Конспект непрерывной образовательной деятельности по познанию в подготовительной к школе группе "Нефть всему голова- по земле идет молва"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Оксана Алексеевна Замковая

Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

 

Задачи.

Образовательные: формировать представления об объектах неживой природы (нефти), познавательную мотивацию и активность у дошкольника.

Развивающие: развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, анализировать, выделять главное, обобщать. Развивать связную речь, познавательный интерес к природе родного края

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, инициативность и любознательность, уважение к труду людей, добывающих нефть.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 11 «Радуга»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в области

на тему: «Нефть всему голова – по земле идет молва» 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

    (подготовительная к школе группе).

О.А.Замковая

воспитатель первой

квалификационной

категории

Ханты-Мансийск

2020 г

Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

Задачи.

Образовательные: формировать представления об объектах неживой природы (нефти), познавательную мотивацию и активность у дошкольника.

Развивающие: развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, анализировать, выделять главное, обобщать. Развивать связную речь, познавательный интерес к природе родного края

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, инициативность и любознательность, уважение к труду людей, добывающих нефть.

Оборудование и материалы: Слайдовая презентация «Нефть всему голова – по земле идет молва», музыкальная пальчиковая игра, мнемотаблица «Откуда нефть к нам пришла», перфокарты «Свойства нефти», карандаши.

Для опытов: Предметно-схематические модели «Свойства нефти». Стаканчики с водой и нефтью, пипетки, трубочки, по 2-е палочки, белые бумажные и тканевые салфетки (на каждого ребенка). Знак «Опыт проводит взрослый».

Для игры: Свеча, резиновая (деревянная, пластмассовая, глиняная) игрушка, мыло, пластилин, пластиковая бутылка, линейка, авторучка, металлическая ложка, пенал, фарфоровая тарелка, стеклянная кружка…

Словарная работа: Нефтяники, геологи, нефтяные вышки, буровые установки, бурить, скважины, насос-качалка, нефтепровод.

Предварительная работа: рассматривание глины, песка, металла. Чтение стихотворений и разгадывание загадок на тему «Полезные ископаемые», чтение экологического рассказа В. Танасийчука «Нефть в море», познавательной литературы для детей. Опыты с водой «Что растворяется в воде», «Цвет воды», «Прозрачность». Слайдовая презентация «Край мой – Югра».

Методы и приемы: проблемные ситуации (разгадывание кроссворда, работа с перфокартой), беседа, чтение художественной литературы, экспериментальная деятельность, наглядное моделирование, игра «Что нефть нам дает», мнемотехника, рефлексия.

Прогнозируемый результат:

  • у ребенка сформированы первичные представления о нефти;
  • у ребенка сформированы основные навыки исследовательской деятельности и потребность в познавательной активности.

Организация

Содержание

I. Организационный момент

В записи звучит песенка

«Доброе утро».

Дети заходят в игровую комнату

Психогимнастика «Доброе утро»

Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Мотивационный момент

Слайд №2 Кроссворд

«Полезные ископаемые»

Загадки для кроссворда

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: дети, к нам пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь, пожелайте всем доброго утра и хорошего настроения!

Воспитатель: сегодня мы с вами продолжим изучать мир, будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные.

Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово? (Ответы-предположения детей)

Исследование – это значит, получение новых знаний, о том, что мы исследуем

Воспитатель: а что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд и назовете ключевое слово.

1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина)

2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

4. Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни коньков,

Ни автомобилей, ни станков. (Металл)

5. Чёрный и блестящий,

Я самый настоящий

Волшебник, чародей.

Я нужен для печей.

В печах переливаюсь

Золотистым цветом,

В морозы я стараюсь

Дома нагреть, как летом. (Уголь)

Воспитатель: тема нашего исследования - «Нефть». Наша задача – получить как можно больше новых сведений о нефти.

II. Основной этап

Рассказ воспитателя о нефти и профессии нефтяник

Слайд №3 «Нефтяник»

Слайд №4 «Древний лес»

Показ нефти в колбе

Слайд №5 «Геологи»

Слайд №6 «Нефтяные вышки»

Слайд №7 «Насос-качалка»

Физкультминутка «Насос»

Вывод

После каждого опыта воспитатель выставляет на доске предметно-схематические модели, отражающие свойства нефти

Планирование деятельности,

показ, комментирование,

определение способа действий,

образец выполнения действий,

мини выводы.

Знакомство со знаком

«Опыт проводит взрослый»

Опыт «Горит ли нефть»

Пальчиковая игра

«Печатаем на компьютере»

(Аудиозапись)

Слайд №8

«Что изготавливают из нефти?»

Воспитатель обращает внимание детей на выставку предметов

Дидактическая игра

«Что делают из нефти»

Воспитатель:

Его работа не простая -

Нефть добывать из-под земли.

Без нефти мы, я точно знаю,

Ступить и шагу б не могли…

Как называется профессия людей, добывающих нефть? (Нефтяник)

Где находится нефть? (Под землёй)

Воспитатель: в давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые деревья.

Нефть образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники.

Как добывают нефть? (Ответы-предположения детей)

Воспитатель: вот люди идут через тайгу и болота, ищут, где же нефть спряталась. Их называют – геологи.

Воспитатель: как называется данное сооружение? (Нефтяная вышка)

Это нефтяная вышка, видите какая высокая. Нефтяники с помощью специальных машин и оборудования бурят скважины – глубокие отверстия под землей.

С помощью этих насосов-качалок поднимают нефть на поверхность земли и направляют по нефтепроводу на заводы.

Нефть – это богатство нашего края. Добывать нефть нелегко: она встречается глубоко под землёй. Её выкачивают буровыми установками нефтяники.

Воспитатель: я приглашаю вас пройти в детскую лабораторию для проведения опытов с нефтью.

Опыт 1. «Цвет нефти»

Повернуть колбочку с нефтью на свет, рассмотреть. Какого цвета нефть?

Вывод: нефть коричневого или черного цвета.

Опыт 2. «Маслянистая жидкость»

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Что произошло? Нефть растеклась по салфетке жирным пятном.

Вывод: Нефть маслянистая жидкость.

Опыт 3. «Прозрачность»

2-е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.

В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?

В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 4. «Запах нефти»

Понюхать нефть в колбе. Что можно сказать о запахе?

Вывод: Нефть имеет резкий запах, напоминает запах бензина, краски …

Опыт 5. «Растворяемость нефти в воде»

2-е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Растворяется ли нефть в воде, например, как сахар или соль?

Давайте проверим, несколько капель нефти капнуть в стакан с водой. Что произошло? Нефть расплывается по поверхности воды тонкой пленкой.

Вывод: Нефть не растворяется.

Опыт №6. «Горит ли нефть»

Как вы думаете, горит ли нефть?

Давайте проверим? Внимание!

Что обозначает этот знак?

Налью немного нефти в тарелочку и подожгу.

Вывод: Нефть хорошо горит. 

Воспитатель: нефть – это главное богатство нашего края, она служит людям и приносит огромную пользу.

А сейчас мы немного отдохнем и запишем все, что мы сегодня узнали о нефти.

Воспитатель: почему же нефть так ценна? И зачем же непременно ее надо добывать? Все полезно вам узнать!

Что изготавливают из нефти из нефти? (Ответы-предположения детей)

Воспитатель: нефть служит отличным топливом. Нефть является отличным сырьем для химических заводов и фабрик, которые изготавливают из нефти парафин для свечей, бензин, резину, линолеум, пластмассу, краску, лак, пластиковые бутылки для лимонада, мыло, пластилин – всего и не перечислишь…

Воспитатель: из представленных предметов выберите то, что изготовлено из нефти. 

Воспитатель: ребята, а разве эти предметы похожи на нефть?

И все-таки все эти предметы делают из нефти, путем сложной переработки, когда пойдете в школу, вы все узнаете на уроках химии.

Какие предметы остались? Почему?

III. Закрепление

Работа с мнемотаблицей

«Откуда нефть к нам пришла?»

Рассказы детей

Работа с перфокартой

«Свойства нефти»

Индивидуальная деятельность

Воспитатель: мы сегодня беседовали о нефти, исследовали нефть, давайте вспомним, кто и как добывает нефть. Составьте рассказ, используя мнемотаблицу

Что мы узнали нового о нефти в лаборатории?

Рассмотрите и назовите изображенные рисунки в правой части листа. С помощью стрелок покажи, свойства нефти (соедините картинки с капелькой нефти). Какие рисунки остались лишними? Объясните, почему?

VI. Рефлексия

Дети выбирают смайлики и размещают их на доске

Воспитатель: Вам понравилось быть исследователями – изучать нефть?

Если вам все понравилось – возьмите веселый смайлик в виде капельки нефти, если вы испытывали в чем-то затруднения – возьмите грустный смайлик.

Какие задания вам было выполнять легко?

В чем вы испытывали затруднения?

Что бы вы хотели исследовать в следующий раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи).

Формирование представлений у детей о природных красителях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, о способах получения растительных красок из овощей – моркови , све...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства воды».

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой....

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕМА: « В ГОРОДЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИТЕМА: « В ГОРОДЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей в подготовительной к школе группе на тему: "Визитная карточка Санкт-петербурга"

Конспект по развитию речи составлен для детей подготовительной группы, для закрепления знаний о родном городе , его символах и достопримечательностях....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП для подготовительной к школе группы

Материал будет полезен для педагогов групп общеразвивающей направленности...