Организация проблемно-поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД Тема: «Кто зажигает лампочку?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Потапова Ирина Ивановна

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира     через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_zazhig.lamp_.2.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проблемно-поисковой деятельности детей

старшего дошкольного возраста

Конспект НОД

Тема: «Кто зажигает лампочку?»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира     через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

образовательные:

познакомить детей с достижением человечества – электричеством; формировать представление о возможностях  использования электричества человеком;

обобщать знания детей о электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием «статическое электричество»; закреплять правила безопасного обращения с электроприборами;

развивающие:

способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.  

воспитательные:

вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.

Материалы к занятию:

Материалы, используемые в ходе беседы: презентация PowerPoint; фрагменты мультфильмов из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности», « Фиксики. Фиксология», «Фиксики. Фонарик».

Материалы, используемые для наблюдения  и экспериментирования:  фонарики,батарейки; воздушные шары; лоскуты шерстяной ткани, пластиковые палочки (пустые шариковые ручки), фигурки бабочек из бумаги;

Материалы, используемые для дидактических игр: парные картинки - карточки с изображением предметов. 

                                        Ход занятия .

1. Организационный момент. Дети входят в зал. Воспитатель предлагает им присесть на коврик для просмотра мультфильма. Включается мультфильм и через пару секунд всё гаснет.

Воспитатель : - Вот незадача, хотели посмотреть мультфильм и всё погасло. Ребята, что произошло ? ( Ответы детей : отключили свет, пропал свет, пропало электричество, выключили из розетки...)

Воспитатель : - А как же нам всё исправить? ( включить электричество, подключить ноутбук к розетке)

Воспитатель : - Да, ребята, вы правы. Сейчас попробуем всё исправить.

2. Беседа об электричестве.  Воспитатель : - А что же такое невидимое заставило заработать наш ноутбук? ( Электрический ток, электричество) . - А откуда берётся электричество? ( Ответы детей) . - Электричество приходит к нам в дом по проводам. Оно чем-то похоже на реку, только в речке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы- электроны. Давайте послушаем, что нам расскажут про это герои наших любимых мультфильмов...

Усаживайтесь удобнее на стульчики.

( Фрагмент мультфильма об электричестве из серии  «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».)

 — Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.

— Ребята, как вы думаете, в нашей группе  есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)

- А где вырабатывается электричество и как оно поступает в наши дома? ( Ответы детей). Верно, электричество вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома. А что с ним происходит дальше и как люди обращаются с электричеством?  Сейчас нам про это расскажут фиксики.

(  мультфильм «Фиксология. Электричество»)

3. Игра « Что есть, что было»

- Сейчас электричество есть в каждом доме, но много лет тому назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Как же люди обходились без электричества? ( Ответы детей).- Вот, например без пылесоса? А как электроприборы облегчают нам жизнь сейчас ?

- А давайте мы с вами поиграем в игру «Что есть, что было». Мы разделимся на две команды. У одной команды будут карточки с изображением предметов, которые были до появления электричества. А второй команде я раздам карточки с изображением электроприборов, которые эти предметы заменили. Возьмите карточки и подберите себе пару из другой команды.  Например : свеча — лампа.

( игра «Что есть, что было» )

- Молодцы, ребята, отлично справились с заданием! Теперь мы увидели, какие замечательные помощники- электроприборы у нас есть, и как тяжело без них было жить. 

4. Дискуссия « Опасно электричество или нет?»

— У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! Скажите, пожалуйста, электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека или нет ? ( Ответы детей ) Как вы думаете почему ? ( Ответы детей) А вот, например, телефон, это тоже электроприбор, но разве он опасен? ( Нет) Значит, электричество не опасно?(Ответ детей). Если вы думаете, что электричество опасное, может нам вообще им не пользоваться. ( Ответ детей). Так всё же какой мы сделаем вывод? Электричество опасное или безопасное? ( Ответ детей ). При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством.

 5. Правила безопасного обращения с электричеством

— Ребята, вы знаете  правила обращения с электроприборами? ( Ответы детей)

Правила , в сопровождении слайдов ( презентация PowerPoint) :
1.Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.
3.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
5.Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно-
Это каждый должен знать!
6.Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.

6. Экспериментальная деятельность.

- Ребята, а вы знаете, что есть электричество совсем не опасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. Вы может быть знаете, где его можно найти, где оно прячется ? ( Ответы детей). Давайте сейчас мы попробуем его отыскать.

1 опыт. 
Воспитатель обращает внимание детей на стену, на которой висит воздушный шар, а на полу лежат разноцветные шарики . Воспитатель предлагает повесить воздушные шарики на стену.
( Дети пытаются это сделать. )
- Почему это шарик висит, а остальные – нет? Превратим их в волшебные, я вам покажу, как это сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, какой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене.
Вывод: в волосах "живет" безопасное электричество.
2 опыт. 
А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге - конфетти, цветным маленьким бабочкам. Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему? ( Ответы детей) Верно, палочка притянула к себе бабочек, когда мы потёрли её о шерстяную тряпочку и сумели поймать электричество.

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде, оно тоже безопасное и называется  статическим.

3 опыт. 

Ребята у вас и у меня в руках фонарик, но мой почему-то не горит... почему? ( Ответы детей) Действительно, в нем нет батарейки. Нужно вставить батарейку.  Фонарик заработал? Заработал. Почему?( Ответы детей).  Когда мы вставили батарейку, через фонарик пошел электрический ток, и он заработал.

( А ваши фонарики горят? А почему? В них же есть батарейка. ( Ответы детей)  Давайте послушаем, что фиксики нам расскажут об этом.

( Фрагмент мультфильма « Фиксология» « Фонарик» )

- Давайте мы с вами, ребята, найдём причину по которой не работают фонарики. Выключатель работает? А лампочка цела? Значит с батарейкой проблема. Но в ваших фонариках новые, хорошие батарейки. Что за причина может быть?( Ответ детей) Правильно, нужно вставить батарейку правильно плюс к плюсу, а минус к минусу.( Дети вынимают батарейку и правильно её вставляют))


Вывод: в батарейках живет неопасное электричество.

- В каких еще предметах есть батарейки с неопасным электричеством? ( Ответы детей).

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Молодцы, ребята! С чем мы сегодня познакомились на занятии?( с электричеством)
- Где "живет" электричество? (
 везде, в проводах, одежде, волосах, батарейках)
 - Электричество – наш друг или враг?
- Что будет, если  электричество закончится?
( Ответы детей)
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? ( уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.)

Молодцы!

Так давайте же, друзья,
Возьмемся очень дружно
Электричество беречь
И экономить нужно!

И теперь, когда мы закончили наши опыты, давайте поблагодарим наших гостей, за то, что они были с нами и пригласим их приходить к нам ещё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

Конспект совместной деятельности по организации труда с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Уход за комнатными растениями"

Конспект совместной деятельности по организации труда детей старшего дошкольного возраста в природе на тему "Уход за растениями" с использованием пооперационных карт....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".

формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".

формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве....