НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Виктория Александровна Клещева

Конспект познавательного занятия "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Формировать представление о зимующих птицах.

Задачи:

образовательные задачи: Знакомить детей с зимующими пиццами. Формировать представление об особенностях их внешнего вида, поведения; помогать устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями и поведением птиц.

Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

развивающие задачиразвивать диалогическую речь, зрительное восприятие, логическое мышление.

воспитательные задачи: воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к птицам.

Словарь: птицы, синица, ворона, снегирь, воробей, голова, туловище, крылья, клюв, корм, кормушка, оперение, зимующие, клюют, летают, прыгают, ходят.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись П.И.Чайковского «Зима», иллюстрация зима, аудиозапись «пение птиц», иллюстрации и силуэты птиц, карандаши.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, рассматривание картинок и иллюстраций птиц, беседы, чтение произведений. Заучивание пальчиковой гимнастики, хороводной игры.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Дидактическая задача: Активизация слухоречевого внимания, восприятия. Создание положительного эмоционального фона.

Звучит музыка «Времена года», «Зима» П.И.Чайкоского.

Читаю стихотворение Е. Авдиенко:

Вышел на просторы погулять мороз,

Белые узоры в косах у берёз.

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты

В белые метели утром до зари

В рощу прилетели стайкой снегири.

О каком времени года написано это стихотворение? Дети: В стихотворении говорится о зиме

- Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.

2. Основная часть.

1) Сообщение темы занятия.

Цель. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение и голоса птиц.

И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в зимний парк, который может подарить вам интересные встречи.

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем парке.

-Послушайте что звучит? Включаю запись «Голоса птиц» Дети: «Мы слышим, как поют птицы»

-Сейчас мы  поговорим о них.

Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.

2)Беседа о зимующих птицах

Цель. Знакомить детей с зимующими пиццами.

Ребята, кого мы называем нашими братьями меньшими? Дети: «Мы называем птиц братьями меньшими»

Каких птиц вы знаете? Дети «Я знаю воробья (синицу, голубя)

А каких птиц мы с вами встречали зимой на улице? Дети: «Мы встречали голубя»

Некоторые птицы улетают на зиму туда, где теплее. Это перелетные птицы. Но есть и птицы, которые не покидают нас зимой. Они называются зимующие птицы.

3)Загадывание загадок о снегире.

Цель. Формировать представление об особенностях внешнего вида, поведения снегиря; помогать устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями и поведением птиц. Развивать логическое мышление в процессе отгадывания загадки.

-Отгадайте загадку о зимующей птице, но не только отгадайте, а еще и покажите отгадку.

Загадка:

Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится

Эту птицу мы зовём красногрудым… Дети: (снегирём)

Рассказ воспитателя:

- Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины.

4)Физкультминутка «Снегири»

Цель. Развитие общей моторики, координация речи с движением. Работа над интонационной выразительностью речи.

Раз, два, три, повернись, в снегиря превратись.

Вот на ветках, посмотри, хлопки руками по бокам

В красных майках снегири. наклоны головы.

Распушили перышки, частые потряхивания руками,

Греются на солнышке. опущенными вниз

Головой вертят, повороты головы

Улететь хотят.

Полетели, полетели, бегут друг за другом

И на место тихо сели

Раз, два, три, повернись, опять в ребят превратись.

5) Рассматривание вороны.

Цель. Формировать представление об особенностях внешнего вида, поведения вороны; помогать устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями и поведением птиц. Расширять представление  о зимующих птицах путем прослушивания  стихов  и загадок о птицах. Развивать логическое мышление в процессе отгадывания загадки; развивать внимание, память.

-А теперь послушайте мою следующую загадку:

Эта птица всем знакома - 
Важно ходит возле дома 
Кар-Кар-Кар вдруг закричит, 
И спокойно улетит. 
Очень хитрая персона, 
А зовут её 
(Ворона)

-Иди, Дамир, покажи нам ворону.

Давайте рассмотрим её:

- Что можно сказать о размере вороны? Дети: Ворона крупная, большая птица.

- Никита, скажи, какие у неё крылья? Дети: У нее большие крылья. А лапки? Лапки сильные, цепкие.

- что можно сказать об окраске их оперения? Дети: Ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья.

- как вороны передвигаются? Дети: Вороны летают, прыгают, ходят.

- как они кричат? Дети: Вороны каркают кар-кар.

- Надя, чем питаются вороны? Дети: Вороны питаются крошками, семенами, семечками, остатками еды.

-Да, ворона всеядная птица.

Стихотворение:

Вот под ёлкой запушённой

Скачут по двору вороны

Кар - кар - кар

Из-за корочки подрались

Во всю глотку разорались:

Кар - кар - кар!

Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).

6) Гимнастика для глаз «Куда полетела ворона?»

Цель: для снятия зрительного напряжения.

Сосредоточить свой взор на птице и следить за перемещением картинки влево, вверх, вправо, вниз.

7)Рассматривание воробья и синицы.

Цель. Формировать представление об особенностях внешнего вида, поведения вороны. Расширять представление  о зимующих птицах путем прослушивания  стихов.

-А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.

- Вот воришки - воробьи

И озорницы - синицы.

- Давайте их рассмотрим.

- Какие по размеру эти птицы? Дети: Воробей и синица маленькие.

- Из каких частей состоит туловище птицы?

-Какого цвета оперение у воробья? У синички?

- Какой клювик у воробья? Дети: У воробья маленький, широкий клюв.

- А у синички? Дети: У синицы маленький, но остренький.

- Как передвигаются эти птички? Дети: Птицы летают и прыгают.

- Чем питаются воробьи и синички? Дети: Птицы питаются зернышками, хлебными крошками, семечками, семенами.

Стихотворение:

«Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей-

Киньте крошку воробью-

Я вам песенку спою

Чик - чирик!»

Народная примета:

«Воробьи дружно расчирикались - к теплу».

Стихотворение:

Ты с модницей этой

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится.

Всё хвастает, синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится синица.

6)Работа с трафаретами птиц.

Цель. Развивать умение заштриховывать изображения птиц. Воспитывать доброту, отзывчивость.

-Дети, как живётся птичкам зимой? Дети: Птицам холодно и голодно зимой.

-А сейчас я предлагаю вам взять силуэты птиц и зарисовать её. А раскрасите птичку необычно - штриховкой. Спрячем птичек от холода. Включаю музыку. Дети выполняют штриховку.

3.Итог:

Цель. Уточнить знания о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам.

-Ребята, о ком сегодня мы с вами говорили? Дети: Мы говорили о птицах.

-О каких птицах? Дети: Мы говорили о зимующих птицах.

-Как мы с вами заботимся о зимующих птицах? Дети: Мы кормим их.

Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, спасли птичек от холода. Молодцы.

Зимой, с наступлением холодов, птицам становится трудно жить без корма, поэтому мы должны им помочь.

-Как можно помочь птицам? Дети: развесить кормушки на деревьях и покормить их.

-Ребята, дома с родителями сделайте кормушки, мы их повесим на участке и будем кормить птиц.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...