Конспект по экологии в подготовительной группе на тему: "Путешествие по реке жизни"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Смирнова Светлана Викторовна

Дать детям первые представления о крови и кровиносной системе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii_reka_zhizni.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект НОД по экологии

Тема НОД: «Путешествие по реке жизни»

Возрастная группа: подготовительная. 

Подготовила: Смирнова С.В.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №232» города Саратов

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности)

Цель: дать детям первые представления о крови и кровеносной системе.

Задачи:

  • сформировать знания детей о значении крови для организма:
  • снабжает клетки кислородом и забирает у клеток углекислый газ;
  • защищает организм от микробов («Познавательное развитие»);
  • познакомить с работой сердца как мощного мотора и насоса;
  • дать элементарные представления о движении крови в организме человека и о переливании крови («Познавательное развитие»);
  • познакомить с понятиями «лейкоциты», «эритроциты», «тромбоциты»;
  • воспитывать у детей сознательное отношение к своему организму и здоровью, воспитывать желание интересоваться своим организмом, узнавать как можно больше нового («Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни));
  • помочь уяснить, что сердце работает по-разному в зависимости от степени физической нагрузки («Познавательное развитие»);
  • формировать способность анализировать результаты опытов («Социально-коммуникативное развитие»);
  • совершенствовать умение строить высказывания («Речевое развитие»);
  • развивать мелкую и общую моторику («Физическое развитие»).

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: 

  • игра-путешествие;
  • демонстрационное экспериментирование;
  • фронтальное экспериментирование;
  • наблюдение;
  • самонаблюдение;
  • рассказ;
  • самомассаж рук;
  • малоподвижная игра.

Материалы и оборудование: пластиковая бутылка объемом 1,5 л с подкрашенной водой; спринцовка, соединенная с капельницей; раствор марганцовокислого калия; спички (по количеству детей); фонендоскоп; мультимедийная установка, презентация на тему «Кровеносная система»; бумажные кораблики красного, белого и фиолетового цвета.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему «Наше тело»
  2. Чтение р.н.с. «Иван-царевич и серый волк»
  3. СРИ «Больница»
  4. Конструирование из бумаги «Кораблики» (оригами)
  5. Пальчиковая игра «Девочки и мальчики»
  6. Самомассаж рук «Человечки»
  7. Игра «Это я»

Ход НОД.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям встать врассыпную перед зеркалом (игра «Это я»)

Воспитатель показывает движения и произносит текст:

Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята! Всем вам хорошо знакома сказка «Иван-царевич и серый волк» (демонстрация слайда с эпизодом из сказки):

- Прибежал серый волк, брызнул на убитого Ивана-царевича живой водой из хрустальной бутылочки, затянулись на Иване-царевиче страшные раны, зажили бесследно. Вздохнул он, открыл глаза и молвил: «Как же долго я спал!»

- Что же это за волшебная живая вода, хотите вы узнать? Для этого нам нужно отправиться в новое удивительное путешествие по двум большим рекам жизни вслед за этими разноцветными корабликами (демонстрация корабликов: красного, белого и фиолетового цвета).

Дети повторяют движения и слова:

Показывают сначала левый, потом правый глаз

Берутся сначала за левое, потом за правое ухо

Левой рукой показывают нос, правой – рот.

Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.

Протягивают обе руки, два раза хлопают.

Кладут ладони на бедра, два раза топают.

Правой ладонью проводят по лбу.

Садятся полукругом на стульчики.

  1. Основная часть.

Демонстрация слайда «Движение крови по сосудам – артериям и венам»

Воспитатель рассказывает:

- Одна река течет вниз, от главного порта «Сердце» до крошечных пристаней «Мизинец левый» и «Мизинец правый». Называется эта река очень красиво, прямо по-гречески – «Артерия». Другая река, тоже с красивым именем «Вена» интересна тем, что течет в обратную сторону, от «Мизинцев» до «Сердца», т.е. в гору. У простых рек так не бывает, чтобы река в гору текла, а в человеке бывает. Это одно из многих его чудес.

- Ребята! Давайте попробуем отыскать на своем теле эти удивительные реки. Разверните свои руки ладонями вверх. Видите ниточки голубого цвета? Это и есть вены – удивительные реки и ручейки.

Педагог дает достаточное время для рассматривания сосудов у себя и у своих соседей. У всех сосуды видны по-разному.

- Как вы думаете, в этих удивительных реках находится простая вода? Кто догадался, как называется живая вода?

- Правильно, это кровь.

- Какого цвета кровь?

- Игорь, опиши кровь.

- Как вы сказали, кровь – жидкая. И у каждого человека ее довольно много. Например, у вас ее примерно 1,5 л – вот столько. (Педагог показывает на полную 1,5-литровую бутылку с водой.) У ваших мам примерно 3 таких бутылки, у пап – 4 бутылки.

Дети садятся вокруг одного большого стола, кладут руки на стол ладошками вверх.

Дети рассматривают сосуды у себя и своих соседей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответ Игоря, другие дети дополняют.

Из чего состоит кровь? Что дает ей такие живительные свойства? Пора нам отправиться в путь, чтобы поскорее ответить на все вопросы. Сегодня капитаном в нашем путешествии буду я, потому что это первое путешествие по реке жизни.

  1. Демонстрация слайда «Движение крови по сосудам»

- Итак, от главного порта «Сердце» горячая красная кровь поплыла по реке «Артерия». Кто же заставляет кровь двигаться по реке?

- Правильно, сердце, наш неутомимый мотор! Ведь оно не останавливается ни на секунду. Знаете, где оно находится? Оно лежит немного левее центра грудины. Теперь покажите на себе, где лежит ваше сердце.

- Послушайте, как оно работает. Положите ладонь на левую сторону груди. Что вы слышите?

Сожмите-ка кулачок и посмотрите на него. Вот какой размер имеет ваше сердце. А у меня вот какое сердце (педагог показывает свой кулак). Вы растете – и сердце растет вместе с вами.

- Сожмите кулачок, а потом чуть расслабьте, сожмите – расслабьте. Сожмется сердце, вытолкнет кровь, потом опять сожмется – опять вытолкнет.

- Сердце выталкивает кровь порциями. Вот так. (Педагог набирает подкрашенную воду в спринцовку, соединенную с прозрачной трубочкой от медицинской системы, и, слегка нажимая, показывает, как кровь выталкивается из сердца, как течет подкрашенная жидкость по трубочке.)

- У врачей есть специальные приборы, чтобы слушать сердце. Через него удары слышны лучше. Я вам принесла такой прибор. Называется он фонендоскоп. Покажите, как правильно пользоваться этим прибором.

Дети встают из-за стола и садятся полукругом на стульчиках.

Ответы детей.

Дети показывают.

Тук-тук-тук.

Дети сжимают кулак.

Дети выполняют упражнение.

Дети наблюдают за демонстрацией эксперимента

Маша показывает и объясняет: Его концы надо вставить в уши, а расширенную часть приложить к груди. Прибор нельзя передвигать прямо по коже. Надо его аккуратно ставить и аккуратно снимать.

Физминутка «Вы, наверное, устали»

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И на стулья все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Дети повторяют за воспитателем все движения.

Демонстрация слайда «Кровеносная система»

- Посмотрите, что делается в самой крови. Такая толчея, как на шумной пестрой ярмарке. Целый караван кораблей плывет вперед. В крови больше всего красных корабликов.

- Догадались, почему кровь красного цвета? Эти красные кораблики называются эритроциты. Цвет нашей кожи, мышц, языка, вся наша окраска зависит от них. Эти кораблики торговые. Они везут очень ценный груз – кислород и питательные вещества.

- А зачем нам нужен кислород?

- Наша флотилия всего за полминуты прошла половину пути и приплыла к далеким мизинцам. Никаких особых происшествий, пока они плыли по большим рекам, не случилось. Но большая река растеклась во все стороны на сотни речушек поменьше, на миллионы ручейков, миллиарды родничков. Эти роднички тоньше волоска и невидимы без микроскопа. Они пронизали все тело так же густо, как корни трав и деревьев – землю. В любой точке тела есть кровь.

- Как доказать, что есть тонкие, невидимые сосуды?

Положите руку на стол ладонью вниз. Посмотрите на кожу и ногти. Какого они цвета?

А теперь возьмите спичку и надавите на ноготь. Снимите спичку. Опять надавите. Как меняется цвет ногтя?

Можете объяснить, почему ноготь розовый?

А почему при надавливании спичкой ноготь становится белым?

- Стоит лишь уколоться – и тотчас на месте укола выступит красная капелька. В этих тончайших родничках – они называются капиллярами – происходит обмен.

«Красные кораблики» отдают клеткам кислород, а забирают никому не нужный углекислый газ, который мы выдыхаем, и вредные вещества, которые скапливаются в организме во время его работы. Теперь уже «красные кораблики» не такие красивые, они стали темно-красными и возвращаются уже по реке под названием «Вена».

- Теперь вы догадались, почему вены голубого цвета?

«Грязные» кораблики снова спешат к порту «Сердце», а потом к «Легким», чтобы получить там порцию кислорода, отдав углекислый газ.

- Даже ночью, когда мы спим, эта важная работа не останавливается ни на минуту.

И все-таки утром нужно разбудить сердце, чтобы оно быстрее начало перегонять застоявшуюся за ночь кровь.

- Чем же можно разбудить сердце и мышцы?

- Правильно, зарядкой и холодной водой! Вспомните наш девиз: Здоровье в порядке - …

- Теперь вы знаете, что зарядка помогает сердцу быстрее двигать кровь и наполнять ее кислородом, чтобы мы чувствовали себя здоровыми, бодрыми.

- Начинаем бег на месте!

Веселее, дружно, вместе.

2-3-4-5, никому нас не догнать.

1-2-3-4, бегаем по всей квартире.

3-4-5 и 6 – надо всем на место сесть.

- Если человек занимается физкультурой, его сердце работает быстрее. Оно становится все более сильным. Покажите кулачком, как работает сердце после физкультуры.

- Для улучшения движения крови по сосудам делается массаж. Если человек делает массаж сам себе, как вы думаете, каким словом мы можем это назвать?

- Давайте выполним с вами упражнения по самомассажу предплечья. Называются эти упражнения «Человечки». Выполнять движения будем указательным и средним пальцами. Сначала выполняем самомассаж левого предплечья.

«Маршировка»

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке.

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

«Прыжки»

Человечки на двух ножках

Стали прыгать на дорожке

Прыг, скок, прыг, скок

Все быстрее, прыг да скок!

«Бег»

Человечки на двух ножках

Побежали по дорожке.

Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

- А теперь выполним самомассаж правого предплечья.

Кислородом мы дышим, без него нельзя прожить и пяти минут

Дети садятся вокруг одного большого стола, кладут руку на стол ладонью вниз, смотрят на кожу и ногти.

Розового.

Дети берут спичку и выполняют указания педагога.

Ноготь то бледнеет, то розовеет.

В нем есть кровь.

Потому что сосуды пережаты, и кровь сюда не поступает.

Кровь стала темная, синеватая.

Ответы детей

- Спасибо зарядке!

Дети выполняют упражнения

Дети садятся на стульчики вокруг стола.

Дети сжимают кулачок быстрее и чаще

- Самомассаж

Дети кладут на стол перед собой предплечье левой руки, а указательным и средним пальцами правой руки выполняют точечные движения, проговаривая текст вместе с воспитателем.

Дети кладут на стол перед собой предплечье правой руки, а указательным и средним пальцами левой руки выполняют те же точечные движения, проговаривая текст.

IV.

- Ребята, но в нашей флотилии есть и белые кораблики. Зачем они нужны в крови? Это военные кораблики, и называются они лейкоциты.

- А для чего военные корабли? Разве у нас в крови пираты рыщут? У больного или раненого человека еще как рыщут!

- Догадались, о каких пиратах идет речь? Конечно, это микробы! Даже в маленькую царапину на твоем пальце, в маленькую ссадину на коже врываются микробы и сразу начинают все уничтожать вокруг.

- Что мы делаем с царапиной, порезом?

Через несколько дней от царапины не останется и следа. Что же произошло?

А здесь поработали белые «военные» кораблики.

Демонстрация слайда «Борьба лейкоцитов с микробами».

- Так «военные» корабли пожирают микробов на самом деле. Белый корабль вплотную подошел к целой сотне пиратов… Изогнувшись, как гусеница, окружил собой целую сотню, втянул в себя … и съел! Недаром эти корабли ученые назвали пожирающими. На помощь «белым» корабликам вовремя приходят маленькие фиолетовые «лодочки» - это тромбоциты. Они погибают, чтобы сделать из себя пробку и забить пробоину. За самую маленькую царапину они расплачиваются своей жизнью. Как на настоящей войне!

Ответы детей.

Смажем йодом, забинтуем

V.

- Бывает, что случается большая беда, и человек теряет много крови. Как же можно помочь ему, кто его спасет?

- А где же ее взять?

- Людей, отдающих свою кровь, готовых прийти на помощь в трудную минуту, у нас много, и их называют донорами.

- Ребята, каждый из вас уже сдавал из пальчика кровь на анализ. Как вы думаете, зачем исследуют кровь под микроскопом?

Педагог уточняет и дополняет ответы детей.

- Чтобы узнать, в достаточном ли количестве красных корабликов, которые переносят кислород и питательные вещества. Ведь если их по какой-то причине становится мало, человек становится бледным, у него плохой аппетит, ему не хочется уже бегать и играть!

- А если в крови мало лейкоцитов, то организм будет слабо сопротивляться натиску микробов, и наоборот, если много, значит, уже в организме идет борьба с микробами и нужны дополнительные силы, чтобы победить болезнь. Вот почему сопротивляемость организма и способность бороться с микробами зависят от того, как вы кушаете, гуляете ли вы на свежем воздухе, дружите ли вы с холодной водой и зарядкой по утрам. Я думаю, что вы будете выполнять эти необходимые правила, чтобы расти здоровыми, сильными, жизнерадостными.

Проводится пальчиковая игра «Девочки и мальчики»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики!

С вами мы подружимся,

Маленькие пальчики!

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять!

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

И на память сегодня я хочу каждому из вас подарить красное сердечко

Врач и чужая кровь.

У другого человека.

Ответы детей.

Дети проговаривают текст вместе с воспитателем и выполняют упражнение:

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Повторить 2 раза.

Заключительная часть.

Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали?

Хотели бы вы еще отправиться в такие путешествия? Если «да», прикрепите на доску красный магнитик, а если «нет» - синий магнитик.

Молодцы, ребята, я вижу, что вы все любознательные. Скоро мы с вами отправимся в новое путешествие и узнаем еще много интересного про свой организм. А в школе вы будете изучать, как работают человеческие органы, на уроках биологии.

Ответы детей.

Дети прикрепляют на доску магнитики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия. В подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну звука Р».

Основная цель: Автоматизация звука [Р] в словах. Цели: логопедические I Неречевые: 1. Развитие зрительного внимания. 2. Конструктивного праксиса. 3. Развитие общей моторики, учить детей выполнять движ...

Конспект НОД "Познание" в подготовительной группе по теме "Путешествие в Антарктиду"

На данном занятии дети с помощью разных заданий в игровой форме отыскивают маму пингвиненка...

Конспект по ОО «Познавательное развитие» (Экология) в подготовительной группе по теме: «Путешествие во времени»

Закрепить представления об изменениях продолжительности дня и ночи в течении осенне-зимнего периода....

Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе на тему: «Путешествие на воздушном шаре», Апрель 2014г.

Открытое занятие для учителей (преемственность между ДОУ и начальной школой), апрель 2014г....

КОНСПЕКТ образовательно-игровой ситуации по экологии в подготовительной группе на тему: «Путешествие капельки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка д/с № 7 г. КурганинскКОНСПЕКТ образовательно-игровой ситуации по экологии в подготовительной группе на тему: &laqu...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе по теме:« Путешествие к дереву».

Закрепить знания  детей о деревьях, называть части, строении дерева (корни, ствол, крона). Умение находить сходство и различие между дубом и сосной....