конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гусева Наталья Сергеевна

Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Пасха – праздник светлого Христова Воскресения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasha_konkurs.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Пасха – праздник светлого Христова Воскресения»

Тематика занятия: Пасха – праздник светлого Христова Воскресения

Автор: Гусева Наталья Сергеевна

г. Нижний Новгород, Ленинский район, МБДОУ «Детский сад №165», 2019 год

Пояснительная записка

Цель:  Познакомить детей с православным праздником «Пасха» с его историей, развивать интерес к культуре предков; познакомить с обычаями и обрядми, связанными с праздником.

 Задачи:

1. Побудить у детей интерес к  традициям православным традициям русского народа, к народному творчеству

. Познакомить с историей Иисуса Христа и традициями праздника Пасха.        

2. Содействовать активизации и расширению словарного запаса детей: Иисус Христос, пасха, кулич, писанки.

3. Познакомить детей с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.  

4. Познокомить детей с приемом пластилинографии. Развивать умение создавать оригинальные украшения пасхальных яиц способом аппликации (инкрустации) природными материалами.

5. Продолжать развивать творчество, образное представление, эстетическое восприятие, мелкую мторику рук, самостоятельностьпр выборе материалов и способов художественной выразительности.

6. Воспитывать доброту, заботливое отношение к окружающим, любовь к Родине и побуждать уважение к традициям своего народа.

 7. Вызвать у детей радость от результата совместной и игровой деятельности.  

Занятие разработано для детей средней группы  (4-5 лет)

Актуальность.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Одним из самых радостных и почитаемых праздников, как и раньше на Руси, так и сейчас в России, является «Пасха». Это особенное время, сама природа всегда в этот день будто ликует вместе с людьми. Все вокруг оживает и цветет. Становится светло и радостно как на улице, так и в душе каждого христианина. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Чтобы наши дети больше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи.

Пасха, в первую очередь, семейный праздник. Но много ли наши дети знают об этом празднике? И как его отмечают в своей семье? Этим вопросом я и задалась и решила подробнее познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресение» и его обычаями и традициями. 

Место занятия  в программе: непосредственно образовательная  и развлекательная  деятельность.

Занятие - развлечение проходит как в познавательном, так  и художественно – творческом направлении, способствует развитию у детей умения  занимать свой досуг игрой и художественным трудом.

Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: история жизни Иисуса Христа позволяет воспитывать в детях любовь к богу, ближнему. Формировать духовно-нравственные качества - доброта, милосердие, забота о ближнем.

Формы проведения: комбинированная (беседа, лепка, слушание музыки, игра); виды деятельности: речевая, изобразительная, двигательная.

Предполагаемый результат:

  • Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении;
  • понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей;
  • умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  •  развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Схема конспекта НОД

Форма занятия: занятие – развлечение   

Занятие приурочено к проведению праздника Пасха.

Дидактическое обеспечение

  •   Рассказ воспитателя, беседа, показ слайдов, рассматривание пасхальных яиц.
  • Ноутбук, проектор и экран,слайды для показа детей «Пасха - Праздник Светлого Христово Воскресения», фонограмма записи звона колоколов, фонограмма детского фольклера, яйцо - писанка, яйца для игры “Найди яйцо”, корзина с бумажными яйцами, магнитная доска, вырезанные из цветного картона силуэты в форме яйца, пластелин, доска для лепки, стеки, крупы на выбор : красная и белая фасоль, семечки подсолнечника, горох, зерна кукурузы, кофе; кулич; работы детей, выполненные с родителями.

Мотивационно – ориентировочная часть

Познавательная

Организация детской деятельности

Способ организации детей: групповой

Описание методов и приемов педагогической деятельности: беседы с детьми; индивидуальное проговаривание слов; игра «Найди яйцо», подвижная игра “Ручеек”; создание ситуации для творческой работы; в ходе лепки индивидуальная помощь, напоминание; рассматривание детских работ, анализ детских работ.

Определение возможных действий педагога в случае, если ему не удается достигнуть поставленных целей: наводящие вопросы, напоминание, указание к действию конкретному ребенку, повторное объяснение правила игры, показ способов ленки на своем образце.

Описание методов мотивации (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе деятельности: поощрение, сюрпризный момент, повтор игры по желанию детей.

Рефлексивно- оценочная часть

Получение конкретного результата, подведение итогов, форма презентации достижения целей: рассматривание детских работ, поощрение детей педагогом, анализ детских работ педагогом.

Рефлексивный момент: выполнение рефлексивного задания (Отгадывание загадок по теме, задание “Чья тень”, “Что изображено на картинке”), обсуждение педагога и детей своих впечатлений от занятия – развлечения. Сюрпризный момент.

Ход занятия - развлечения:

Под звук фонограммы колоколов дети рассаживаются на стульчики

Воспитатель: Проходите, присаживайтесь как вам удобно на стульчиках. Сегодня ребята мы отмечаемсамый светлый праздник, который называется Пасха.Уже много веков праздникотмечают его в нашей стране. Люди очень долго готовятсяк Пасхе. Празнуется Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников вчесть воскрешения Христа. Расскажу об этом подробнее. (рассказ в сопровождение слайдов).

Слайд № 2. Пасха - праздник Светлого Христого Воскресения.

Воспитатель: Пасху радостно встречаем

И поем:  »Христос воскрес!

Мы все дружно отвечаем:

«Он воистину воскрес!»

Чередой проходят годы

Под лазурностью небес.

И поют везде народы:

«Он воистину воскрес!»

Всюду радость и объятья:

«Брат, сестра, Христос воскрес!

Ад разрушен, нет проклятья:

Он воистину воскрес!»

(В.Кузьменков)

Слайд № 3 - 12 Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков). Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом. Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте. Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют  СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ. Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем. В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут. Ангел сообщил им радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит стал бессмертным Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее  это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес». Яйцо тут же стало  красным. С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить. Раньше яйца красили только в красный цвет.

Все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хоровод, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по особому готовили праздничные угощения. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Слайд №13 В этот день люди приносят в храм праздничное угощение: куличи, крашеные яйца, творожные пасхи, чтобы их освятить. Батюшка кропит это веселое и красивое угощение святой водой, и люди несут куличи, яйца и пасхи домой, к праздничному столу.

Крашеные яйца часто дарят друг другу, поздравляя с праздником, а дети в пасхальные дни ими играют: с горки катают, крутят – чье дольше прокрутится. Когда дарят пасхальное яйцо, говорят: – Христос воскрес! Тот, кто яйцо берет, отвечает: – Воистину воскрес!

Слайд № 14. В течении всей пасхальной недели по всей деревне разносился колокольный звон, потому что в праздник звонить в них мог каждый желающий. Дети любили напевать песенку:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись,Красное, нарядись!

А теперь давайте, ребята, и мы тоже  споём песенку! (Проговаривание песенки с воспитателем и без него)

 Слайд № 15.В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы.А еще на Пасху играли в "прятки". Кто-нибудь из взрослых выходил с утра в сад с подарками или яйцами и прятал их. Проснувшись, дети бежали искать. А вы хотите поиграть? В комнате спрятаны пасхальные яички по одномуна каждого. Нам нужно найти себе яичко и прибежать на свое место, а я посмотрю кто из вас самый внимательный и ловкий? Начали! (под музыкальное сопровождение дети ищут спрятанные в группе яички) Молодцы ребята!!Все спавились. А теперь мы с вами отправляемся дальше.

 Пасхальные яйца бывают крашеными и расписными: с узорами и картинками.

Ребята, а вы хотите подарить своим близким пасхальное яйцо?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Для этого нам нужно его разукрасить. (Показ яйца - писанки). Посмотрите, какими красочными  могут быть пасхальные яйца. А теперь подумайте, каким красивым узором разукрасите вы своё пасхальное яйцо.

Воспитатель: Ребята, сегодня я покажу вам как можно разукрасить  яйцо пластилином. Этот прием называется   пластилинография.

От  пластилина нужно отщипнуть кусочек и нанести на яйцо придавить и слегка размазать. Таким способом закрасить все яйцо

-Посмотрите, что у меня получилось.

-Дальше мы украсим пасхальные яйца крупами. Придумайте узор, выберите крупу для своего замысла. Накладывая зернышки на яйцо придавливайте, так они прикрепятся.

-Посмотрите, какие пасхальные яйца получились у меня.

-А сейчас выберите пластилин по цвету, каким вы хотите сделать свое яйцо. Когда вы начнете разукрашивать пасхальное яйцо, то думайте о хорошем и светлом, желайте своим родным, близким и друзьям доброго здоровья.

Приступайте к работе.

(Дети мастерят поделку).

(после выполнения работ, воспитатель предлагает немного развеяться и поиграть в игры)

ИГРА: «Ручеек»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько много ярких и красочных пасхальных яиц. Рассмотрите их и выберите самые красивые и аккуратные работы своих товарищей.

(Вместе с воспитателем дети обсуждают и выбирают самые лучшие работы).

Воспитатель: Молодцы, ребята, у всех получились оригинальные красивые пасхальные яйца. Теперь вы можете сегодня подарить их своим родным. Не забудьте с Пасхой поздравить!

Рефлексия

Слайд № 16,17. А давайте ребята, мы вспомним, о чем сегодня говорили. Внимание на экран. (Читает загадки)

Светлый день глядит в оконце.

Радостно как в сказке.

И ласкает землю солнце.

Наступила …. (Пасха)

 

Ангелы трубят о чуде

От земли и до небес.

Радуйтесь, ликуйте, люди,

Знайте же: Христос … (Воскрес)

Слайд № 18,19 Отгадайте, чья это тень (Яйцо)

Слайд № 19,20 Посмотрите, на экране кусочек картинки. Как вы думаете, что изображено на картинке? (Кулич).

Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите к корзиночке и возьмите любое яйцо такого цвета, какое настроение у вас осталось после нашего с вами занятия - развлечения и повесьте на магнитую доску. А что вам больше всего понравилось на занятии и что не понравилось?

Ответы детей.

Затем воспитатель вносит празничный  кулич и детит на кусоки, по одному на каждого. Воспитатель раздает  детям угощение.

Список литературы:

1.В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» на материале русской народной культуры.

2. www.mirkniq.mobi.ru.

     3. Дошкольное воспитание/ Издательский дом «Воспитание    дошкольника». № 5 2004 год

     4.Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.- М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...