Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Камнева Мария Сергеевна

Цель: Формировать знания детей о перелетных птицх.

Задачи: Активизировать словарный запас детей на тему «Перелетные птицы»;  учить детей правильно употреблять имена существительные в родительном падеже; умение подбирать слова антонимы; развитие мышления и памяти. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

 «Перелетные птицы»

Ход занятия.

Цель: Формировать знания детей о перелетных птицх.

Задачи: Активизировать словарный запас детей на тему «Перелетные птицы»;  учить детей правильно употреблять имена существительные в родительном падеже; умение подбирать слова антонимы; развитие мышления и памяти.  

  1. Организационный момент:
  1. Дыхательные упражнения.
  1. Глубокий вдох полной грудью – постепенный выдох (5 раз)
  2. Надувание щек – надавливание на щеки ладошками, выдох (5 раз)
  1. Артикуляционная гимнастика.
  1. «Лошадки» - щелканье кончиком языка за верхними губами
  2. Удерживание губ в улыбке («и»), передние верхние и нижние зубы обнажены.
  3. Вытягивание губ вперед трубочкой.
  4. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  1. Заучивание чистоговорки:

Грач.

Ач-ач – черный грач.

Ча-ча-ча – мы видели грача.

Чи-чи-чи – кричат грачи.

Чи-чи-чи – ходят по полю грачи.

Чков-чков-чков – ищут грачи червячков.

Чей-чей-чей – не увидишь осенью грачей.

  1. Основная часть:

       1. Беседа на тему «Перелетные плицы»

- Мы уже знаем все признаки осени. Сегодня я хочу более подробно поговорить о том, что осенью птицы улетают в теплые края. Вы знаете, как называются такие птицы? (ответ, показать картинки перелетных птиц) А все птицы улетают, или какие-то остаются? (ответ) А  как такие птицы называются? (ответ, показать картинки зимующих птиц) Как вы думаете, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются? (ответ)

- Давайте сравним перелетных птиц и зимующих по внешнему виду (на примере показать картинки синицы и скворца) Для сравнения нам поможет алгоритм.

 - Чтобы понять почему перелетные птицы улетают в теплые края, давайте вспомним, что служит им кормом.(работа с карточками) Правильно, все эти птицы питаются насекомыми и рыбой: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками, журавли и утки питаются рыбой. Но осенью насекомые исчезают, а вода на озерах и прудах замерзает. Перелетные птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

 - А почему же зимующие птицы не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей. (работа с карточками)

2. Дидактическая игра «Кто, чем питается?»

3. Логическая игра «4 лишний»

4. Физминутка (2-3 раза)

Села птичка на окошко (присесть и имитировать руками клев зерна)

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела птичка, ай…. (встать, кружиться вокруг себя взмахивая руками)

4. Помоги прочитать стихотворение.

Слова

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь …. (НИЗКО).

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А т ответишь …. (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь …. (ПОЛ),

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты …. (НАШЕЛ).

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты …. (ХРАБРЕЦ).

Теперь НАЧАЛО я скажу, -

Ну, отвечай: …. (КОНЕЦ).

                        Д. Чиарди

                  5. Работа в тетради.

(штриховка фигур в разных направлениях)

                  6. Закончи предложение:

У птиц есть крылья, а у животных нет …. (крыльев).

У птиц есть гнезда, а у животных нет …. (гнезд).

У птиц есть клювы, а у животных нет …. (клювов).

У птиц есть перья, а у животных нет …. (перьев).

У животных есть зубы, а у птиц нет …. (зубов).

                   7. Игра «Волшебный мешочек


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

грач

Слайд 4

грач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.  Тема: «Басни дедушки  Крылова»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...