходили жаркие масленичные кулачные бои, в которых были строгие правила:

     - нельзя бить упавшего, отсюда появилась пословица «Лежачего не бьют»;

     - нельзя вдвоём нападать на  одного  - пословица «Двое дерутся – третий не лезь»);

     - нельзя бить по затылку.

    За нарушение этих правил грозило наказание. Итак, давайте повторим, какие же пословицы возникли из правил кулачных боёв?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Нас с вами ждёт пятая и шестая остановка. Какие же это дни недели? (Рассматривание иллюстраций №5 и 6). Это были гостевые дни. Родственники ходили  друг к другу в гости. А для гостей готовилось угощение. Какое?

    Ответы детей: блины, бублики, медовые пряники, крендели, плетёнки).

    Воспитатель: Сейчас мы с вами разделимся на две команды и соберем из букв слова, которые вы назвали. Разложите карточки и внимательно посмотрите на буквы. (пряник, бублик).

    Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, последняя станция Масленичной недели называется «Прощёное воскресение». (Рассматривание иллюстрации №7).  Что делали в этот день.

    Ответы детей : В этот день устраивали проводы Масленицы, жгли масленичный костёр, на котором сжигали соломенное чучело.

    Воспитатель: А также пели прощальные песни,  просили прощения друг у друга. Ребята, в каких случаях нужно просить прощения? Как это нужно делать? Как нужно поступать, если у тебя просят прощения? Почему нельзя обижать других? (Ответы детей)

    Воспитатель: Путешествие наше закончилось, но праздник продолжается.

    Мы с вами тоже готовились к масленичной неделе  и приготовили много разной вкусной выпечки: лепили из солёного теста. Сейчас  вам предлагаю пройти на свои места и закончить свою работу. Я приготовила для вас кисти и краски, с помощью которых вы сделаете ваши изделия красочные и аппетитные. Вы можете пофантазировать и придумать другие варианты пряников, пирожков, крендельков и бубликов. Когда они подсохнут, мы поместим их в наш уголок для игр. И вы сможете устраивать интересные чаепития.

         Дети садятся на свои места, звучит музыка – прощальная песня.

         Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, я вами очень довольна. Все иллюстрации и книгу о праздниках русского народа я оставлю для вас в книжном уголке, где вы сможете их рассмотреть повнимательнее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная фантазия» (квилинг)

    Тема: «Цветочная фантазия» (квилинг, или бумажная филигрань)Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развит...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Берегись насекомых» Образовательная область " Познание "

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Тополек»   Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми подготовительной к шк...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы. Тема недели: « Я – человек». «На лесной полянке»

    Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре с здоровьесберегающими технологиями....

    конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

    Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....