Конспект НОД "Кора деревьев" для подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сергеева Лариса Юрьевна

"Кора деревьев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kora_derevev.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы

Подготовительная группа

«Кора деревьев»

Программное содержание: Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево , появляются молодые веточки; кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличии от коры старого дерева). Уточнить с детьми понятие «Кора», для чего она служит дереву. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев. Закрепить название профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

Предварительная работа:

Экскурсия в парк с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину. Наблюдение за дятлом. Беседа о том, что производят из древесины.

Материал:

Кусочки коры деревьев(березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги; краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов из бересты, коры дуба, липы.

Ход:

Вос-ль:  - Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с туеском. Давайте прочитаем письмо и узнаем, о чем  в нем говорится (читает письмо, в котором загадка):

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек . (дерево)

-Совершенно верно, это дерево (показ плаката). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (оно дышит, питается, растет, размножается). А как дышит дерево? (листьями). Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей. Но мы с вами забыли  еще об одном подарке лесника. Что это? (туесок). Откроем туесок и посмотрим (показывает образцы коры). Дети, как вы думаете: что это? (кора). Для чего дереву нужна кора? (о. д.)  От чего кора может дерево защищать? (от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок). Кора защищает только ствол дерева? (нет и ветки тоже). Давайте посмотрим, что же такое кора, и что под ней находится. «Разденем» веточку ( осторожно отделяем часть кожицы). Что находится под ней? (древесина). А какая сама кожица? (тонкая, гибкая, мягкая).  Да, мы легко отделили ее от древесины. Вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и веточки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица?  (потому что кора -жесткая, толстая, а кожица – тонкая, мягкая. Кожица – это тоже кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? Верно, чем старше дерево, тем кора толще, тверже. Давайте посмотрим на кусочки коры на этом стволе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она? Найдите кору старого дерева. Объясните, почему? Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора? (береза, сосна, липа). Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?  (чтобы спилить старые деревья на дрова, строительство домов, изготовление мебели, бумаги). А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (больные). Как узнать, что дерево болеет? (листья вянут, кора трескается). А от чего деревья болеют? (поселились вредные насекомые). Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим. Как вы думаете, кто лечит деревья? (дятел) У дятла язычок с зазубринами и липкий. Когда он долбит носом дырку в стволе, то высовывается свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла?  ( лесной доктор)

От чего еще болеют деревья? (кто-то порезал кору, сломал ветку и т.д.)

Да, дети, кто атак делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сбора сока необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Их смолы делают клей. Давайте понюхаем кусочки коры. Что напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался?  ( она пахнет смолой)

Проводится игра из книги Н.Пикулевой «Слово на ладошке».

Вос-ль: - Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать из них, которые растут в нашем краю. И если растут – хлопните в ладоши, а если нет – молчите.  (яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, ветла, баобаб….)

Молодцы!

Но это только начало. Приготовьтесь, будет еще сложнее. Я буду называть еще быстрее.  ( слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина…) Хорошо, все справились с заданием.

-Ребята, как вы думаете,  наша кора с какого дерева снята? (показывает) С живого или не живого?  Конечно, со спиленного,  которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются  изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями.  Кто знает, как называется эта профессия? (лесник) Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами  говорили, что древесина идет на постройку домов, мебель, бумагу. Что же можно сделать из коры дерева? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы. Верно, из коры березы изготавливают различные, художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «берестяная грамота».  Из коры липы плели лапти. Пробки для термоса делаю из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного  дуба используется как лекарство для лечения десен. Кора болиголовы идет для дубления кожи. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица – это измельченная кора дерева, растущего в Азии.

Включается аудиозапись с голосами птиц (встревоженных)

Вос-ль: -  Что мы слышим? (птичий переполох) Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом  (показ схемы сухого дерева)   Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (оно погибло)    Как вы это поняли? (нет коры, нет листьев)  Чем мы можем помочь ему? Давайте сначала «Оденем его». Как сделать кору, похожую на настоящую? (смять бумагу, покрасить) Будем делать кору липы. (дети делают листочки, воспитатель крепит их к стволу)

Вос-ль: - вот мы и «подлечили» дерево.  А чем еще мы можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное  вами , будет превращаться в зеленый листочек дерева. ( поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, и т.д.)

Вос-ль: (пишет на березовом листочке, изготовленном ребенком, его имя, приклеивает листочек к дереву)  Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птицы. Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют. (радостно, весло) Я вам давала поручения узнать что-то интересное о деревьях. Кто что узнал? (дети рассказывают)  Вот видите , сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья – это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их! Завтра нарисуем «оберегающие» знаки и развесим их в парке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...