НОД «Мы – друзья природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алещенкова Наталья Владимировна

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Название  НОД

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми по теме:  «Мы – друзья природы».

Целевая группа

Воспитанники подготовительной группы, родители

Цель

Формирование у ребенка экологической культуры, гуманного отношения к живым объектам природы – птицам во взаимосвязи со их средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его миром природы.

Задачи, направленные на достижение  целевых ориентиров дошкольного образования

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • познакомить детей с видами птиц, живущих в нашей местности в холодный период времени;
  • формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • освоение детьми трудовых умений и навыков по уходу за птицами.
  • развивать исследовательскую деятельность дошкольников;
  • развивать и активизировать словарь по теме птицы;
  • совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.
  • воспитывать гуманное, заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Новизна и оригинальность разработки

1. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное  значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Тема НОД «Мы – друзья природы»  выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме, и  мы, взрослые, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

2. НОД разработана на основе интеграции образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Предварительная работа

  • Проведение цикла наблюдений за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц, чтение стихотворений о птицах, прослушивание аудиозаписей, рисование птиц, аппликация.

Оборудование

Оборудование: аудиозаписи, мультимедийныйй проектор, иллюстрации, изображающие различных птиц, ноутбук, экран, презентация, аудиоцентр.

Обогащение и активизация словаря:

По теме «Птицы»

Список литературы

  • Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  • Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000.
  • Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.
  • Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.

Ожидаемые результаты

  • У дошкольников сформируется представление о зимующих и перелетных птицах, особенностях их внешнего вида, места обитания, пользу в природе.
  • Дети приобретут опыт работы в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров.
  • Обогатится  активный словарь детей по теме «Птицы».
  • Дошкольники   научатся вступать в диалог, строя свои высказывания с опорой на личный опыт.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Мотивация.

Воспитатель: Уважаемые родители, ребята, сегодня я предлагаю вам поучаствовать в викторине.

Вы знаете, что это такое?

Ответы детей  (викторина- это игра, это когда задают вопросы).

Воспитатель: Да, верно, викторина- это игра, где  участники отвечают на вопросы, по какой-нибудь общей теме. Тема сегодняшней викторины - «Мы  - друзья природы».

Сегодня на нашем мероприятии речь пойдет о наших друзьях. О каких? Послушайте запись и поймете. (Звучит фонограмма птичьего пения).

Конечно, вы догадались, что речь пойдет о птицах.

Разделитесь на две команды, чтобы участников было поровну, придумайте своей команде название /«Синицы» и «Воробьи»/.  За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Команды готовы? Начинаем игру!

2. Конкурсные задания.

1 конкурс «Птичьи вопросы» /презентация/.

Воспитатель: 

Команде «Синицы»:

а) каких птиц, зимующих у нас в Курской области, вы знаете? (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь);

б) какие птицы не умеют летать? (пингвин, страус, киви);

в) назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка);

г) У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их и сказку («Гуси-лебеди»).

Команде «Воробьи»:

а) назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки и гуси);

б) какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие);

в) любимое лакомство синиц (сало);

г) какие птицы стали героями балета? Назовите этот балет и композитора (лебеди, «Лебединое озеро», Чайковский).

2 конкурс: Дидактическая игра «Распредели птиц по месту обитания» /презентация/.

Воспитатель:

- Послушайте внимательно следующее задание: каждая команда должна расселить птиц по месту обитания.

- У нас на столах лежат иллюстрации птиц и названия мест их обитания. Я буду вызывать по одному ребёнку из команды, который должен поселить птицу в свою среду. За каждый правильный ответ, участник получит фишку в копилку своей команды.

Лес: глухарь, тетерев, поползень, клёст, дятел, филин, сова.

Водоёмы: утки, лебеди, гуси, цапли.

Город: синица, воробей, ворона, голуби.

Горы: орлы, ястребы.

- Молодцы, обе команды справились с заданием.

3 конкурс: Словесная игра «Правда – неправда».

Воспитатель:

- Теперь присаживайтесь на свои места, вас ждет следующее задание. Игра называется «Правда-неправда». Каждой команде я буду задавать вопрос, и если команда отвечает правильно, то получает фишку в свою копилку.

1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (да)

2. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (да)

3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)

4. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)

5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да)

6. Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)

7. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)

8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)

9. Правда ли, что страус хорошо бегает? (да)

10. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (да)

11. Как называют домик для птиц, сделанный человеком?

12. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)

13. Правда ли, что у снегиря птенцы появляются зимой? (да)

14.Правда ли, что у павлина красивый хвост, но некрасивый голос? (да)

4 конкурс: Моделирование «Сложи птицу!» /презентация/.

Воспитатель:   

На столах лежат детали частей тела птицы, из которых команды собирают птицу.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили?

Команда № 1: Сорока.

Команда № 2:  Дятел.

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Команда:  Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем: для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С заданием справились.

5 конкурс: Работа с пословицами.

Воспитатель:  Каждой команде дается время для обсуждения пословицы. Дети с родителями  из команды должны объяснить ее смысл. Жетон команде дается за правильное рассуждение.

1.Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

2. Всякая птица тепло ищет.

6 конкурс: Подвижная игра «Скворцы и кошка».

Под музыку скворцы (в наголовниках) летают по залу, а кошка дремлет в сторонке. По окончанию музыки кошка ловит скворцов, а они летят в домики-обручи, но занимать домики только по двое. Скворцов больше на два, их ловит кошка. Игра повторяется.

3. Итог занятия /рефлексия/.

Воспитатель: Ребята, вы так много знаете о птицах. Сегодня мне показали хорошие знания. Я все время задумываюсь о том, зачем они нам? Может вы мне ответите на вопрос? (приносят пользу)

Т. Евдошенко «Берегите птиц» /читают родители/.

О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам, -

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.

- Конечно, птицы приносят много пользы для окружающего мира. Они не дают погибнуть растениям, потому что питаются личинками, мошками, которые поедают растения. А нам с вами растения необходимы, так как дают чистый воздух. Поэтому птиц нужно беречь. Как мы можем это сделать? (кормушки, скворечники, подкармливать их). Правильно и они вас обязательно вознаградят своим прекрасным пением.

Воспитатель подводит итоги викторины. Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение - дети настоящие друзья природы.

Развлечение о правилах поведения в природе....

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1)       Выявить знания о птицах,  животных, деревьях;2)...

Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"

Занятие по ознакомлению с миром природы...

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...