Главные вкладки

    Организация непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух вокруг нас»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Руденко Марина Кирилловна

    Закепить представление детей о роли воздуха через опыты, о некоторых свойствах воздуха. Учить устанавливать связи между различными явлениями, делать выводы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 50»

    Организация

    непосредственно-образовательной деятельности

    в подготовительной группе

    по ознакомлению с окружающим миром

    «Воздух вокруг нас»

    Автор-составитель:

    Воспитатель: 

    Руденко Марина Кирилловна

    Технологическая карта мероприятия

    Тема мероприятия: «Воздух вокруг нас»

    Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, имеет вес, легче воды). Учить устанавливать связи между различными явлениями, делать выводы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Задачи по образовательным областям:

    1. «Социально-коммуникативное развитие» Формировать естественно-научные представления. Воспитывать интерес к окружающему миру.

    2. «Развитие речи» Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; развивать диалогическую речь.

    3. «Художественно-эстетическое развитие» Упражнять детей в ритмичном движении под музыку, развивать активность и творчество в двигательной деятельности.

    4. «Физическое развитие» Формировать представления о вреде загрязненного воздуха для здоровья человека. Воспитывать желание заботиться о чистоте окружающего пространства и окружающей среды. Развивать двигательную активность детей.

    Оборудование: 

    Стаканчики  с водой, соломинка (коктейльная трубочка),полиэтиленовые пакеты, кусочки сахара (по количеству детей)

    Музыкальный материал: Аудиозапись шума ветра.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций с изображением ветреной погоды, различных видов ветра; чтение стихов и загадок о свойствах воздуха, описание изображенных на картинках явлений природы; надувание воздушных шаров, рассматривание духовых инструментов, слушание музыки.

    Технологии работы: личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, ИКТ технологии;

    Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.

    Этапы урока мероприятия

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Результаты

    Вводный

    3 мин

    Основной

    10-15 мин

    Продуктивный

    10-15 мин

    Заключительный

    3 мин.

    - Здравствуйте, ребята! Представляете, сегодня к нам, в детский сад, пришла посылка от доброго волшебника. Давайте ее откроем. Интересно, что там? Открытка. А больше ничего. Сейчас посмотрим, что здесь написано. По-моему, это загадка.

    Он вокруг, а мы не видим.

    Он спокоен – мы не слышим.

    Отсутствуют запах и цвет.

    Вроде здесь и его нет.

    Но ни ночью и ни днем

    Без него не проживем.

    Полон им и дом, и лес,

    И в посылку он залез.

    Что же это? Есть ответ? (воздух)

    (Г. Байрамукова).

    -Так что же, кроме открытки с загадкой оказалось в посылке?

    Ответы детей: (воздух)

    Наверное, он хочет, чтобы вы поняли, что в нашей жизни важнее всего.

    1,2 Слайд

    Землю окружает воздушная оболочка – Атмосфера. Это огромный воздушный океан. Мы каждую минуту купаемся в нем, сами того не замечая. Благодаря ей планета Земля: - Не перегревается от солнечного жара. - Не замерзает от космического холода. - атмосфера защищает Землю от космических метеоритов. - Следит за климатом на планете. - благодаря ей на планете Земля есть жизнь.

    Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни.

    Слайды: 4-7.

    -  Как вы считаете, для чего нужен воздух?

    - Кому ещё нужен воздух?

    -  Где работает, используется воздух?

    - Как в играх используется воздух?

    - Что может произойти если закончится воздух?

    Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть.

    Делаем вывод: – Воздух необходим для дыхания.

    Ответы детей.

    А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде.

    -  Откуда берётся воздух?

    Ответы детей. ( Его выделяют растения).

    Слайд 8.

    -Верно. Леса даже называют легкими планеты.

    - Давайте посмотрим внимательно вокруг - вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

    Делаем вывод: – Воздух не видимый – прозрачный.

    Ребята, кто может назвать ещё свойства воздуха?

    Ответы детей: (Чистый, прозрачный, без запаха, газообразный, его невозможно увидеть и потрогать).

    - Правильно, но у воздуха есть еще и другие свойства. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

     Для этого нам нужно превратиться в ученых исследователей.

    Слайд 9.

    - Как вы думаете, чем они занимаются? Где они работают?

    Дети отвечают

    -Ну, конечно же, прежде всего они экспериментируют, чтобы постичь тайны природы.

    -Что нам понадобится?

    Я хочу вам напомнить, что исследователи – люди очень внимательные, дисциплинированные. Поэтому прошу вас все действия проводить только по моей команде.

    Опыт 1. «Внутри нас есть воздух».

    Возьмите стакан с водой и соломинку, потом опусти соломинку в воду и начинайте в нее дуть. Вода забурлила и в ней появились воздушные пузырьки.

    - Что это за пузырьки?

    - Откуда берутся пузырьки? Это из наших легких выходит воздух. Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз)

    Делаем вывод: – Внутри нас есть воздух.

    Опыт 2. «Воздух есть в предметах».

    Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара побежали пузырьки).

    - Что это за пузырьки?

    -Что это значит?

    Делаем вывод: – В сахаре есть воздух.

    - Как вы считаете, почему воздух поднимается вверх и выходит из воды?

    Ответы детей: (потому что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх).

    Делаем вывод: – Воздух легче воды.

    Опыт 3. «Движение воздуха».

    Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

    На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка).

    А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).

    Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

    Возьмите веера и помашите им в лицо.

    Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

     Делаем вывод: – Ветер – это движение воздуха.

    Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть ещё секреты?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

    (Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть)

    Дети: Вода вытечет, выльется.

    Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает.

    Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

    На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.

    Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

    Физкультминутка «Воздух» (под спокойную музыку).

    Мы сидели, мы устали.

    Воздух дружно изучали.

    А теперь пришла пора.

    Отдохнуть нам, детвора.

    Встали дружно, потянулись,

    Хлопнули в ладоши

    И друг к другу повернулись,

    Всем друзьям мы улыбнулись,

    Наклонились: раз и два,

    Чтоб не болела голова.

    И закончили зарядку

    Подошла к концу игра.

    Только помните, ребята,

    Солнце, воздух и вода –

    Наши лучшие друзья!

    Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду: на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух!

    - Но, к сожалению, даже самый чистый воздух содержит в себе много пылинок, различных вредных веществ.

    А в большом городе вредных веществ в воздухе еще больше. Кроме естественного загрязнения, в виде пыли, есть и такие, которые создает человек.

    Сейчас мы с вами вспомним о них, поиграв в игру «Загрязняет - очищает».

    Вы должны взять на столе картинку, объяснить, что на ней изображено и сказать, загрязняет это воздух или очищает.

    Дети играют.

    Вот видите, как много всего, что загрязняет воздух, которым мы дышим.

    Взрослые люди должны заботиться о том, чтобы воздух стал чище, а мы болели реже.

    А как мы в группе: заботимся о том, чтобы воздух стал чище и микробов – меньше.

    Ответы детей:

    - Проветриваем, протираем пыль, пылесосим, кварцуем, сажаем комнатные растения, которые очищают воздух; заботимся о них, моем игрушки.

    - Молодцы, ребята! Вы все знаете. Спасибо вам, за умные ответы. Думаю, когда вы вырастете, то придумаете много различных способов, чтобы сделать воздух, которым мы дышим , чистым.

    - А с чего мы начали наше занятие?

    - С посылки доброго волшебника.

    - Что в ней было?

    - Воздух.

    -Мы с вами выполнили пожелания волшебника и постарались узнать о воздухе как можно больше.

    Давайте подведём итог. Что мы сегодня узнали?

    Ответы детей.

     Воздух невидим. Но его можно почувствовать и ощутить. Внутри нас есть воздух. В сахаре есть воздух. Воздух легче воды. Ветер – это движение воздуха.

    Поэтому вы, конечно, заслужили от него подарки.

    Посмотрите! Что это?

    - Мыльные пузыри.

    - Конечно, а чем мы их будем надувать?

    - Воздухом.

    - Молодцы! Берите подарки.

    Дети заходят в группу, встают полукругом; обращают внимание на сюрпризный момент, рассматривают его.

    Дети подходят к столам, на которых подготовлен материал для опытов.

    Дети самостоятельно проводят опыты.

    Делают выводы

    Привлечение направленного внимания.

    Внутренняя мотивация на деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий непосредственно образовательной деятельности, совместной воспитателя с родителями и детьми подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Приключение на дне морском»

    Данный сценарий может быть использован на занятии у в рамках "Дня открытых дверей" с участием родителей, где дети расширят свое представление об обитателях морских глубин и познакомяться с новой техни...

    Конспект обучающей образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Земноводные и пресмыкающиеся».

    Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными. Задачи:- закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных;- формировать представления о внешнем виде и особенно...

    Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами легоконструирования «Путешествие в Лего-страну»

    Цель: Создание условий для формирования творческой познавательной деятельности детей посредством конструктора.Образовательные задачи:Вызвать интерес к конструктору лего. Способствовать обучению д...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром ‘’Воздух вокруг нас’’

    формирование знаний детей о воздухе и его свойства через исследовательскую деятельность....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зима полна серебра".

    Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Берегите животных!».

    Познакомить детей с праздником «Днем защиты животных» – 4 октября. Обобщать знания детей о животных нашей планеты. Развивать у детей познавательный интерес к жизни жив...