Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Беляева Ольга Владимировна

Материал предназначен для проведениязанятий по познавательному развитию старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Тема: «Филимоновкая игрушка»

Цель: Ознакомление с народным промыслом филимоновсая игрушка. Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить с народным промыслом филимоновская игрушка; познакомить детей с особенностями росписи и ее элементами, историей возникновения.

Развивающие: развивать наблюдательность, память, речь;  умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора;

Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к истокам русской народной культуры.

Оборудование и материалы: Несколько рисунков филимоновских игрушек, предметы разных видов народного промысла, картинки с элементами филимоновских узоров.

Предварительная работа: Рассматривание альбома с изображением изделий народного промысла.

Словарная работа:

Обогащение: Филимоново, филимоновская игрушка, береста, обжиг, барышня, всадник.

Активизация: красочная, пластмасса, металл, дерево, резина, конь индюк.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические приемы

1.Организационно-мотивационный

Этап

Этап постановки проблемы

Предлагаю детям встать в круг. Давайте за руки возьмемся, друг другу вместе улыбнемся.

Ребята вы любите играть в игрушки?

А из чего сделаны ваши игрушки?

Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных? Чем?

В старину игрушки мастерили из тряпочек, соломы, глины, бересты, дерева.

Давайте мысленно отправимся на ярмарку и выберем там русскую народную игрушку.

Включается музыка русская народная. Закрывайте глазки.

. Торопись, честной народ, Тебя ярмарка зовет! Что душа твоя желает - Все на ярмарке найдешь! Всяк подарки выбирает, Без покупки не уйдешь!

Дети берут друг друга за руки, улыбаются

- Да, конечно

- Из пластмассы, резиновые, металлические и т.д.

- Красотой, материалом изготовления.

-Давайте отправимся, очень интересно.

Слушают музыку с закрытыми глазами

Организационный момент

Актуализация опыта

Мотивация

Художественное слово

2.Основная часть

Этап ознакомления с материалом

Этап практического решения проблемы

Открываете глазки.

Ребята мы на ярмарке и здесь нам приглянулись необычные игрушки, а называются они филимоновские.

Это глиняные игрушки, созданные руками народных мастеров. И каждая игрушка хранит тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу. Поэтому они получили название – народные. Филимоновской игрушке более 700 лет. Ребята, а вы хотите узнать, откуда эта игрушка возникла и почему она именно такая?

Садитесь на стулья и внимательно меня слушайте.

Есть под Тулой деревенька, Филимоново.Там их и изготавляют. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину, которая после обжига приобретала белый цвет.

 Ребята посмотрите на картинки. Каких животных и людей вы узнаете в этих игрушках? А еше барышня и на коне всадник

Все игрушки забавные, веселые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются. А знаете, почему шеи у них вытянутые?

Потому, что игрушка глиняная очень медленно сохла то и дело теряла свой вид, вот мастерам было необходимо их постоянно поправлять, поэтому они все такие вытянутые.

Это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть. Послушайте, какой получается свист? Все игрушки сделаны мастерами из глины, поэтому с ними надо обращаться аккуратно, чтобы они не разбились.

Физминутка

Под русскую народную музыку дети танцуют, как только прекращается музыка, они превращаются в филимоновские игрушки, а воспитатель должен их угадать.

Филимоновской игрушки по сей день, характерна необычайно яркая роспись сплошной окраски с чередующимися полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

А детали росписи можно расшифровать:

Круг- это солнце,

Треугольник-это земля, Елочки – это ростки, символ растительности и жизни, все эти узоры напоминают нам о связи человека с природой. Сейчас мы с вами закроем глазки и мысленно вернемся обратно в группу.

Берите свои стульчики и садитесь за столы, там на столе листочки, с изображением филимоновских игрушек, но не раскрашенные. Предлагаю вам украсить ваши игрушки. Можно смотреть на доску, там расположенны иллюстрации, чтобы более точно и правильно нарисовать узор.

Открывают глаза, слушают воспитателя

- Да!

Слушают воспитателя

- Конь , индюк

- Нет, а почему у них такие шеи?

- громкий, веселый, звонкий

Танцуют, играют в игру с воспитателем

Дети раскрашивают филимоновскую игрушку

Рассказ воспитателя

Объяснение воспитателя

Уточнение

Вопросы

Объяснение

Физминутка

Рассказ

Воспитателя

Объяснение

Объяснение практического задания

3. Заключительная часть

Какие вы все молодцы, какие яркие и красивые у вас получились игрушки! Очень хорошо! Предлагаю организовать выставку и рассказать вашим родителям, где мы с вами сегодня были.

Ребята что интересного и нового вы сегодня узнали?

Что понравилось и запомнилось больше всего?

- Да, давайте сделаем выставку

- Мы были на ярмарке и знакомились с филимоновсими игрушками.

- Понравилось раскрашивать свою филимоновскую игрушку

Похвала

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Молочные продукты"

В данном занятии детям дается представление о том, какую роль играют молоко и молочные продукты в нашей жизни. Как они влияют на состояние здоровья человека. Формируют основы здорового образа жизни....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Во саду ли во городе"

В данном занятии детям даётся представление о том, какую роль играют в нашей жизни овощи и фрукты....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Берегите воду! Не губите природу!».

Предлагаю вам конспек непрерывной  образовательной деятельности в старшей группе. Данный конспек направлен на развитие познавательных способностей, на воспитание экологически привильного поведени...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Путешествие в зимний лес».

Лексическая тема "Дикие животные". Методическая разработка предназначена для воспитателей старших групп компенсирующей направленности....