Организация непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Руденко Марина Кирилловна

Закепить представление детей о роли воздуха через опыты, о некоторых свойствах воздуха. Учить устанавливать связи между различными явлениями, делать выводы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 50»

Организация

непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной группе

по ознакомлению с окружающим миром

«Воздух вокруг нас»

Автор-составитель:

Воспитатель: 

Руденко Марина Кирилловна

Технологическая карта мероприятия

Тема мероприятия: «Воздух вокруг нас»

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, имеет вес, легче воды). Учить устанавливать связи между различными явлениями, делать выводы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи по образовательным областям:

1. «Социально-коммуникативное развитие» Формировать естественно-научные представления. Воспитывать интерес к окружающему миру.

2. «Развитие речи» Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; развивать диалогическую речь.

3. «Художественно-эстетическое развитие» Упражнять детей в ритмичном движении под музыку, развивать активность и творчество в двигательной деятельности.

4. «Физическое развитие» Формировать представления о вреде загрязненного воздуха для здоровья человека. Воспитывать желание заботиться о чистоте окружающего пространства и окружающей среды. Развивать двигательную активность детей.

Оборудование: 

Стаканчики  с водой, соломинка (коктейльная трубочка),полиэтиленовые пакеты, кусочки сахара (по количеству детей)

Музыкальный материал: Аудиозапись шума ветра.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением ветреной погоды, различных видов ветра; чтение стихов и загадок о свойствах воздуха, описание изображенных на картинках явлений природы; надувание воздушных шаров, рассматривание духовых инструментов, слушание музыки.

Технологии работы: личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, ИКТ технологии;

Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Этапы урока мероприятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Вводный

3 мин

Основной

10-15 мин

Продуктивный

10-15 мин

Заключительный

3 мин.

- Здравствуйте, ребята! Представляете, сегодня к нам, в детский сад, пришла посылка от доброго волшебника. Давайте ее откроем. Интересно, что там? Открытка. А больше ничего. Сейчас посмотрим, что здесь написано. По-моему, это загадка.

Он вокруг, а мы не видим.

Он спокоен – мы не слышим.

Отсутствуют запах и цвет.

Вроде здесь и его нет.

Но ни ночью и ни днем

Без него не проживем.

Полон им и дом, и лес,

И в посылку он залез.

Что же это? Есть ответ? (воздух)

(Г. Байрамукова).

-Так что же, кроме открытки с загадкой оказалось в посылке?

Ответы детей: (воздух)

Наверное, он хочет, чтобы вы поняли, что в нашей жизни важнее всего.

1,2 Слайд

Землю окружает воздушная оболочка – Атмосфера. Это огромный воздушный океан. Мы каждую минуту купаемся в нем, сами того не замечая. Благодаря ей планета Земля: - Не перегревается от солнечного жара. - Не замерзает от космического холода. - атмосфера защищает Землю от космических метеоритов. - Следит за климатом на планете. - благодаря ей на планете Земля есть жизнь.

Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни.

Слайды: 4-7.

-  Как вы считаете, для чего нужен воздух?

- Кому ещё нужен воздух?

-  Где работает, используется воздух?

- Как в играх используется воздух?

- Что может произойти если закончится воздух?

Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть.

Делаем вывод: – Воздух необходим для дыхания.

Ответы детей.

А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде.

-  Откуда берётся воздух?

Ответы детей. ( Его выделяют растения).

Слайд 8.

-Верно. Леса даже называют легкими планеты.

- Давайте посмотрим внимательно вокруг - вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Делаем вывод: – Воздух не видимый – прозрачный.

Ребята, кто может назвать ещё свойства воздуха?

Ответы детей: (Чистый, прозрачный, без запаха, газообразный, его невозможно увидеть и потрогать).

- Правильно, но у воздуха есть еще и другие свойства. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

 Для этого нам нужно превратиться в ученых исследователей.

Слайд 9.

- Как вы думаете, чем они занимаются? Где они работают?

Дети отвечают

-Ну, конечно же, прежде всего они экспериментируют, чтобы постичь тайны природы.

-Что нам понадобится?

Я хочу вам напомнить, что исследователи – люди очень внимательные, дисциплинированные. Поэтому прошу вас все действия проводить только по моей команде.

Опыт 1. «Внутри нас есть воздух».

Возьмите стакан с водой и соломинку, потом опусти соломинку в воду и начинайте в нее дуть. Вода забурлила и в ней появились воздушные пузырьки.

- Что это за пузырьки?

- Откуда берутся пузырьки? Это из наших легких выходит воздух. Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз)

Делаем вывод: – Внутри нас есть воздух.

Опыт 2. «Воздух есть в предметах».

Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара побежали пузырьки).

- Что это за пузырьки?

-Что это значит?

Делаем вывод: – В сахаре есть воздух.

- Как вы считаете, почему воздух поднимается вверх и выходит из воды?

Ответы детей: (потому что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх).

Делаем вывод: – Воздух легче воды.

Опыт 3. «Движение воздуха».

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

 Делаем вывод: – Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть ещё секреты?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть)

Дети: Вода вытечет, выльется.

Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает.

Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.

Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

Физкультминутка «Воздух» (под спокойную музыку).

Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора.

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили зарядку

Подошла к концу игра.

Только помните, ребята,

Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья!

Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду: на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух!

- Но, к сожалению, даже самый чистый воздух содержит в себе много пылинок, различных вредных веществ.

А в большом городе вредных веществ в воздухе еще больше. Кроме естественного загрязнения, в виде пыли, есть и такие, которые создает человек.

Сейчас мы с вами вспомним о них, поиграв в игру «Загрязняет - очищает».

Вы должны взять на столе картинку, объяснить, что на ней изображено и сказать, загрязняет это воздух или очищает.

Дети играют.

Вот видите, как много всего, что загрязняет воздух, которым мы дышим.

Взрослые люди должны заботиться о том, чтобы воздух стал чище, а мы болели реже.

А как мы в группе: заботимся о том, чтобы воздух стал чище и микробов – меньше.

Ответы детей:

- Проветриваем, протираем пыль, пылесосим, кварцуем, сажаем комнатные растения, которые очищают воздух; заботимся о них, моем игрушки.

- Молодцы, ребята! Вы все знаете. Спасибо вам, за умные ответы. Думаю, когда вы вырастете, то придумаете много различных способов, чтобы сделать воздух, которым мы дышим , чистым.

- А с чего мы начали наше занятие?

- С посылки доброго волшебника.

- Что в ней было?

- Воздух.

-Мы с вами выполнили пожелания волшебника и постарались узнать о воздухе как можно больше.

Давайте подведём итог. Что мы сегодня узнали?

Ответы детей.

 Воздух невидим. Но его можно почувствовать и ощутить. Внутри нас есть воздух. В сахаре есть воздух. Воздух легче воды. Ветер – это движение воздуха.

Поэтому вы, конечно, заслужили от него подарки.

Посмотрите! Что это?

- Мыльные пузыри.

- Конечно, а чем мы их будем надувать?

- Воздухом.

- Молодцы! Берите подарки.

Дети заходят в группу, встают полукругом; обращают внимание на сюрпризный момент, рассматривают его.

Дети подходят к столам, на которых подготовлен материал для опытов.

Дети самостоятельно проводят опыты.

Делают выводы

Привлечение направленного внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обучающей образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Земноводные и пресмыкающиеся».

Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными. Задачи:- закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных;- формировать представления о внешнем виде и особенно...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами легоконструирования «Путешествие в Лего-страну»

Цель: Создание условий для формирования творческой познавательной деятельности детей посредством конструктора.Образовательные задачи:Вызвать интерес к конструктору лего. Способствовать обучению д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «Полицейский»

Цель: Ознакомить с деятельностью полицейского,  расширение представления детей о разнообразии специальностей этой профессии....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром.Тема: "Путешествие в лес"

Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.Закрепить обобщающее понятие "деревья".Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев &ndash...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Тур по Сахалину»

В работе приведено описание НОД,  направленной на формирование  знаний у детей о коренном  народе севера Сахалина....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы".

Образовательные задачи: 1. Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе, о символах и символиках России; 2. Закреплять знания о народном костюме ; 3. Тренировать память и внимание; 5. Ст...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Моя Родина - Россия»

Конспекткомплексной непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»по теме: «М...