Конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ионова Татьяна Викторовна

Валенки –это  символ  России  с  её  широкой  душой  и  бескрайними просторами. Это уникальная  обувь издавна любима всеми независимо от чина и сословия. Нет ничего более, исконно русского, чем валенки. Сохранять их –значит сохранять русскую культуру.

 

И я поставила перед собой цель: познакомиться не только с историей традиционной обуви,  но и выяснить, как рождается валенок. Показать, что валенки не просто обувь, а часть русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной  образовательной деятельности по теме:  

«Валенки для  бабы - яги»

в средней группе

МАДОУ «Детский сад №38».

Воспитатель:   

Ионова Т.В.  

                                                                                       

Рязань, 2021г.

Программное содержание:

  • В игровой форме закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью.
  • Учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы.
  • Обогатить словарь детей (мастер- валяльщик, валенцы, самовалочки, пимы )
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
  • Вызвать интерес детей к теме, предложив им изготовить валенки методом валяния.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

  • Заучивание пословиц, поговорок, потешек со словом валенок.
  • Рассматривание иллюстраций валенок.
  • Рисование на тему: «Мы модельеры – украшаем валенки».
  • Декоративное рисование на тему: «Какие были валенки на Руси».

Ход занятия:

Воспитатель: (в русском сарафане с детьми заходит в зал). Здороваются с гостями.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста ,какое сейчас время года?

Дети: Поздняя осень.

Воспитатель: Правильно, но скоро наступит зима.  Ребята, а какие  зимние праздники вы знаете?

Дети: Новый год, Рождество.

Воспитатель: А что на Рождество делают?

Дети: Колядуют.

Воспитатель: Правильно. А вы хотите со мной  поколядовать ?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда приглашаю вас в лес, да не в простой, а в волшебный. Закроем глаза и повернемся вокруг себя.

Воспитатель: Вот мы и очутились в волшебном лесу. А вот и дом бабы – яги. Вот к ней мы и пойдем колядовать, а потом мы ее позовем с собой на колядки.

Воспитатель:

"СТАЛО ВСЕ КРУГОМ БЕЛО,

ВСЕ ДОРОЖКИ ЗАМЕЛО,

УТРОМ СОЛНЫШКО ВЗОШЛО,

НАСТУПИЛО РОЖДЕСТВО!

ПОДОСПЕЛИ СВЯТКИ,

СВЯТКИ-КАЛЯДКИ! "

Воспитатель вместе с детьми:

"КОЛЯДА-КОЛЯДА,

ОТВОРЯЙТЕ-КА ВОРОТА,

МЫ ПРИШЛИ КОЛЯДОВАТЬ,

С РОЖДЕСТВОМ  ВАС ПОЗДРАВЛЯТЬ!

1й-ребенок (мальчик) :

-Сею, вею, посеваю,

С Рождеством вас поздравляю!

2й-ребенок (девочка) :

- Готовьте  пряники  да бублики!

Конфетки, да  бараночки, крендельки, да яблочки!

(все дети вместе с воспитателем)

-С Новым годом, с Рождеством Христовым!

(кланяются)

Воспитатель с ребятами зовут бабу ягу  колядовать с собой

Б.Я: Кричит,  ой  беда, беда.

Воспитатель с ребятами заходит в избушку: Что случилось?

Б.Я:  Не могу из дома выйти , валенок пропал один. Что делать, не знаю.

Воспитатель: Вот так дела. Надо выручать Бабу Ягу. А как?

Воспитатель:  Вы знаете, что такое валенки, может, это головной  убор или одежда? Из  чего делают валенки?

( Ответы  детей:  Нет, это вид обуви.  Их валяют из шерсти.)

Б.Я : ( Вытаскивает из печи шерсть и пытается свалять валенок. У нее ничего не получается.)

Б.Я: (Плачет).

Воспитатель: Не расстраивайся баба – яга, мы тебе поможем.  Правда, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда садитесь вот здесь, на лавочку, и давайте вспомним все, что мы знаем о валенках.

- Почему их так называют? (Валенки так называют потому, что их делают методом валяния. Их валяют.)

Воспитатель: - Раньше валенки называли по - разному. Например,  валенцы,  валеники, волнушечки,  выходки, пимы, самовалочки.  Как вы думаете, почему их называли самовалочки.

- Правильно, это настоящие валенки, которые делали руками, сами валяли. Получались они тонкие, мягкие, теплые.

- Из чего делают валенки? (Из шерсти овец романовской породы.)

 - Какие валенки бывают? (Удобные, низкие, высокие, толстые, тонкие, легкие, теплые, узорные, украшенные, красивые, левый, правый, и т.д.)

- На что они похожи по форме? (носки)

Не зря говорят:

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький:

Чтоб зимою не болеть

Надевают валенки.

Воспитатель: - Дети, а может, вы знаете поговорки, пословицы со словом валенки?

- Сани и валенки готовь с лета.

- Мы не левые и не правые, потому что валенки.

Воспитатель:  В наше  время валенки делают на фабриках.

Сейчас я вам покажу, как это происходит.

 Рассказ о процессе изготовления валенок с демонстрацией слайдов.

  • Чешут шерсть с помощью чесальной машины. Валяют
  • Сматывают на бобину, в рулон, с которого мастер потом отмеряет и отрезает нужный кусок шерсти.
  • Вручную выкладывают стенки и подошву
  • Агрегат стирает заготовку и валенок оседает
  • Сушат
  • Утрамбовывают и выкатывают
  • Надевают на колодки и выправляют колотушками
  • Почти готовые валенки кладут в печь на 12 часов
  • 1 пара валенок это 3,5 дня тяжелой работы.

Воспитатель: смотрите, какие нарядные валенки! Смотришь на них, и настроение поднимается! Хорошее у вас настроение? И у меня тоже! Ноги просятся в пляс! Да мы же с вами умеем танцевать!

Физкультминутка «Танец «Валенки».

Б.Я:  Ой, ребята, я поняла, что такое валенки. Сейчас я их  и наколдую.

Воспитатель: Да, Б.Я. похожи, только вот они не из шерсти. Но мы можем это исправить.

Воспитатель: -  Ребята, надо браться за работу. Мы с вами будем валять шерсть. Для  того, чтобы сделать валенки.

Валяние валенок.

Педагог рассказывает и показывает процесс работы. Дети выполняют за педагогом.

Б.Я: Ну, что, справились с работой?  Ваши валенки маленькие. Но ничего, я же сказочная баба – яга и умею творить чудеса. ( Складывает сделанные трафареты в сундук и оттуда достает настоящий валенок, в котором  лежат подарки для детей).

 Воспитатель: А понравилось ли вам, ребята,  в сказочном  лесу? Ответ детей: ( Да.)

  Воспитатель:  Кому мы  помогали там? Ответ детей: ( Бабе - яге).

 Воспитатель:  И как же мы ей помогли? Что изготавливали? Из чего?  Ответы детей: ( Мы ей сваляли валенок из  овечьей шерсти).

 Воспитатель: Молодцы ,ребята, всё запомнили.  Вы справились со своим заданием. Вот и настала пора возвращаться в сад.

Воспитатель: Попрощаемся, ребята, с бабой ягой и гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...