Ознакомление с окружающим миром. Природа. Для детей дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «Секреты радуги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чиканакова Елена Николаевна

Ознакомление с окружающим миром. Природа.

Для детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Тема: «Секреты радуги»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga.docx561.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с окружающим миром. Природа.

Для детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Тема: «Секреты радуги»

Составила: воспитатель ГБОУ Школа 384

Чиканакова Е.Н.

Москва, 2018г.

Задачи: узнать причину появления радуги и получит радугу с помощью разнообразных материалов; закрепить последовательность цветов радуги.

Мотивировать ребенка к деятельности исследовательского характера; 

стимулировать познавательный интерес.

Здравствуйте ребята! Сегодня я расскажу вам про одно очень красивое явление в природе, но сначала отгадайте мою загадку.

Дождик с Солнцем смастерил

Мост высокий без перил.
От чудесного моста

Всему миру красота…(Радуга)

Совершенно верно это радуга. А кто видел радугу?

- Когда это было? В сухую жаркую погоду, во время или после дождя?

(Когда идет дождь и светит солнце)

 Радуга – это великолепное красочное явление. Глядя на радугу, нам хочется верить в чудеса и волшебство. Какое из природных явлений может сравниться  по красоте с радугой?  Я думаю, что это самое удивительное явление.

Если вы увидели радугу вечером значит ночью будет хорошая погода, а утром –что, в течение дня будет дождь. Существует множество легенд о радуге.  

-Славяне верили, что радуга «пьет» воду из озер, рек и морей: подобно змею, опустив свое жало в воду, набирает в себя воду, а после выпускает, отчего и бывает дождь.

-Скажите можно радугу потрогать?

-Вот я могу потрогать все, что нас окружает, а вот радугу потрогать нельзя. Сейчас я вам расскажу одну историю.

Был такой  ученый  Исаак Ньютон. Это был очень внимательный человек. Однажды он сидел в своей комнате и увидел, как из замочной скважины проглядывает лучик света. Он взял в руки призму - это предмет, способный разложить луч света на составляющие, и поставил на пути лучика, лучик света размножился на семь цветов т.е спектр. Так он доказал, что белого цвета в природе не существует. А в белом цвете содержатся все цвета радуги. Сейчас я это вам покажу.

http://3.bp.blogspot.com/-IWJHDL7Kt4M/TrJ8YqAvRlI/AAAAAAAAAwY/n0_6HxQE06I/s1600/disco_de_newton-cores-angulos.jpg

https://www.wikihow.com/images/d/d7/Make-a-Newton-Disc-Step-12.jpg

У меня в руках диск Ньютона, вставим карандаш в центр круга и быстро его раскрутим. Что мы видим?

Действительно получился белый цвет.

Давайте, исследуем радугу. Вы готовы? И постараемся разобраться в причинах появления этого чудесного природного явления.

Кто скажет, как появляется радуга? Ребята, неужели на небе есть такие призмы?

Что нужно чтобы появилась радуга?

( ответ детей солнце и капли дождя)

 Да радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы. Значит роль «призмы» выполняют    ( ответы детей -капли дождя).

Посмотрите на радугу. Цвета радуги всегда расположены в одном и том же порядке сверху вниз: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Самая яркая полоса – красная. Каждый следующий цвет бледнее предыдущего. Фиолетовый вообще с трудом различим на фоне неба. Как нам запомнить цвета? У меня есть секрет, который я вам сейчас открою.

Над землёю, над водою

Встала радуга дугою.

Семь цветов ты видишь в ней,

Как запомнить их верней?

Не забудешь семь цветов,

Зная семь волшебных слов:

каждый охотник желает знать, где сидит фазан!

- Кто знает, что это за слова? 

Начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.
http://www.rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/105/d-104626/img12.jpg

Каждый — Красный 
Охотник — Оранжевый
Желает — Жёлтый 
Знать — Зелёный 
Где — Голубой 
Сидит — Синий 
Фазан — Фиолетовый

Воспитатель: Давайте все вместе произнесём эти слова. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». 

Настало время узнать как вы запомнили спектр цветов радуги– соберем радугу.

Вот лежат полоски всех цветов радуги. Надо взять одну и встать по порядку.

когда все встанут каждый скажет волшебное слово.

Например:  Маша скажет -каждый, Вова скажет –охотник, Никита - желает  и т. д.

Молодцы запомнили, как расположены семь цветов радуги.

Теперь скажите, что можно сказать про радугу в чем секрет такого явления. Радуга появляется, когда есть солнце и капли дождя.

Радуга – удивительное природное явление, которое вызывает радость, восторг.

И постараемся разобраться в причинах появления этого чудесного природного феномена.

Эксперимент 1. Радуга на диске

Оборудование: диск компьютерный или DVD

Ход: направить источник света на диск. На диске отразиться спектр радуги.

Эксперимент 2. «Радужный пузырь»

Оборудование: мыльный раствор (мыльные пузыри промышленного производства)

Ход: надуть мыльный пузырь. На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь – это призма

Эксперимент 3. «Хрустальная радуга»

Оборудование: лист бумаги, хрустальный стакан.

Ход опыта. Необходимо поставьте хрустальный стакан на белый лист бумаги. Попробовать поймать стаканом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги. 

Эксперимент 4. «Радужная плёнка»

Оборудование: миска с водой, бутылочка светлого (прозрачного) лака для ногтей.

Ход: миска с водой стоит на столе, где нет солнечных лучей. Капнуть каплю лака в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и видим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Повернуть миску к свету, когда луч падает на воду видны радужные переливы.

Эксперимент 5. «Радуга, появись»

Оборудование: зеркало, миска  с водой.

Ход: поставить зеркало в миску с водой под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стену (картон белого цвета). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим радужный спектр. Вода в тарелке выполняет роль призмы  (предмета,  способного разложить луч света на составляющие). При входе в воду видимый свет (белый) преломляется и становиться спектром радуги.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/02c9/0003e6e0-a7ae91b2/img15.jpg

https://prostointeresno.com/wp-content/uploads/2013/06/Dvoynaya_raduga_-_50_luchshih_fotografiy_34.jpg

http://tu-baginya.ru/wp-content/uploads/2017/06/Bez-imeni-1-356.jpg

https://million-wallpapers.ru/wallpapers/4/8/14107003306590862436.jpg

http://img-1.photosight.ru/70d/5755314_xlarge.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/51720/c4d603c5-412a-47b0-9f66-659349372e7f/s1200?webp=false

https://w-dog.ru/wallpapers/9/0/460765995925524.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим миром. Природа. Для детей дошкольного возраста (4-5 лет) Тема: «Осень»

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени; учит детей устанавливать связи между продолжительностью дня и временем года, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для ж...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе младшего дошкольного возраста «Расскажем Лунтику о природе Земли»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе младшего дошкольного возраста «Расскажем Лунтику о природе Земли»Цель: Познакомить детей с необычными деревьями земли. Выявить и за...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе старшего дошкольного возраста 6-7 лет на тему «Экскурсия по городу Сургуту»

НОД — Ознакомление с окружающим миром. «Экскурсия по городу Сургуту»Подготовительная группаНОД — Ознакомление с окружающим миром. «Экскурсия по городу Сургуту&r...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мы память о подвигах свято храним».

Тема: «Мы память о подвигах свято храним».Цель: познакомить детей с историей военных подвигов.Задачи:образовательные- познакомить детей со школьным музеем  имени Николая Яковлевича Гр...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Узнай все о себе, воздушный шарик»

Обучающие: 1. Учить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, эластичности, проводимости воды. 2. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сд...