Метод моделирования – как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

 Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию.

Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метод моделирования2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 Метод моделирования – как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Трушкина Т.И.

Слайд 2

« Учите ребенка каким– нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их налету». К. Д. Ушинский Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения . Что же такое модель и моделирование? Модели – материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями. Моделирование – совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.

Слайд 3

Роль моделей и моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста: Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи способствует развитию восприятия наглядно – действенного и наглядно – образного мышления и речи абстрагирует существенные признаки природных объектов, значимых для деятельности. с пособствует формированию обобщенных и системных знаний о природе

Слайд 4

Цель моделирования – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Особенность моделирования как метода обучения: оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности .

Слайд 5

Предметная модель представлена в виде предмета, конструкций предмета или нескольких предметов, закономерно связанных между собой. Предметно – схематическая модель Графическая модель в ней существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. представлена в виде графиков, схем, таблиц и передает обобщённо разные виды отношений в природе. Виды моделей

Слайд 6

Требования к экологическим моделям: должна быть простой для восприятия и доступной для действий с ней. должна облегчать познание. должна четко отражать основные свойства и отношения, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту должна ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые могут быть освоены именно с ее помощью

Слайд 7

Этапы обучения моделированию дошкольников: постепенно увеличивается количество сравниваемых объектов до трех – четырех предлагается детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими руководство созданием моделей элементарных понятий обучение детей моделированию существенных или значительных для деятельности признаков организуется сравнение двух объектов между собой, в процессе которого выделяются признаки различия и сходства. одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки

Слайд 8

наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире; способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника. Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи: развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать; учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

Слайд 9

Примеры предметных моделей: Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек, аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида, глобус. Самая простая предметная модель – заводная игрушечная рыбка , с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

Слайд 10

Предметно –схематические модели Модель маскировки Модель маскировки показывает значение совпадения и несовпадения окраски, наличия или отсутствия движения для опознания плоской геометрической фигуры, помещенной на картонную панель определенного цвета.

Слайд 11

Модель длинных и коротких ног (лисы и волка) Длина ног сказывается на скорости передвижения: чем она больше, тем быстрее животное передвигается; чем длиннее ноги, тем быстрее может бегать животное.

Слайд 12

Знакомя детей с деревьями и кустарниками, важно наличие предметно – схематических моделей признаков древесного растения. Данный тип моделей можно использовать в дидактической игре «Расскажи о своем зеленом друге».

Слайд 13

Формирование понятия «Рыбы» Графические модели передают обобщённо признаки, связи и отношения явлений Отражены существенные признаки данной группы животных: покров тела, своеобразное строение конечностей, форма тела, жаберный способ дыхания и размножения.

Слайд 14

Формирование понятия «Птицы» Модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки: покров тела , наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, строение ротового аппарата, способ размножения.

Слайд 15

Модели можно использовать и в качестве плана рассказа Так при составлении рассказов о птицах у детей развивается умение выделять яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. Обращается внимание на величину, строение ротового аппарата, строение конечностей, покров тела, где проводит зиму, чем питается, особенности внешнего вида.

Слайд 16

Формирование обобщенных представлений о диких животных При формировании обобщенных представлений о животных используется модель основных признаков млекопитающих животных: тело покрыто шерстью , имеют четыре ноги, есть пасть с зубами, хищное животное, рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком.

Слайд 17

Ознакомление детей с насекомыми Модель помогает сформировать элементарное понятие о том, что насекомые – это маленькие животные, с особенным покровом тела, имеющие 6 ног, три части тела (голова, грудь, тело), у многих есть крылья, вырастают из яичек, которые откладывают взрослые насекомые.

Слайд 18

Обобщение представлений о растениях Детям дается представление том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы, семена. По наглядно представленной модели можно определить какое это растение: травянистое, дерево или куст.

Слайд 19

Модель «Живое » Далее используется модель «Живое», которая показывает, что растения дышат, питаются, растут и размножаются. Данная модель используется и при формировании понятий «Птицы», «Рыбы», «Звери», «Насекомые», «Растения».

Слайд 20

Модель «Функции органов живого» На следующем этапе используем модель « Функции органов живого». Растение - живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держать и питать; стебель – механическая опора растения, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим частям растения, дышать; листья, чтобы улавливать свет, дышать, испарять влагу; цветы дышат, выполняют функцию размножения.

Слайд 21

Способы сенсорного обследования Рассматривая и сравнивая овощи, фрукты, дети упражняются в способах сенсорного обследования: можно посмотреть, потрогать, погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус, послушать, как хрустит, например, огурец.

Слайд 22

Наглядное моделирование способствует развитию речи дошкольников. Этот метод можно использовать во время бесед, чтения художественной литературы, при обучении детей пересказу. Только в данном случае используются мнемотаблицы . Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Этапы работы с мнемотаблицей : Рассматривание таблицы и разбор, что в ней изображено. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодировки осуществляется пересказ, т.е. происходит отработка метода запоминания. Графическая зарисовка мнемотаблицы . Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Слайд 23

Использование мнемотаблиц при обучении детей пересказу. «Пингвиний пляж» Г. Снегирев. Прибежали пингвины с гор посмотреть на людей, много их собралось, кричат, как на базаре. На камнях лежал большой лист фанеры, и пингвины устроили на нем танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернется, еще раз пробежит, да еще лапкой притопнет! Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать. Весь день они танцевали. А вечером они ушли.

Слайд 24

Мнемотблицы для самостоятельного составления рассказов детьми по темам: «Весна», «Осень». Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются лужи. Дети пускают в ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки. Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Дует сильный холодный ветер. Листья опадают. Солнышко светит мало. Часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Слайд 25

Еще одна разновидность наглядного моделирования - пиктограммы. Пиктограммы – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания. Эффективны при разучивании стихотворений, где на каждое слово или словосочетание придумывается картинка. Разучивание становится для детей весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Слайд 26

А. Плещеев «Весна » Уж тает снег, бегут ручьи В окно повеяло весною . Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало . Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

Слайд 27

Дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы , пользуясь известными им символами кодирова­ния информации. Рассказ «Моя семья» Рассказ «Космос» Рассказ «По грибы» Пословица «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» Пословица «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами» Рассказ «ОСЕНЬ»

Слайд 28

Сказка «Репка» Рассказ «Осень» Строение растений Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности . В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопрос...

Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

В статье рассматривается использование технологии проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...