"Познавательное развитие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мирошниченко Екатерина Яковлевна

"Познавательно-исследовательская деятельность". Открытый просмотр ННОД профессионального конкурса -  "Воспитатель года" 2020, по теме "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_nnod.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Петушок»

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей

в подготовительной к школе группе

по теме «Весна»

в области «Познавательное развитие»

Автор ННОД: воспитатель первой квалификационной категории, 

Мирошниченко Е. Я.

с. Прокудское

2020

Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Развивающая предметно-пространственная среда: аудиосистема, телефон, аудиозапись “Лесной марш”, аудиозапись “О помощи”, 3  сугроба из белой ткани, картинки - мольберт, ручей, ледоход, сосульки, метель, одуванчик, тюльпан, ландыш, роза, 3 набора пазлов с перелетными птицами (ласточка, скворец, журавль), числовой буквенный шифр, пластмассовые буквы на магнитах (С, Т, О, Л), столы, стулья, атрибуты для опытов (одноразовые ложки и тарелки по количеству детей, снег, лед, термокружки оформлены гофрированной бумагой (в которой снег - белая, 3 штуки, которая со льдом - синяя, 2 штуки), варежки из синего фетра  4 штуки, салфетки, цветной картон, подарки детям (подснежники), аудиозапись - благодарность от “Весны”.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные

задачи

 Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый результат

Воспитывать у детей  вежливость

Воспитатель с детьми входят под веселую музыку, останавливаются на середине группы: “Всем доброго утра и прекрасного настроения!”

Обращается к детям: “Пожелайте друг другу доброго утра и веселого настроения на весь день!”

Дети желают друг другу доброго утра и хорошего настроения

“Социально – коммуникативное развитие ”, коммуникативная  деятельность

Приветствие

Аудиоколонка, телефон, аудиозапись для входа, речь детей, речь педагога

Дети освоили культурные навыки

Усовершенствовать технику основных движений

Воспитатель проговаривает физминутку и показывает движения,  дети повторяют:

Чтобы было веселее

Покрутите дети шеей.

Чтобы ловкими мы были

Плечи мы расшевелили.

Чтобы все мы успевали

Дружно мы поприседали!

Чтобы занятие начать

Ногами громко постучать!

“Физическое развитие”, двигательная деятельность

Физ

минутка

Речь и показ педагога, физические упражнения

Дети выполняют основные движения, выполняя их естественно, легко, точно и выразительно

Развивать интерес и познавательную мотивацию

Воспитатель (включает голосовое  сообщение с помощью телефона и аудиоколонки через блютуз):

“Здравствуйте ребята, меня зовут Весна!  Зима не хочет уходить, я не могу вступить в свои права! Я прошу вас  мне помочь!!!

«Социально коммуникативное развитие»,

коммуникативная деятельность

Проб

лем

ная ситуация

Аудиоза

пись “Весна”, аудиоколонка, телефон,  речь педагога

Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

задачи

Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельность

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Закреплять знания дошкольников о зимних и весенних изменениях в природе

Воспитатель: Дети, на календаре Весна, а Зима никак не хочет уходить, подумайте, какие признаки зимы остались?”

Дети: “Лежат сугробы, холодный ветер...

Воспитатель: “Кирилл, назови весенние месяцы?

Кирилл: “Март, апрель, май”

«Познавательное развитие», коммуникативная  деятельность

Беседа

Речь педагога, речь детей

Дети называют зимние и весенние изменения в природе, определяют месяцы весны

Закреплять знания детей  о весенних признаках. Закреплять умения детей ориентироваться на ограниченной территории, ориентируясь на условные обозначения

Воспитатель обращает внимание на “сугробы” (среди макетов деревьев в группе расположены сугробы из ткани) «Посмотрите и здесь  лежат сугробы.  Как вы думаете, каким образом сугробы исчезают?»

Дети: “Они таят”.

Воспитатель: “Если сугробы растают, то у  Весны есть возможность  вступить в свои права. Зима не хочет уходить, поэтому приготовила для нас испытания, сугробы непростые, а волшебные, они будут таять, если мы выполним задания, и тогда мы поможем Весне. Обратите внимание, что это лежит возле сугроба №1?”

Дети достают картинку - мольберт (магнитная доска), на нем красный крестик.

“Лена, куда направляет нас подсказка?”

Лена: “К мольберту (к магнитной доске)”.

Воспитатель: “Проходите на стулья, выполним первое испытание, которое приготовила Зима”.

Познавательное развитие”, коммуникативная деятельность

Сюрпризный момент, беседа

Речь педагога, речь детей, сугробы из ткани, макеты деревьев, стулья, картинка “мольберт” с красным крестом, поиск по картинке

У детей закреплены о знания о признаках весны.

Дети могут ориентироватьсяна ограниченной территории с помощью   условных обозначений

Развивать умение классифицировать предметы и весенние явления по общим качествам

Проводится игра “Найди лишнюю картинку”

Воспитатель: “Ваня, достань, пожалуйста, из сундучка картинку” (ребенок подходит к сундучку, достает картинку цветка, крепит с помощью магнита к доске).

Воспитатель: “Что изображено на картинке?

Ваня: “Роза”

Воспитатель приглашает по очереди еще 3 ребенка, они крепят на доску цветы и проговаривают их название - ландыш, одуванчик, тюльпан.

Воспитатель: “Изображены 4 картинки, у трех из этих картинок есть что - то общее, а одна картинка лишняя,  Лена, назови картинку, которая лишняя и почему?”

Лена: “Лишняя роза, потому что она летний цветок, а тюльпан, ландыш и одуванчик - весенние цветы”.

Воспитатель приглашает по очереди 4 ребенка,  они крепят на доску предметы одежды и обуви, проговаривают их название - резиновые сапоги, перчатки, шуба, джинсы.

Воспитатель: “Изображены 4 картинки, у трех из этих картинок есть что - то общее, а одна картинка лишняя,  Юля, назови картинку, которая лишняя и почему?”

Юля: “Лишняя шуба, ее надевают зимой, а перчатки, резиновые сапоги и джинсы надевают весной”

Воспитатель: “Молодцы, вы справились с первым заданием. Весна будет Вам благодарна.

Кирилл, сними, пожалуйста, слой снега с сугроба под № 1 (под слоем снега поднос с картинками).

«Познавательное развитие»,

“Речевое развитие”, коммуникативная  деятельность, игровая деятельность

Дидактическая игра

Мольберт, стулья, столы, сундучок, магниты, картинки: ручей, ледоход, сосульки, метель,

одуванчик, тюльпан, ландыш, роза,

речь педагога, речь детей,

“сугроб”.

Дети классифицируют предметы и весенние явления по общим качествам

Содействовать проявлению и развитию в игре качеств: ассоциативно-образного и логического мышления,  познавательной активности

Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке и выйти в круг.

Воспитатель: “Здесь расположена подсказка, где нужно искать следующее задание. Нужно найти пару своей картинке ”.

Дети находят пару, один ребенок остается без пары, потому, что у него одна картинка (окно).

Воспитатель: “Ира, какие у вас картинки?”

Ира: “У нас журавли” (вопрос к каждой паре)

Воспитатель: “Саша, почему у тебя нет пары?

Саша: “Потому, что картинка с окном только одна”

Воспитатель: “Саша, значит, в каком месте Зима приготовила следующее задание?”

Кирилл: “На окне”.

Воспитатель предлагает Кириллу отыскать задание на окне.

Познавательное развитие”,

“Речевое развитие”, коммуникативная  деятельность”, игровая деятельность

Дидактическая игра

Речь педагога, речь детей, поиск, картинки:

2 журавля,

2 ласточки, 2 тюльпана, 2 скворца,  1 окно  

Дети проявили в игре такие качества как, ассоциативно-образное и логическое мышление, познавательную активность

Закреплять знания о весенних птицах. Активизировать речь детей.

Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу

На окне лежит следующее задание, пазлы - перелетные птицы (журавль, ласточка, скворец).

Воспитатель располагает на ковре три снежинки, в разных местах  (белая, серая, голубая) дети в соответствии со своими цветными табличками на груди, на которых написано имя, размещаются согласно цветам.  

Воспитатель: “Здесь пазлы, нужно составить картинку и рассказать, кто изображен и что общего у картинок”.

Проводится дидактическая игра “Составь картинку”

(дети работают в подгруппах, после составления картинки, описать птицу, обобщить, что все они перелетные птицы).

Воспитатель: “Прекрасно справились, теперь сугробов будет еще меньше и Весна совсем рядом. Анюта, сними  слой снега с сугроба № 2” (снимает слой снега). Под этим слоем лежит числовой буквенный шифр, в нем зашифровано название места, где искать следующее задание.

Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, коммуникативная  деятельность,

игровая деятельность.

Дидактическая игра

Речь педагога, речь детей,   3 набора пазлов с перелетными птицами (журавль, ласточка, скворец), “сугроб”, числовой буквенный шифр

Владеютзнаниями о весенних птицах.

Активизирована речь детей.

С помощью игры развито умение: сообразительность и умение самостоятельно решать поставленную задачу

Побуждать детей – будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения

Воспитатель: “Ребята, это шифр, нужно быть максимально внимательным.  Проходите на стулья (на мольберте размещаются: числовой буквенный шифр и пронумерованный алфавит, на столе лежат пластмассовые магнитные буквы (С, Т, О, Л)). Детям объясняются правила игры, воспитатель показывает пронумерованный алфавит, что под каждой буквой порядковое число, нужно поставить буквы в верхнюю часть таблицы и сложить слово.

Воспитатель: “Наташа, какая буква над номером 16?”

Наташа: “Буква “С” (крепит букву в таблицу)

Воспитатель приглашает по очереди 3 ребенка, дети крепят с помощью магнита оставшиеся буквы

Воспитатель проговаривает буквы: “С” “Т” “О” “Л”.

“Игорь, какое получилось слово?”

Игорь: “Стол”

Воспитатель: “Верно”, мы отправимся с вами в научную лабораторию. Раз, два, три, повернись и в научной лаборатории очутись!”. Дети перемещаются к столам.

Познавательное развитие”, игровая деятельность

Дидактическая игра

Числовой буквенный шифр, таблица с цифрами,  стол, стулья, магнитные пластмассовые буквы

Дети проявили инициативу для получения новых знаний, активизировалась речь

Развивать познавательно-исследовательский интерес, организовывая занимательные опыты, привлекать  к простейшим опытам и экспериментам.

Углублять представления о существенных характеристиках, о свойствах и качествах материалов (снег, лед)

На трех столах размещены предметы для исследовательской деятельности.

Воспитатель предлагает детям занять стол, на столе  снежинка (БЕЛАЯ) в соответствии с цветом таблички на груди  (остальные дети  наблюдают за опытом)

Воспитатель объясняет задание первой подгруппе.

Опыт № 1 “Сравните, где быстрее растает лед, на ладони или на варежке?” (дети приступают к работе)

Воспитатель уточняет вывод у одного из детей: “Антон, где быстрее растаял лед, на ладони или на варежке?”.

Антон: “Снег быстрее тает на ладони, чем на варежке”

Воспитатель: “Почему?”

Антон: “Потому, что ладонь теплая, а варежка холодная”.

Воспитатель вместе со всеми детьми перемещаются ко второму столу, теперь занимают места те дети, у которых соответствует цвет таблички со снежинкой (СЕРАЯ) (остальные дети наблюдают), воспитатель объясняет задание второй подгруппе.

Опыт № 2 “Попробуйте проткнуть ложками снег, а затем лёд. “Определите свойства снега”.

Воспитатель уточняет вывод у одного из ребенка подгруппы: “Кирилл, что вы делали со льдом и снегом?”

Кирилл: “Пытались проткнуть”

Воспитатель: “Как результат?”

Кирилл: “Лед твердый, его нельзя проткнуть, а снег мягкий, он протыкается”

Воспитатель вместе со всеми детьми перемещаются к третьему столу, теперь занимают места те дети, у которых соответствует цвет таблички со снежинкой (ГОЛУБАЯ) (остальные дети наблюдают), воспитатель объясняет задание третьей подгруппе.

Опыт № 3 “Сравните снег и лёд”.  На цветной картон положите снег, и рядом лед”. Посмотрите через снег, а после через лёд, через что можно увидеть цветной картон?”

Воспитатель уточняет вывод у одного из детей подгруппы: “Света, какое задание у вас было?”

Света: “Видно ли цветной картон через лед”

Воспитатель: “Какой вы сделали вывод?”

Света: “Лёд бесцветный и прозрачный, через него видно картон, а снег белый, через него не видно картон”

Познавательное развитие”, познавательно-исследовательская деятельность.

“Речевое развитие”, коммуникативная  деятельность”

Опыт, беседа

Речь детей, речь педагога, столы, одноразовые ложки и тарелки, снег, термокруж

ки - 5 штук, варежки - 4 штуки,  салфетки, лед, цветной картон, “сугроб”, подснежники

У детей развит познавательно-исследовательский интерес, с помощью опытов,

углубилось представление о свойствах и качествах таких материалов, как снег и лед.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Образовательные

задачи

Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать ситуацию. Побуждать к высказыванию и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Воспитатель хвалит детей и приглашает присесть на ковер, в руках у него солнечный лучик - атласная желтая лента. “Ребята, вы выполнили столько много заданий, вы молодцы! Матвей, что больше всего понравилось тебе выполнять?” (воспитатель передает “лучик” ребенку).

Матвей:  “Мне понравилось искать пару картинке” (передает “лучик другому ребенку).

Воспитатель: “Аня, как мы помогали Весне вступить в свои права?”

Аня: “Мы собирали пазлы и называли перелетных птиц” (передает “лучик” следующему ребенку).

Воспитатель: “Ира, какая игра была для тебя более интересна?”

Ира: “Отгадывать зашифрованное слово”.

Воспитатель: “Лена, сними последний слой снега под № 3” (ребенок снимает слой снега, а под ним подснежники по количеству детей, жюри и воспитателя). “Весна пробудилась и наконец-то вступит в свои права, ведь это первые весенние цветы - подснежники”.

Воспитатель: “Лена, подари каждому гостю по весеннему цветку”.

Воспитатель включает голосовое сообщение от Весны:

“Дорогие ребята, вы помогли проводить зиму, сугробы растаяли, освободили первые весенние цветы - подснежники, спасибо Вам! Примите их от меня в подарок”

Воспитатель: “Чтобы занятие закончить, нужно громко всем похлопать!” (дети и воспитатель выходят из группы).

“Речевое развитие”, коммуникативная деятельность

Беседа, сюрпризный момент

Речь детей, речь педагога, подарок (подснежники), аудиозапись благодарности от “Весны»

Дети высказывают свое мнение, характеризуют ситуацию. Излагают свои мысли в виде выводов, понятно для окружающих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...