Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Смирнова Татьяна Вячеславовна

Открытая организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_bogatyri.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сявский детский сад «Колокольчик»

Конспект организованной образовательной деятельности

по патриотическому воспитанию

в подготовительной группе.

Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории

Смирнова Татьяна Вячеславовна

2020 год

 

Тема: «Путешествие на Родину богатырей по сказочной карте России».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель: формирование чувства патриотизма, чувства гордости и уважения к защитникам Родины.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить представления детей о карте России.
  2. Познакомить детей, в форме путешествия, со сказочной картой России.
  3. Закрепить знания детей о воинском снаряжении в прошлом и настоящем.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательной активности детей, через экспериментальную деятельность.
  2. Развивать умение делать выводы на основе экспериментов.
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  2. Создать эмоционально-положительное отношение к игровым заданиям.

Средства реализации:

  • карта России, сказочная карта России;
  • экран, проектор, презентация.

Оборудование и материалы:

  • дидактическая игра «Снаряди воина»;
  • кусочки ткани, кожи, металлические пластины, деревянные палочки, ножницы, ёмкости с водой.

Словарная работа: кольчуга, бронежилет, шлем, доспехи, булава, меч, колчан.

Предварительная работа:

  • чтение отрывков о былинных героях: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей»;
  • рисование на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри»;
  • просмотр мультипликационного фильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник»»;
  • рассматривание картин М. В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»;
  • прослушивание фрагментов музыкальных произведений Н. Римского –Корсакова, А. Бородина, М. Глинки;
  • толкование пословиц и поговорок о богатырях.

 

Структура ООД, этапы работы

Содержание работы

Методы, формы и приемы работы

Предполагаемые ответы детей

Примечание

Вступительная часть.

Ребята, поздороваемся с нашими гостями.

Оказывается, в разных странах по-разному здороваются.

 Хотите узнать, как?

 Вот, например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты.

Давайте с вами поприветствуем друг друга по-русски. А я пожелаю вам здоровья и успехов.

Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя, какое?

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Посмотрите на карту России, какую огромную территорию она занимает.

Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце. Ни у одной страны нет такого количества соседей. Границы России проходят и по суше, и по воде.

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новой картой. Посмотрите, похожа она на карту России?

Эту карту прислал нам, один веселый журналист, Алексей Козловский. Однажды, он задумался, о том, что наша Россия богата сказками и о том, где же родились или были придуманы наши любимые сказочные герои. Вместе со своими друзьями, он создал добрый проект «Сказочная карта России», чтобы все могли узнать о местах рождения или обитания героев народных былин и сказок.

Алексей предлагает вам, дети, стать участниками этого проекта. Вы согласны?

А путешествовать вы любите?

Тогда предлагаю отправиться в путешествие по сказочной карте России.

Рассматривание карты России.

Рассматривание сказочной карты России.

Дети здороваются.

Да!

Россия.

Да.

Да.

Да.

Дети садятся на стулья.

Основная часть.

А, чтобы узнать к кому мы отправимся в путешествие, нужно прочитать надписи на волшебном камне.

2 слайд. Надпись на камне:

«Прямо пойдем к Добрыне Никитичу попадем.

Налево повернем в гости к Илье Муромцу придем, а направо путь проложим, с Алешей Поповичем повстречаться сможем».

Предлагаю отправиться в гости к богатырю русскому Илье Муромцу.

Илья Муромец родился недалеко от города Мурома, в селе Карачарово.

Отправимся в виртуальное путешествие на волшебном «ковре-самолете».

Закроем глаза и мысленно совершим полет через леса, луга, поля и реки.

3 слайд. Вот и село Карачарово под городом Муромом и крест высокий стоит в честь Ильи Муромца.

4 слайд. Илья Муромец – самый популярный герой былин, могучий богатырь.
Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи тридцать лет и три года».
Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой.
Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру.

5 слайд. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. На пути в Киев, Илья побеждает Соловья – разбойника, связывает его и везет к княжескому двору.  

6 слайд. Илья Муромец освобождает город Чернигов от татар.

Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор.

7 слайд.

Чтобы заставить врага отведать силушки богатырской, необходимо было подобрать правильное оружие. Но вот какое именно? Давайте разберемся.

Колющее оружие – копья и рогатины. У копья тонкий наконечник, способный пробить броню воина. Легкие короткие копья используются для метания. Рогатина имеет длинный и широкий наконечник, для поражения врага, не защищенного доспехами.

8 слайд. Ребята, узнали, что это за оружие?

Рубящее оружие – топоры разных видов. Топорами с длинными топорищами пользовались пешие воины. Всадники вооружались короткими топорами.  

9 слайд. Какое оружие вам знакомо?

Ударное оружие – булава, палица, шестопер, кистень.

Булава, палица и шестопер представляют собой короткую рукоять с массивным набалдашником.

Кистень – увесистая гиря на цепочке или кожаном ремешке.

10 слайд.

Метательное оружие – лук и самострел, используются для поражения врага на расстоянии.

Лук изготавливают из дерева и рога.

Стрелы – из дерева, тростника или камыша,

а наконечник – из металла.

11 слайд. Какое оружие можете назвать?

Режущее оружие – мечи, ножи и сабли.

Состоят из клинка и рукояти.

У меча клинок заточен с обоих сторон, а у сабли с одной стороны. У меча клинок прямой, а у сабли изогнутый.

Ножи – имеют короткий клинок, заточенный с одной стороны. Носят их за поясом или в голенище сапога.

Режущее оружие вкладывают в ножны.

Много оружия у богатыря и все оно изготовлено из дерева и металла.

Ребята, предлагаю выяснить какое оружие крепче деревянное или металлическое, проходите в нашу лабораторию.

Попробуйте согнуть деревянную палочку и железную пластину. Какой вывод вы можете сделать?

А теперь попробуйте опустить поочередно деревянную палочку и железную пластину в ёмкость с водой. Какой вывод вы можете сделать?

Молодцы ребята! А теперь немного отдохнем.

Дружно встали 1-2-3 –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из - под ладошек.

И направо и ещё

Через левое плечо.

Ноги шире, руки в бок –

Защищать пойдём народ.

Продолжим наше путешествие на «ковре-самолете» и отправимся в Рязанскую область в поселок Шилово, на Родину богатыря Добрыни Никитича.

Закроем глаза и мысленно совершим полет через леса, луга, поля и реки.

12 слайд.

Добрыня Никитич увековечен возле посёлка Шилово Рязанской области. Это Добрынин курган - мы видим на возвышении щит и меч, обрамленные фигурой воина.
Народные предания рассказывают о персонаже с теплотой и любовью.

13 слайд.

Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка».

14 слайд.

Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из плена много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

15 слайд.

В отличие от обычного человека, воину, помимо простой одежды, необходима защитная амуниция, которая убережет тело от ранений на поле боя.
Какие же были доспехи у воинов на Руси?

Кольчуга – рубаха, сделанная из мелких   металлических колец. Она служит для защиты тела воина. Бывает длинная и короткая, с рукавами и без.

16 слайд.

Вместо колец для изготовления доспехов могли использовать металлические пластины с отверстиями. Эти пластины пришивались на кожу или ткань. Такие доспехи напоминали чешую.

17 слайд.

Шлем – шапка, которая служит для защиты головы от стрел, меча и копья. Изготавливается он из металла. Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.

Иногда шлем снабжался специальной маской, для защиты лица (шлем с «личиной»).

18 слайд.

Щит – служит для защиты от стрел, копий, мечей и др. Изготавливается из дерева, кожи или металла. По форме щит может быть круглым, треугольным, прямоугольным, миндалевидным, плоским или выгнутым.

Ребята, скажите из каких материалов сшита одежда богатырей?

Пройдем в лабораторию и выясним, из какого материала одежда самая прочная.

Предлагаю попробовать разрезать кусочки ткани и кожи ножницами. А теперь попробуйте то же проделать с железными пластинами. Какой вывод вы можете сделать?

Попробуйте опустить в ёмкость с водой кусочки ткани и кожи, железные пластины. Какой вывод вы можете сделать?

А сейчас я попробую проверить ткань, кожу и железо огнем. Какой вывод мы с вами можем сделать?

 Молодцы, правильно! Именно такая одежда оберегала воинов от ударов и огня.

Ребята. А вы хотели бы быть богатырями?

Давайте покажем какой богатырь.

Богатырь- вот он каков:

(Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,

(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Ребята, у кого из богатырей мы еще не побывали в гостях?

Предлагаю отправиться на «ковре-самолете» в город Ростов к самому молодому богатырю Алеше Поповичу.

Закроем глаза и мысленно совершим полет через леса, луга, поля и реки.

19 слайд.

В Ростове Великом создан фонд, который занимается подготовкой и созданием памятника былинному русскому герою Алеше Поповичу.

20 слайд.

Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью.

21 слайд.

Самый известный подвиг об Алеше Поповиче о том, как он хитростью победил половецкого хана Тугарина.

Дети, как вы думаете, есть ли в современное время такие сильные и смелые люди, которые защищают нашу Родину или приходят на помощь в трудную минуту?

Предлагаю разделиться на две команды. Первая команда подбирает амуницию для современного солдата, а вторая команда - для богатыря.

Собрали? А теперь посмотрим, правильно ли вы снарядили наших воинов.

Вова, расскажи какое снаряжение у богатыря?

Паша, расскажи какое снаряжение у современного воина?

Молодцы, обе команды снарядили воинов правильно! Богатыри и современные воины сильные, смелые, защищают Родину, снаряжение богатырей и современных воинов похожи.

Давайте сравним.

Показ на сказочной карте, отметить флажком.

Релаксационное упражнение.

Презентация об Илье Муромце и оружии богатырей.

1 опыт.

2 опыт.

Динамическая разминка «Богатыри».

Показ на сказочной карте России, отметить флажком.

Релаксационное упражнение.

Презентация о Добрыне Никитиче и одежде богатырей.

3 опыт.

4 опыт.

5 опыт.

Физкультминутка «Богатыри».

Показ на сказочной карте России.

Релаксационное упражнение.

Презентация об Алеше Поповиче.

Дидактическая игра «Снаряди  воина».

Дети пробуют самостоятельно прочитать надписи.

Топоры.

Булава.

Меч, нож.

Оружие из дерева хрупкое, может сломаться, а из железа надежное, крепкое.

Оружие из железа тяжелее деревянного, богатырь должен быть очень сильным.

Одежда богатырей сшита из ткани, из кожи, из железа.

Одежда из железа самая прочная.

Одежда из железа не промокает.

Одежда с применением железа у богатырей очень прочная, не промокает, не рвется, не горит.

Да.

Алеши Поповича.

Спасатели, полицейские, пожарные, военные и т.д.

Кольчуга, шлем, меч, лук со стрелами, щит.

Бронежилет, автомат, каска, нож, щит

Кольчуга - бронежилет, шлем - каска,

меч - автомат,

стрелы - пули,

кинжал - нож.

Дети под музыку закрывают глаза.

Дети проходят за столы.

Познавательно-исследовательские действия с деревянным и железным материалом.

Дети выполняют движения по тексту.

Дети под музыку закрывают глаза.

Познавательно-исследовательские действия с тканью, кожей и железом.

Следующий опыт демонстрирует воспитатель, дети наблюдают.

Дети выполняют движения по тексту.

Дети под музыку закрывают глаза.

Дети делятся на две команды, подходят к мольбертам с магнитными картинками.

Заключительная часть

Молодцы, ребята. Нам пора возвращаться в детский сад, на нашем «ковре-самолете».

Ребята, вам понравилось быть участниками данного проекта?

Как называется карта, с которой мы сегодня познакомились?

Что мы можем узнать с её помощью?

Ребята, расскажите, кто из богатырей вам больше нравиться?

Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники Отечества.

22 слайд.

Послушайте завет, который оставили богатыри нам, своим потомкам:

«Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей,

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину».

Я вас благодарю за интересное путешествие и хочу угостить вас по русской традиции вкусными жаворонками.

Релаксационное упражнение.

Да.

Сказочная карта России.

С её помощью мы можем узнать о местах рождения или обитания героев народных былин и сказок.

Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.

А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью.

Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Дети под музыку закрывают глаза.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в лабораторию» подготовительная группа познавательное развитие

Конспект организованной образовательной деятельности«Путешествие в лабораторию»подготовительная группапознавательное   развитие...

Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро» Программное содержание: Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нор

Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро»Программное содержание:Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло»...

Конспект организованной образовательной деятельности «Этот волшебный магнит» (подготовительная группа)

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.Задачи:Образовательные:Дать детям пре...

конспект организованной образовательной деятельности "Про хлеб" в подготовительной группе

Все то, что мы вложим в души наших детей, то пожнут они в будующем....