Занятия к экологическому кружку
план-конспект занятия (средняя группа)

Кулькина Татьяна Алексеевна

Занятия для кружка "Эколята"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_kruzhka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа

Сентябрь

Занятие 1 «В гостях у Сентябринки»

Цель: Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания; Формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; Вырабатывать умение работать коллективно.

1.    Загадки об осени.

 2.  Игра «Угадай-ка».

Цель: Учить детей описывать предмет, не называя его; определять основные характерные признаки.

 3. Игра «Узнай на вкус».

Цель: Развивать у детей способность определять по запаху знакомый овощ или плод.

Ход занятия:

        Воспитатель приносит в группу куклу Сентябринку и знакомит с ней ребят:

- Это Сентябринка. Как вы думаете, почему у нее такое интересное имя?

- Сентябринка приготовила для вас корзину с пакетиками и хочет с вами поиграть.

- Давайте откроем первый пакет. Как интересно! Тут загадки! Хотите их отгадать?

Дети разгадывают загадки Сентябринки. (Об осенних месяцах, об овощах и фруктах, которые нам дарит сентябрь месяц).

Приходи! – ее мы просим.

В золотом наряде…(осень).

Что за месяц к нам пришел?

Золотом расшил кругом

Сад и лес, поля и луг,

Изменил он все вокруг. (Сентябрь)

Нынче, друг, не зевай,

Собирай … (урожай).

Живет дед – во сто одежек одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Желтая, а не солнце, круглая, а не луна.

Её и варят и парят, и сырую едят,

И сказки о ней говорят. (Репа)

Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко. (яблоко)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (морковь)

На ней сто одежек

И все без застежек. (капуста)

Игра «Угадай-ка»

        Воспитатель от имени Сентябринки хвалит детей за правильные ответы и предлагает открыть второй пакет:

- Ох, сколько здесь разных фруктов и овощей. Давайте мы поиграем в игру «Угадай-ка». Сейчас ко мне подойдет Света. Она внимательно осмотрит все овощи и фрукты, загадает один из них, не называя его вам, будет о нем рассказывать. Вы по описанию Светы должны угадать, что это за овощ или фрукт. Кто первым отгадает, тот выйдет вместо Светы и загадает следующий овощ или фрукт.

- А теперь Сентябринка предлагает поиграть в игру «Что, где растет?». Воспитатель показывает плод, дети должны сказать, где он растет: на грядке, в огороде или в саду.

Игра «Узнай на вкус»

        - А вот в третьем пакете лежат ломтики овощей и фруктов. Сейчас поиграем в игру «Узнай на вкус». Я буду вместе с Сентябринкой приглашать вас к нашему пакетику, завязывать вам глазки, и давать пробовать на вкус ломтики плодов. Кто сможет по вкусу угадать, чем Сентябринка угостила?

        - Молодцы, со всеми заданиями справились. Спасибо и Сентябринки за ее вкусные плоды. А нам пора с Сентябринкой прощаться. (Горькова, с.5)

Занятие 2 «Поиграй-ка»

Цель: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание

 1.     Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.

 2.     Игра «Когда это бывает?».

Цель: Уточнить и углубить знания о времени года.

 3.     Игра «Да или нет?».

Цель: Закреплять у детей знание примет осени. Развивать внимательность, сообразительность.

Ход занятия:

        В гости к детям приходит старичок Лесовичок. Предлагает поиграть с ним в интересные игры, которые он приготовил детям.

Игра «Чудесный мешочек».

Для первой игры старичок Лесовичок показывает детям приготовленный им мешочек. Детям надо по одному опуская руки в мешочек и не вынимая предмет, отгадать фрукт или овощ на ощупь.

   

        Старичок Лесовичок показывает детям шишку. Он объясняет им, что она не простая. С этой шишкой можно поиграть в другую интересную игру.

    Игра «Когда это бывает?»

        Старичок называет время года и отдает шишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время года, и передает шишку другому. Тот добавляет новое определение для этого времени года и передает шишку следующему. Игра продолжается до тех пор, пока все явления времен года не будут названы. Если же ребенок затрудняется с ответом, то он выбывает из игры.

        Старичок предлагает детям дать правильный ответ на его шуточные вопросы.

    Игра «Да или нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

- Молодцы, приметы осени вы знаете. Нам пора прощаться со старичком Лесовичком, но мы ждем его в гости в следующий раз. (Детство, с.130, 132, Горькова, с.7)

Занятие 3 «Воздух-невидимка»

Цель: развивать личность ребенка, психические качества: (ощущение, восприятие, память, внимание, речь), мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы; расширить знание детей об окружающем мире; формирование общеучебных умений и навыков; развивать умение слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.

  1.    Беседа о воздухе.

  2.    Этюд «Надуваем шар».

  3.    Опыт «Обнаруживаем воздух».

Ход занятия:

Есть воздух!

        Показать детям пакет, наполненный кубиками.

-Есть ли что-нибудь в пакете? Как вы догадались?

Освободить пакет от кубиков, аккуратно сверху скрутить. В нижней части он обретает выпуклость и упругость.

- Почему пакет выпуклый? Что в нем есть?

- А что есть в пустой банке?

Воздух есть всюду.

- Есть ли воздух в воде?

Этюд «Надуваем шар»

Мальчики – шар, девочки – воздух. Один накачивает воздухом шину. Сначала один ребенок приседает, сжимается, потом второй, третий. Когда шина лопнет, дети выпрямляются и произносят: «Ш-ш-ш».

Опыт: «Обнаруживаем воздух»

    Цель: Показать, что воздух есть вокруг нас.

Оборудование: стаканы с водой по количеству детей, трубочки для коктейля, мыльные  пузыри, вертушки, перышки.

Эксперимент: Педагог предлагает подойти детям к столам и посмотреть предметы.

- Назовите предметы.

- Как вы думаете, как с ними можно играть?

        Дети вспоминают и пробуют поиграть: в стаканы с водой через трубочку можно вдувать воздух, и он будет виден на поверхности (в виде пузырьков); мыльные пузыри можно надувать; если на вертушку подуть, то она закрутится; если трубочку поднести к перу и потихоньку дунуть, то поток воздуха устремится на перо, и оно сдвинется с места.

        Дети приходят к выводу, что вокруг есть воздух и с ним можно играть. (Горькова, с.37,38, «Мал.экспер», с.52)

Занятие 4 «Воздух-пушинка»

Цель: Продолжать расширять знания детей об окружающем мире на примере воздуха; узнавать новые свойства воздуха. Развивать умение наблюдать, анализировать предложенную проблемную ситуацию; выделять существенные признаки явлений природы.

  1.    Игровая ситуация.

  2.    Опыт «Воздух легче воды».

  3.    Игра «Танец листиков».

Ход занятия:

Игровая ситуация

        Нечаянно заяц падает со шкафа и сильно ушибается.

- Как можно помочь зайцу, чтобы он мог спрыгнуть и не разбиться?

Эксперимент: Игрушка «прыгает» с парашютом.

- Почему он «приземлился» медленно и плавно?

Опыт «Воздух легче воды»

Цель: Показать, что воздух легче воды.

Оборудование: бутылки с минеральной водой по количеству детей, по два кусочка

                            пластилина на каждого, по два стакана, по два воздушных шарика.

Эксперимент: Педагог предлагает узнать, легче ли воздух воды. Для этого дети надувают один воздушный шарик и завязывают его. Другой наполняют водой из-под крана. Размеры шариков должны быть одинаковыми.

        Если ребенок возьмет в одну руку шарик с водой, а в другую с воздухом, то он легко увидит, что шарик с воздухом намного легче.

        Детям предлагается подойти к столам и опустить кусочек пластилина в стакан с водой. Что произошло с пластилином?

        - А сейчас в пустой стакан налейте минеральной воды столько же, сколько налито воды  в другом стакане. Опустите в стакан с минеральной водой такой же кусочек пластилина. Что сейчас произошло с пластилином? Почему пластилин не утонул?  Обратите внимание на пузырьки воздуха, которые образовались вокруг пластилина. А теперь попробуйте сделать вывод: почему один и тот же предмет – пластилин, в первом случае утонул, а во втором – остался на поверхности.

       Воздух намного легче воды и поэтому он стремится всегда вверх.

Игра «Танец листиков» (воспитатель говорит, дети изображают)

Дети танцуют под музыку, изображая листики.

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо.

Ветер хватает, в кучу бросает,

Кружит листики тихо.

Так заставляет летать и кружиться,

Так он играет и веселится.

Листья танцуют свой хоровод,

Снова вернутся лишь через год.

Дождик появился,

Хоровод на землю приземлился.

Дети вместе с воспитателем подводят итог занятия. (Горькова, с.38,8, «Мал.экспер» с. 52)

Октябрь

Занятие 1 «Волшебный веер»

Цель: Познакомить детей с образованием ветра. Дать представление о том, что ветер – это поток воздуха. Развлечь и эмоционально настроить детей.

  1. Игра «Танец листиков».
  2. Опыт «Движение воздуха - ветер».
  3. Чтение «Откуда прилетел ветер?» («Почемучка» Дитрих А., Юрмин Г. Москва 2001 г., стр.99)

Ход занятия:

Игра «Танец листиков» (см. предыдущее занятие)

Движение воздуха – ветер.

Цель: Познакомить с ветром – движением воздуха.

Оборудование: веера по количеству детей, тазики с водой, кораблики

Эксперимент: Педагог предлагает узнать, какое отличие между ветром и воздухом, ведь ветер и есть воздух.

        Дети берут веера и машут перед своим лицом.

- Что почувствовали? Откуда взялся ветерок? Дети приходят к выводу, что ветер появился от взмахов веера.

Взрослый предлагает помахать веером на тазик с водой. Что можно увидеть на        поверхности воды? Каким образом появилась рябь на воде? Дети выясняют, что когда веер движется, то он как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

Можно пустить кораблик на воду и помахать веером на парус, тогда мы увидим, что кораблик движется, и его скорость зависит от того, как сильно мы машем веером, т.е. насколько силен ветер.

Чтение «Откуда прилетел ветер?»

Обсуждение произведения, подведение итога. («Мал.экс», октябрь, 4)

Занятие 2 «Откуда прилетел ветер?»

Цель: Познакомить детей со сложным явлением – возникновением ветра в природе. Дать представление о необходимости и неизбежности этого явления. Развивать у детей интерес к явлениям природы. Формировать экологически грамотного человека.

  1. Беседа «Почему дует ветер?»
  2. Опыт «Возникновение ветра в природе»

Ход занятия:

Беседа «Почему дует ветер?»

- Как вы думаете, зачем нужен ветер? Почему он дует?

- Давайте представим на минуту, что будет если ветра в природе не будет ?

- Какие «положительные стороны» ветра вы можете назвать?

- Знаете ли вы о «плохом ветре»?

- Как такие ветра называются? (ураган, смерч, в море - шторм)

- Можем ли мы сказать, что существование ветра – это необходимость, а так же неизбежность? Как вы понимаете эти слова?

Опыт  «Возникновение ветра в природе»

Цель: Объяснить возникновения ветра в природе.

Оборудование: 6-7 тонких полосок бумаги

Эксперимент: Педагог предлагает детям узнать, как же в природе появляется ветер. Ведь никто не машет большим веером.

        Для этого на батарее прикрепляем тонкие полоски бумаги. Обращаем внимание на то, что от батареи исходит теплый воздух, который поднимется вверх. Если же открыть форточку и запустить холодный воздух с улицы, то холодный воздух будет опускаться вниз. Когда теплый воздух встречается  с холодным, образуется  ветер, это видно и по двигающимся полоскам бумаги.

      Дети приходят к выводу, что образование ветра в природе возникает тогда, когда теплый воздух встречается с холодным.

Подведение итога занятия.

Занятие 3 «Воздух двигает камни»

Цель: Закреплять у детей полученные знания о воздухе. Продолжать знакомить с новыми свойствами воздуха – он имеет силу. Воспитывать у детей интерес и пробуждать желание к экспериментальной деятельности.

  1. Загадка про воздух.
  2. Игровое упражнение «Почувствуй воздух».
  3. Опыт «Сильный воздух».

Загадка.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Oн невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

Опыт «Сильный воздух»

Цель: Показать, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование: бутылки с минеральной водой по количеству детей, по два кусочка

                            пластилина на каждого, по два стакана, по два воздушных шарика.

Эксперимент: Педагог предлагает узнать, легче ли воздух воды. Для этого дети надувают один воздушный шарик и завязывают его. Другой наполняют водой из-под крана. Размеры шариков должны быть одинаковыми.

        Если ребенок возьмет в одну руку шарик с водой, а в другую с воздухом, то он легко увидит, что шарик с воздухом намного легче.

        Детям предлагается подойти к столам и опустить кусочек пластилина в стакан с водой. Что произошло с пластилином?

        - А сейчас в пустой стакан налейте минеральной воды столько же, сколько налито воды  в другом стакане. Опустите в стакан с минеральной водой такой же кусочек пластилина. Что сейчас произошло с пластилином? Почему пластилин не утонул?  Обратите внимание на пузырьки воздуха, которые образовались вокруг пластилина. А теперь попробуйте сделать вывод: почему один и тот же предмет – пластилин, в первом случае утонул, а во втором – остался на поверхности.

       Воздух намного легче воды и поэтому он стремится всегда вверх. (Чистякова, 15)

Занятие 4 «Чистый воздух»

Цель: Развитие у детей представления о том, что на здоровье человека влияет чистота воздуха; воздух лучше там, где много зелени.

  1. Беседа «Все живое дышит».
  2. Работа с альбомом.
  3. Игра «Зеленая планета».
  4. Опыт «Дыхание человека».

Содержание беседы.

Все живое дышит, дышат растения, животные и, конечно, человек. Дышим мы все время, мы не можем не дышать. (Предложить детям попробовать на несколько секунд задержать дыхание, а потом снова вдохнуть воздух – надолго задержать дыхание невозможно). В воздухе содержится кислород, который необходим для дыхания человеку, как пища или вода.

        Для дыхания необходим чистый воздух, в котором много кислорода. Когда воздух свеж и чист, дышится легко, появляется хорошее настроение. В квартире, детском саду нам помогают дышать свежим чистым воздухом комнатные растения. Они выделяют кислород, увлажняют воздух, очищают его.

        На городских улицах воздух чище всего там, где много деревьев, - в парке, сквере, во дворе. А вот вблизи проезжей части, рядом с машинами, воздух загрязнен выхлопными газами. От такого воздуха люди начинают чихать и кашлять, могут заболеть. Почему легко дышится в лесу? Где воздух чище: в городе или на даче? Зачем нужно проветривать помещение?

Работа с альбомом

Рассмотрите с детьми две картинки: дети гуляют в лесу и дети на улице в городе. Чем отличаются эти картинки? Где чувствуют лучше себя дети?

Что необходимо сделать детям, чтобы на улицах города дышалось лучше?

Игра «Зеленая планета»

Необходимо для игры «волшебный мешочек», большой лист бумаги в форме круга (неизвестная планета), цветные карандаши или фломастеры.

        Предложить детям совершить полет на другую планету, где нет никакой растительности, и посадить там цветы, деревья, кустарники. Возьмите в руки «волшебный мешочек», пусть каждый ребенок «положит» в него свое любимое растение. В конце полета попросите детей озеленить планету и нарисовать свои любимые деревья, кустарники, цветы. Спросите, какой воздух будет на планете, могут ли теперь жить на ней птицы, звери, насекомые. Спросите, что еще необходимо для жизни растений и животных (вода, солнечный свет, плодородная почва).

Опыт «Дыхание человека».

Попросите детей положить руку на грудь, сделать глубокий вдох и выход. Что произошло? Почему грудь как бы уменьшается при выдохе? Поднесите ладонь к носу при выдохе, что вы чувствуете?

 Возьми теперь воздушный шарик. Надуйте его - это наши легкие, которые наполнены воздухом, а теперь попробуйте его постепенно сдуть, что выходит из шарика? Почему он стал маленьким?

Попросите детей показать путь воздуха в организме. Какие полезные запахи знают дети?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...