Конспект занятия по формированию целостности картины мира
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Харламова Юлия Анатольевна

«Природные явления»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Природные явления»

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: Дети, воспитатель.

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, знаний о неживой природе,   стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.        

Задачи:

Образовательные: расширять представление детей об окружающем мире - об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана). Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

Развивающие: развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Оборудование: презентация «Природные явления», разрезные картинки «Природные явления», макет вулкана, сода, пищевой краситель, моющее средство, вода, лимонная кислота, фартуки, нарукавники, перчатки.

Техническое оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор.

Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, кратер вулкана, лава.

Предварительная работа: чтение детской энциклопедии «Все обо всем», рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, беседы о видах вулканов.

Методы и приёмы:

Словесные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.

Практические методы: совместные действия воспитателя и детей.

Ход занятия

Организационный момент.

В.: Ребята, посмотрите все на меня! Занятие у нас необычное, к нам сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся.

Д.: Здравствуйте!

В.: А сейчас встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, наш весёлый круг!

В.: Я вам приготовила на занятие интересные картинки, пройдёмте к столу (перед детьми расположены два стола, на которых лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, снега).

Игра «Сложи картинки».

В.: Что случилось? Картинки разрезаны на  части, кто-то очень не хочет, чтобы их увидели. Давайте их сложим и рассмотрим, что на них изображено.

(дети работают)

В.: Что изображено на ваших картинках? (ответы детей) (слайд 2)

 - Какими словами можно назвать все эти картинки?   (природные явления)

В.: Верно, природные явления.

В.: Проходите, присаживайтесь на стулья.

1. Вводная часть.

В.: Я вам загадаю загадку, отгадав ее, вы узнаете, о каком явлении природы мы сегодня будем говорить на занятии.

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

Д.: Вулкан.

2. Основная часть.

В.: Да, ребята, это вулкан! (слайд 3)

В.: А вы знаете, что такое вулкан? Какой формы вулкан? На что он похож?

Д.: Вулкан – это огнедышащая гора. Вулкан треугольной (конусообразной) формы. Похож на пирамиду, конус…

В.: Я хочу рассказать вам легенду, почему огнедышащие горы стали называть вулканами.

(слайд 4) “Жил на свете бог по имени Вулкан. Он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами”.

В.: Ребята, а вы знаете, что находится внутри вулкана?  

Д.: (ответы детей)

В.: (слайд 5) Внутри вулкана находится  жерло вулкана, лава, кратер вулкана, лава – это расплавленные камни, поднимается из-под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана.

В.: Когда извергается лава – это называется извержение вулкана.

(видео фрагмент, слайд 6)

Извержение вулкана – это красивое, но опасное природное явление.

В.: Ребята, а какие бывают вулканы?

Д.: Действующие, спящие и потухшие.

В.: Как вы думаете, какие вулканы называют потухшими? (слайд 7)

Д.: (ответы детей)

В.: Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом и уже десятки тысяч лет не извергали лаву.

В.: Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (слайд 8)

Д.: (ответы детей)

В.: Спящий вулкан – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.

В.: Как вы думаете, какой вулкан называют действующим? (слайд 9)  

Д.: (ответы детей)

В.: Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана.

      Сначала начинается землетрясение (слайд 10).

      Потом появляется дым (слайд 11).

      Затем происходит взрыв и начинает извергаться лава (слайд 12).

Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд 13)

В.: Кусочки застывшей лавы – это пемза (показ пемзы). Посмотрите, какая она интересная. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

Физминутка (слайд 14)

Мы шагаем по равнине

А теперь плывём на льдине

Вот идём по плоскогорью

Забираемся на горы

А теперь мы отдохнём

И места свои займем!

В.: У нас в стране есть много вулканов. Некоторые из них находятся на Дальнем Востоке, Камчатке.

(слайд 15) Ключевская Сопка (Ключевской вулкан) - действующий вулкан, находится на востоке полуострова Камчатки. Является самым высоким вулканом.

Корякский вулкан - действующий вулкан, он располагается в 20-30 км северо-восточнее города Петропавловск-Камчатский.

В.: А как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?  (ответы детей)

- Чем это грозит? (ответы детей)

- А сможет ли кто - то оповестить людей о наступлении извержения вулкана?

Д.: (ответы детей)

В.: (слайд 16) Действительно, на вулканах трудятся ученые – вулканологи, которые изучают огнедышащие горы, наблюдают за вулканами с воздуха – с самолетов и вертолетов; сами поднимаются с рюкзаками к вершинам вулканов. Чуть что не так, они мчатся к огнедышащим вулканам – прослушивают их, измеряют температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан будет извергаться. Этим ученым удается предупредить людей о надвигающейся опасности и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись.

3. Экспериментирование.

В.: Ребята, хотите стать настоящими волшебниками и превратить спящий вулкан в действующий?

Д.: (ответы детей)

В.: (слайд 17) Для этого нам надо пройти в лабораторию «интересных открытий», но сначала давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

(слайд 18)

1. Нужно надеть фартук, перчатки и нарукавники.

2. Нельзя брать вещества и приборы без разрешения воспитателя.

3. Не пробовать на вкус и запах вещества.

4. Работать дружно.

5. Проделывать с веществами опыты только в присутствии взрослых.

В.: Все верно! Молодцы!

- Прежде чем мы начнем экспериментирование, посмотрите на экран и скажите, что нам необходимо взять. (слайд 19)

(Все необходимые ингредиенты смешиваем под руководством воспитателя)

- Ребята, наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь лава.

4. Заключительная часть

- Скажите, ребята, смогли мы превратить спящий вулкан в действующий?

- Что такое вулкан? (огнедышащая гора)

- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)

- О каком природном явлении мы сегодня говорили на занятии?

- Вам понравилось занятие? Что вам больше всего запомнилось?

- Молодцы, ребята! Вы очень способные и замечательные! И сегодня вы стали настоящими юными волшебниками и я вручаю вам дипломы.

(диплом юного волшебника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Познание: формирование целостной картины мира

Конспект непосредственной образовательной деятельности по  формированию целостной картины мира...

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Посуда"

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Посуда"...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира "Одежда. Обувь . Головные уборы"

С помощью  занятия "Одежда. Обувь . Головные уборы"  дети учатся  дифференцировать виды одежды по временам года; называть ее части. Закреплляют знания названий предметов одежды, обуви, ...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира "Моя семья"

Продолжаем проект "Моя семья" и я предлагаю конспект занятия по формированию целостной картины мира "Моя семья" с целью углубления представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях ).Семь...