Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: " Знакомство со свойствами воздуха".
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Лариса Назарова

Дети вместе с Незнайкой в увлекательной форме  проводят простые опыты и эксперименты, знакомятся со свойствами воздуха и делают выводы.

Также открывают новый  необычный способ рисования: кляксографию.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство со свойствами воздуха897.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе «Знакомство со свойствами воздуха»

(открытое занятие для родителей).

 ГБОУ Школа №2044 г. Москва,

воспитатель Назарова Л.Н

 Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие  любознательности, интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Приветствие). А теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом. (Игра на общение)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Если каждый улыбнется  -

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу группу. Что  в ней находится? (Столы, стулья, шкафы, игрушки …)  А что же находится между полом, потолком, стенами - там, где пусто? (Воздух.) Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать.) Сделайте глубокий вдох, выдох. Вы знаете, сколько человек может прожить без еды и  воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).  Сегодня мы с вами будем говорить о воздухе.

/Слышится шум.  Вбегает Незнайка./

- Ой! Чуть не  опоздал.  Это 8 группа? Привет, малыши!  Знайка мне рассказал, что у вас сегодня будет что-то интересное.  Почему  меня -  знаменитого Незнайку -  не позвали? Я ведь столько знаю, даже представить трудно.

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Оставайся, мы гостям всегда рады. Сегодня  мы поговорим о воздухе  и будем экспериментировать, как настоящие ученые-исследователи.

Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята? Вот Знайка говорит, что он всегда вокруг нас. А как понять, что этот  самый воздух вот сейчас в этой комнате?

Воспитатель: Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите, почему мы не видим воздух?  Почему называем его невидимкой? (Выслушивает ответы детей). Воздух прозрачный, значит, через него всё видно. А что ещё бывает прозрачным?  Давайте найдем прозрачные предметы в нашей групповой комнате (Стекла в окнах, стенки стакана, графин, очки  и т.д.)   Ребята, сейчас мы с вами попробуем увидеть воздух.

Воспитатель берет в руки стакан. Ребята,  как вы  считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы.)

Незнайка:  Что  это вы показываете какой-то стакан? Каждому ясно, что в нем ничего нет. Давайте что-нибудь в него положим или нальем.

Воспитатель: Говоришь, ничего нет в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим, проверим.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой (стакан надо держать очень прямо). Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает это с ребятами.

Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда  воду.

Воспитатель снова  опускает  стакан в банку с водой, но теперь держит его не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде?  Мы видим пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. Ребята, почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет?  (Потому что воздух прозрачный, невидимый.)

Вывод: воздух прозрачный, поэтому его не видно.

Незнайка, ты теперь убедился, что воздух существует?

Незнайка: Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что воздух есть.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию,  в которой мы вместе будем  проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов.)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

        

Вот мы  и очутились в нашей  научной лаборатории. Садитесь за столы. А теперь  мы превращаемся в ученых-исследователей.

Воспитатель:  При работе в лаборатории есть определенные правила:  необходимо соблюдать тишину, не  мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно.

Незнайка: Хорошо, договорились.

Воспитатель: 

Внимание! Внимание!

Чудеса сейчас придут,

Интересно будет тут,

Постарайтесь все понять,

Много нужно нам узнать.

Итак, начнем наши опыты.  Ребята, вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 1

«Видим воздух   при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2234.jpg

Фото 1.

 Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки слабо. А теперь сильно.  В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Воспитатель: С помощью трубочки и ёмкости с водой  мы увидели воздух.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Незнайка:  А у меня такое получилось! Буря в стакане воды!   А еще я люблю мыльные пузыри пускать, они разноцветные и летают!

Воспитатель: А что находится у них внутри, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка:  Каждому ясно – мыло.

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете? Что было бы, если  бы внутри пузырей было мыло? (Выслушивает ответы детей и подтверждает, что внутри пузырей – воздух.)

 Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей).

Эксперимент № 2 «Можно ли поймать воздух? Движется ли он?»

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится?   (Воздух)  Какой он?  Вы его видите?

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2218.jpg

Фото 2.

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите острую палочку (зубочистку) и осторожно проколите мешочек.  

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2220.jpg

 Фото 3.

Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?  (Воздух.)

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2221.jpg

Фото 4.

Незнайка: Эка невидаль, воздух поймали в пакетик!

 Ребята, открою вам тайну: я могу двигать воздух! (Машет на детей веером из бумаги). Чувствуете, как  он движется?

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2227.jpg

Фото 5

 А хотите, я фокус покажу?  (Кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол.)

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2225.jpg 

Фото 6.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему слетела салфетка?

 (Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел  салфетку в движение.)

Вывод: Воздух может двигаться.

Незнайка: А можно услышать воздух?

Эксперимент № 3 «Слышим воздух».

Воспитатель: Давайте подумаем, как  его можно услышать? (ответы детей).  

Возьмите крышечку или листочек тонкой бумаги и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2249.jpg

Фото 7.

 Еще  воздух можно услышать, когда дует ветер. Он гоняет воздух, и  тогда можно слышать различные звуки воздуха (вой, свист).

Незнайка: У меня воздух  по-настоящему слышно, как будто я  настоящий музыкант.

Воспитатель: Незнайка, опять ты хвалишься.  Действительно, с помощью воздуха  музыканты   играют на духовых инструментах (трубах,  тромбонах, саксофонах).  Они дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и  получаются музыкальные звуки.

Незнайка: Дети, вы знаете, наши мамы  тоже настоящие музыканты и умеют играть на духовых инструментах (раздает игрушечные  музыкальные  инструменты родителям).

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2248.jpg 

 Фото 8.

И получился  у нас замечательный оркестр.

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2252.jpg

Фото 9.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, мы тоже разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.

Вывод: когда  воздух  движется, колеблется, его можно услышать.

Незнайка:  Я понял. Значит, звуки распространяются только по воздуху. Получается, если я полечу на Луну,  то ничегошеньки там  не услышу? Знайка говорит, что на Луне нет воздуха. Даже бесполезно будет разговаривать? Так не интересно. Лучше я отправлюсь  путешествовать на большом воздушном шаре. Мандаринового цвета…

Ой! Мне даже показалось, что мандарином  запахло. А можно почувствовать запах воздуха? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Сейчас я предлагаю  вам с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лимон,  лук, банан и т.д.).

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2264.jpg

Фото 10.

Вы замечательно справились. Молодцы.

Вывод: воздух переносит  запахи.

Эксперимент № 5«Имеет ли воздух вес? »

Воспитатель:  Ребята. Как вы думаете, имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим.  (На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.)  

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2243.jpg

Фото 11.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины?

 Что внутри игрушки? ( воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Эксперимент № 6  «Можно ли рисовать с помощью воздуха?»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей)  Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны (дети пробуют рисовать).

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2275.jpg

Фото 11.

Ребята, посмотрите, у нас получился праздничный салют!

Кляксы могут быть и большого размера, и если пофантазировать,  то и вы их можете превратить в животное, птицу, цветок, несуществующее животное и т.д. Очень интересные рисунки можно нарисовать и совместно с родителями.

Вывод: воздух можно использовать при рисовании в  технике кляксография.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов.  Скажите, вам понравилось проводить опыты и экспериментировать? (ответы детей.) Какой опыт вам показался интересным больше всего?  Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше  увлекательное занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята.

Незнайка:  Дети, мне очень понравилось у вас, но пора возвращаться домой. Вы знаете, жители Цветочного города  просили передать вам небольшие сувениры.

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2284.jpg

Фото 12.

Буду  очень рад прийти к вам  в гости снова.

C:\Users\Лариса\Documents\корнеева 2017г\ (E)\Открытое занятие Св-ва воздуха\открытое занятие в 8 группе\DSC_2289.jpg

Фото 13.

  До свидания, ребята! До свидания, взрослые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность  построена на основе элементарных опыт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

Конспект образовательной коммуникативной деятельности в старшей группе «Знакомство с устройством театра, сценой, культурой поведения в театре». Воспитатель Дордолан Наталья Федоровна

Цель: Создать условия для формирования представлений детей об устройстве театра, сцены, культурой поведения в театре.Задачи:- Организовать деятельность детей по знакомству с театром, сценой.- Организо...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со свойствами воздуха и воды»

ЦЕЛЬ1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, показать их значение для человека, животных и растений.2. Воспитывать у детей бережного отношения к воде и ее чистоте....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита.Формирование ...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с электричеством»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с электричеством»Цель: Познакомить детей с электричеством и правилами безопасного обращения...