Конспект занятия по формированию целостности картины мира
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
«Природные явления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Природные явления»
Место проведения: музыкальный зал.
Участники: Дети, воспитатель.
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, знаний о неживой природе, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные: расширять представление детей об окружающем мире - об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана). Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.
Развивающие: развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Оборудование: презентация «Природные явления», разрезные картинки «Природные явления», макет вулкана, сода, пищевой краситель, моющее средство, вода, лимонная кислота, фартуки, нарукавники, перчатки.
Техническое оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор.
Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, кратер вулкана, лава.
Предварительная работа: чтение детской энциклопедии «Все обо всем», рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, беседы о видах вулканов.
Методы и приёмы:
Словесные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей.
Ход занятия
Организационный момент.
В.: Ребята, посмотрите все на меня! Занятие у нас необычное, к нам сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся.
Д.: Здравствуйте!
В.: А сейчас встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, наш весёлый круг!
В.: Я вам приготовила на занятие интересные картинки, пройдёмте к столу (перед детьми расположены два стола, на которых лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, снега).
Игра «Сложи картинки».
В.: Что случилось? Картинки разрезаны на части, кто-то очень не хочет, чтобы их увидели. Давайте их сложим и рассмотрим, что на них изображено.
(дети работают)
В.: Что изображено на ваших картинках? (ответы детей) (слайд 2)
- Какими словами можно назвать все эти картинки? (природные явления)
В.: Верно, природные явления.
В.: Проходите, присаживайтесь на стулья.
1. Вводная часть.
В.: Я вам загадаю загадку, отгадав ее, вы узнаете, о каком явлении природы мы сегодня будем говорить на занятии.
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
Д.: Вулкан.
2. Основная часть.
В.: Да, ребята, это вулкан! (слайд 3)
В.: А вы знаете, что такое вулкан? Какой формы вулкан? На что он похож?
Д.: Вулкан – это огнедышащая гора. Вулкан треугольной (конусообразной) формы. Похож на пирамиду, конус…
В.: Я хочу рассказать вам легенду, почему огнедышащие горы стали называть вулканами.
(слайд 4) “Жил на свете бог по имени Вулкан. Он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами”.
В.: Ребята, а вы знаете, что находится внутри вулкана?
Д.: (ответы детей)
В.: (слайд 5) Внутри вулкана находится жерло вулкана, лава, кратер вулкана, лава – это расплавленные камни, поднимается из-под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана.
В.: Когда извергается лава – это называется извержение вулкана.
(видео фрагмент, слайд 6)
Извержение вулкана – это красивое, но опасное природное явление.
В.: Ребята, а какие бывают вулканы?
Д.: Действующие, спящие и потухшие.
В.: Как вы думаете, какие вулканы называют потухшими? (слайд 7)
Д.: (ответы детей)
В.: Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом и уже десятки тысяч лет не извергали лаву.
В.: Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (слайд 8)
Д.: (ответы детей)
В.: Спящий вулкан – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
В.: Как вы думаете, какой вулкан называют действующим? (слайд 9)
Д.: (ответы детей)
В.: Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана.
Сначала начинается землетрясение (слайд 10).
Потом появляется дым (слайд 11).
Затем происходит взрыв и начинает извергаться лава (слайд 12).
Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд 13)
В.: Кусочки застывшей лавы – это пемза (показ пемзы). Посмотрите, какая она интересная. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
Физминутка (слайд 14)
Мы шагаем по равнине
А теперь плывём на льдине
Вот идём по плоскогорью
Забираемся на горы
А теперь мы отдохнём
И места свои займем!
В.: У нас в стране есть много вулканов. Некоторые из них находятся на Дальнем Востоке, Камчатке.
(слайд 15) Ключевская Сопка (Ключевской вулкан) - действующий вулкан, находится на востоке полуострова Камчатки. Является самым высоким вулканом.
Корякский вулкан - действующий вулкан, он располагается в 20-30 км северо-восточнее города Петропавловск-Камчатский.
В.: А как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой? (ответы детей)
- Чем это грозит? (ответы детей)
- А сможет ли кто - то оповестить людей о наступлении извержения вулкана?
Д.: (ответы детей)
В.: (слайд 16) Действительно, на вулканах трудятся ученые – вулканологи, которые изучают огнедышащие горы, наблюдают за вулканами с воздуха – с самолетов и вертолетов; сами поднимаются с рюкзаками к вершинам вулканов. Чуть что не так, они мчатся к огнедышащим вулканам – прослушивают их, измеряют температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан будет извергаться. Этим ученым удается предупредить людей о надвигающейся опасности и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись.
3. Экспериментирование.
В.: Ребята, хотите стать настоящими волшебниками и превратить спящий вулкан в действующий?
Д.: (ответы детей)
В.: (слайд 17) Для этого нам надо пройти в лабораторию «интересных открытий», но сначала давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
(слайд 18)
1. Нужно надеть фартук, перчатки и нарукавники.
2. Нельзя брать вещества и приборы без разрешения воспитателя.
3. Не пробовать на вкус и запах вещества.
4. Работать дружно.
5. Проделывать с веществами опыты только в присутствии взрослых.
В.: Все верно! Молодцы!
- Прежде чем мы начнем экспериментирование, посмотрите на экран и скажите, что нам необходимо взять. (слайд 19)
(Все необходимые ингредиенты смешиваем под руководством воспитателя)
- Ребята, наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь лава.
4. Заключительная часть
- Скажите, ребята, смогли мы превратить спящий вулкан в действующий?
- Что такое вулкан? (огнедышащая гора)
- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)
- О каком природном явлении мы сегодня говорили на занятии?
- Вам понравилось занятие? Что вам больше всего запомнилось?
- Молодцы, ребята! Вы очень способные и замечательные! И сегодня вы стали настоящими юными волшебниками и я вручаю вам дипломы.
(диплом юного волшебника)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-66806-1442935590.jpg)
Конспект занятия Познание: формирование целостной картины мира
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира...
конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"
Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/01/picture-250713-1367403781.jpg)
Конспект занятия «Познание». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. На тему: Знакомство с предметами домашнего обихода. Рассматривание обуви. Игра – занятие «Научу обуваться и братца»
Детский сад № 2573 Конспект занятия «Познание». Формирование целостной картины мира, расширен...
Конспект занятие по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Путешествие в прошлое одежды»
Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, чт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-339672-1385295666.jpg)
Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Посуда"
Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме "Посуда"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-350399-1581000181.jpg)
Конспект занятия по формированию целостной картины мира "Одежда. Обувь . Головные уборы"
С помощью занятия "Одежда. Обувь . Головные уборы" дети учатся дифференцировать виды одежды по временам года; называть ее части. Закреплляют знания названий предметов одежды, обуви, ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-129725-1352574122.jpg)
Конспект занятия по формированию целостной картины мира "Моя семья"
Продолжаем проект "Моя семья" и я предлагаю конспект занятия по формированию целостной картины мира "Моя семья" с целью углубления представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях ).Семь...