Познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Менкаева Ралида Даминовна

"Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 »  Артемовского городского округа

Конспект НОД по ФЦКМ с применением ИКТ

в старшей группе №2

на тему: «Перелетные птицы».

                                                 

                                                                                                               Воспитатель

Менкаева Р.Д.

Артемовский

2021

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять  в памяти детей названия  перелётных птицах; помочь им уяснить строение птиц, их внешние признаки

- уточнить понятия перелетные и водоплавающие птицы;

- учить согласовывать имена существительные с числительными;

- учить согласовывать имена существительные с глаголами;

Развивающие:

- развивать  речь детей, зрительную память, внимание, логическое мышление;

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: презентация о птицах, ноутбук, экран.

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой

«Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный              В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной,

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают? (Ответы детей)

Воспитатель. Верно. И сегодня мы будем говорить о перелётных птицах. Давайте посмотрим, какие бывают птицы (Показ презентации   1 слайд)

 

Беседа. 2 слайд

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что осенью птицы улетают на юг. Улетают не все птицы, а только перелетные. Кто такие перелетные птицы? Перелетные птицы - это птицы, которые каждый год осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются на Родину. Как вы думаете, почему птицы покидают родные места?

(Ответы детей)

3 слайд 

Воспитатель: - Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни .Осенью все меньше становится корма для птиц. Исчезают насекомые, увядают травянистые растения. Зимой  многие птицы не смогли бы находить себе корм. В конце  лета, в начале осени они улетают в теплые  края.

4 слайд 

Воспитатель: - Сначала  улетают  насекомоядные  птицы (в  сентябре-октябре), затем  зерноядные,  затем   водоплавающие.

5  слайд 

Воспитатель. Самое главное для птиц – это еда (пища). Пища дает птицам энергию для полета, согревает их в холодные дни, утоляет чувство голода. А чем питаются птицы? (Ответы детей)

Есть птицы насекомоядные, есть растительноядные, а есть птицы всеядные, которые едят всё.

6  слайд 

Воспитатель. - Последними от нас улетают птицы, которые живут вблизи водоемов. Назовите их. Ребята, как вы думаете, почему? Приблизится зима, станет  совсем  холодно. Реки и озера покроются льдом. Журавли, лебеди, чайки, гуси, утки – это водоплавающие птицы. Они живут и питаются на водоеме. Но когда мороз скует льдом реки и озера, водоплавающие птицы покинут нас, полетят на юг, где водоемы не замерзают.

Воспитатель. – Давайте познакомимся с перелётными птицами поближе.

7 – 8 слайд 

Воспитатель. – Лебедь - прекрасная, гордая птица. Шея длинная красивая. Оперенье ослепительно-белое, клюв красный, на лапках перепонки, чтобы легче было плавать. Лебеди питаются зеленой травой, листьями и стеблями растений. Свои гнёда вьют недалеко от воды, в густых зарослях трав и утепляют их своим пухом.

9 слайд 

Воспитатель. - Утка по сравнению с лебедем – маленькая птица. Оперенье серовато-коричневое, Окраска селезня яркая, нарядная, сине-зеленая шея, кончики перьев переливаются,  крылья и хвост окрашены белыми и темно-коричневыми полосками. Клюв широкий, оранжевого цвета, лапки красные, имеют перепонки, чтобы легче было плавать. Смело плавает и ныряет,  ныряет, чтобы достать со дна реки корм. Питается травой и стеблями растений. Живет на берегу реки в густых зарослях камыша и осоки.

10 слайд 

Воспитатель. - Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. У него прямой длинный клюв, черный у самочки и ярко-желтый у самца. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяка. Живет скворец в своих домиках – скворечниках. Песенка у скворца красивая, звонкая, он часто подражает голосам других птиц. Осенью скворцы  собираются в стаи и улетают в жаркие страны.

11 слайд 

Воспитатель. - Соловей - маленькая птичка. Сверху он окрашен в тёмнокаштановый цвет, снизу у него светло-серое оперение. Грудка и горлышко белые, хвост красновато-бурый. Очень красиво поёт. Питается гусеницами, личинками и червячками.

11 – 12  слайд 

Воспитатель. - Кукушка – перелётная птица. Самцы – серого цвета, спинка и крылья более темного тона, ноги оранжевые, на груди и животике продольные чередующиеся черные и белые полосы. Самки – больше коричнево-рыжего цвета, полосы почти по всему телу, кукушка кажется рябенькой. Хвост имеет закруглённую форму, довольно длинный. Глаза  большие, клюв чуть загнутый и довольно крепкий. Пальцы  цепкие, два обращены вперед , а два назад.  Питается

13   слайд 

Воспитатель. – А теперь физкультминутка

Стая птиц
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.            
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.    
(Дети машут руками интенсивнее.)
 
  Птицы
Лебеди летят, крыльями машут                
(Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой  (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться             (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся           (Садятся)

14   слайд 

Воспитатель. – Посмотрите на картинку. Кажите какие чести тела есть у птицы?

                          (Ответы детей)

15   слайд 

Воспитатель. – Поиграем?! Игра «Чья тень?»

16 - 17   слайд 

Воспитатель. – Игра «Кто лишний?»

18 - 19   слайд 

Воспитатель. – Игра «Скажи наоборот?»

20 - 21  слайд 

Воспитатель. – Игра  «Один - много»

22   слайд 

Воспитатель. – Всем спасибо за внимание.

Рефлексия

Воспитатель. – О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось? (Ответы детей).

Воспитатель. – Ребята, вы такие молодцы, так хорошо отвечали. Хотите нарисовать птицу? Я предлагаю  вам сегодня поучиться рисовать лебедя.

(Дети идут рисовать птицу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...