Конспект занятия по ОБЖ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Соболева Светлана Геннадьевна

Культура и традиции русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_traditsiya_russkogo_naroda.docx419.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей - подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»


Конспект НОД в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие. Обогащать словарь детей новыми словами. Воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

Оборудование: 

Выставка книг «русские народные сказки», выставка предметов декоративного искусства (Гжель, Хохлома, Дымка, матрешки и пр., страницы из папки «Наши праздники» (Масленица), иллюстрации «Хлебосольство»,

«Чаепитие», музыкальное сопровождение.

Ход:

I. Ориентировочный момент.

(Дети и воспитатель в русских костюмах).

Чтение стихотворения „ Необъятная страна" В. Степанова.

Если долго - долго - долго

В самолете мне лететь

Если долго - долго - долго

На одну страну смотреть

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

-О какой стране идет речь в этом стихотворение.

-Речь пойдет о нашей стране, о нашей Родине, о России.

-Как вы догадались, что это стих о России.

-Что вы можете рассказать о нашей стране: (рассматривание карты) (большая и красивая; много лесов, полей, рек, зверей и птиц; есть горы, где добывают полезные ископаемые; сильная и могучая, миролюбивая; живут талантливые люди) .

- В чем же проявляется талант нашего народа? (Сочиняет сказки, песни; умеет делать различные красивые предметы: игрушки, посуду.)

-Да русский народ очень талантливый. Мы читали и знаем много русских народных сказок (обратить внимание на выставку книг). Какие сказки вы знаете?

Какие русские народные песни мы разучивали и пели?

-А еще мы знакомились с предметами народно - прикладного искусства, сделанными русскими мастерами. Что это за предметы? (Обратить внимание на выставку)

II. Новый материал.

- А сегодня я хочу познакомить вас с традициями русского народа. Что такое традиция? Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Какие? Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки.

В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции? (именины, проводы в Армию, Масленица, коляда, Пасха) (обратить внимание на страницы из папки „Наши праздники .)

- Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас и узнаете, (дети садятся на стуле.)

Хлебосольство.

- В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль)

Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Выходят 2 девочки в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.

1 девочка: Жива традиция. Жива –

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

2 девочка: И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Кланяются гостям, детям, воспитателям и вручают хлеб – соль.

- Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (Показ иллюстрации).

Конспект ОД в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

-Хлеб-соль, гости дорогие! (гости, затем дети отламывают хлеб и едят).

-Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. И вы можете наблюдать такие встречи на ТV.

Хороводы.

- Еще одна традиция русского народа:

Девушки и парни

При луне ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели,

Да водили хороводы.

- Любили и любят до сих пор русские люди водить хороводы.

- Мы тоже с вами умеем водить хоровод под русские народные песни.

Хоровод „ Калинушка" 

Народная игра «Коробейники» (под запись песни «Коробейники») :

Жили русские затейники,

Их прозвали коробейники.

Игра есть о них у нас,

Поиграем мы сейчас.

2 команды. Участники берут в руки яркие подносы, на которых разложены игрушки (7-10 шт.) Нужно пробежать по прямой до стульчика, обогнуть его и вернуться назад к линии старта, не уронив н одной игрушки.

Чаепитие.

-Да девчата все у нас примечательные.

И ребята все у нас замечательные.

А успех их здесь не мелочный,

Значит вкусен русский чай посиделочный.

- Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие.

Под русскую народную мелодию дети несут к столу самовар, чашки с

блюдцами, сахарницу, калачи, сушки и пр.

I. ребенок: Гостей и близких привечаем

Мы ароматным сладким чаем.

II. ребенок: От всех невзгод, от всех болезней

Российский чай всегда полезней.

III. ребенок: Наш гость сегодня не скучай,

Пей от души горячий чай!

IV. ребенок: Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

V. ребенок: От недуг исцеляет

И усталость прогоняет.

VI. ребенок: Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

Воспитатель накрывает на стол и рассказывает.

- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл

(обратить внимание на иллюстрацию).

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-14287-1423411112.jpg

-Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Дети: Всех гостей мы угощаем ароматным сладким чаем.

-А для вас, мои детишки,

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем угощайтесь!

 Дети приглашаются к столу, звучит песня «У самовара… »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...