Конспект непосредственно образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Волошина Елена Сергеевна

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Национальный костюм" - формирует у детей ответственное и доброе отношение к коренному народу Севера: ханты. Расширяет представления детей о родном крае; знакомит детей с  бытом народов ханты: основными занятиями, одеждой, с народным орнаментом ханты.комить Учит узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль «Материальная культура»

Блок «Национальный костюм»

Тема: «Национальный костюм»

Познавательное, социально - коммуникативное, речевое,

 художественно - эстетическое развитие

Возраст детей 6-7 лет

Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к коренному народу Севера: ханты.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о родном крае; продолжать знакомить детей с  бытом народов ханты: основными занятиями, одеждой, с народным орнаментом ханты. Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты.

Развивающие: развивать  познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты.   

Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе; уважение к труду народных мастеров, и интерес к жизни и традициям коренных народов севера, желание больше узнать об их жизни. 

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций о жизни и быте коренных народов, чтение хантыйских народных сказок, прослушивание мелодий на народных инструментах, разучивание игры «Ловкий оленевод»

Словарная работа: коренное население,  чум, обласок, орнамент.

Материалы и оборудование: кукла «хантыйка», ноутбук, интерактивная доска,  аудиозапись – голоса птиц, музыка народов ханты,  презентация, хантыйская шубка из цветного картона, клей, губка, трафарет орнамента «солнце», манная крупа, разнос, салфетки, таблички для рефлексии солнце и тучки.

Ход

Оргмомент:  Вводная беседа:  - Ребята, подумайте и скажите, в каком посёлке мы живём?

- Посёлок Белый Яр находится в каком округе?

- Правильно, в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра. 

(обращает внимание детей на карту)

- Послушайте пожалуйста  стихотворение:

Югорский край –заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И  в край Югорский всех вас приглашаю.

Мотивационно – ориентировочный этап:   Приход куклы «Хантыйка Энны»

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я  хочу пригласить вас в небольшое путешествие. Хотите отправиться прямо сейчас?

 А отправимся мы с вами на лодке, которая называется  обласок. 

 (имитируют движения веслами, обращает внимание на экран)

Поисковый этап:   - Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с давних времён?

Самыми древними людьми, или, как мы называем коренными жителями нашего края, являются ханты.

Ханты  – это народ, который ведёт таёжный образ жизни. Чаще всего ханты  живут в чумах. Своё жилище они строят сами. Утепляют шкурами животных.

- Ребята, а если ханты  ведут таежный образ жизни, подумайте и скажите, где живут ханты? Далеко в тайге (тайга – это хвойный и лиственный лес).

Для того, чтобы отправиться дальше, нам нужно пройти по бескрайним просторам земли ханты.

Очень много зверей обитает в этих  лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав, мы вспомним, кто они.

1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой, спит в избушке снеговой (медведь)

2. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

На нём громадные рога, ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он сохатый, значит… (лось)

3. Что за зверь зимой холодной, ходит злой, голодный (волк)

4. Бьёт копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень. Это – северный….(олень)

5. Юркий маленький зверёк  с ветки прыг, на ветку скок (белка)

6. Работящие зверьки, строят дом среди реки.

Если в гости кто придёт, знайте, что из речки вход (бобры)

7. Длинный хвостище, сама  -хитрища (лиса)

8. Словно ёлка, весь в иголках (ёж)

9. Трусоват лесной красавец. Догадались это…. (заяц)

Звучит аудиозапись – голоса птиц.

- Ребята, вы слышите, какая музыка звучит в лесу Правильно, это поют птицы. Давайте представим себя птицами. 

Физминутка:

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.

Дети машут руками, словно крыльями.

Чтоб быстрее нам летать,
Надо крыльями махать.

Дети машут руками интенсивнее.

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете,

Потягивание руками вверх, ноги на носочках.

А внизу леса, поля –
Расстилается земля.

Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону.

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.

Дети приседают на  несколько секунд.

И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.

Дети встают и машут руками - «крыльями».

Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Дети садятся.

- Очень много птиц живет в наших лесах (показ птиц): тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клёст, кукушка.

- Вот мы с вами и пришли в гости к хантам. (обращает внимание на экран)

 Основное занятие этих людей – это охота, рыболовство, а дальше на севере – оленеводство. В основном этим занимаются мужчины. Женщины шьют одежду, вышивают бисером, варят кушать, разводят костёр.

Посмотрите, как одеты женщины. На голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы. Платье сшито из ткани, а кисы сшиты из оленьих шкур. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы сшиты так же из шкур оленя.

-Вся одежда у народов ханты  шьётся широкая, чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении.

- Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник на платье. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера. У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. Посмотрите, ребята, какие красивые узоры и как интересно они называются – оленьи рога, заячьи ушки, лисья лапа, изображение медведя, птиц. (Показ украшенной одежды, обуви, предметов быта.)

Появляется  орнамент – солнце.

- Хантыйский орнамент солнце – воспринимается как надёжный источник тепла и света. Пока есть солнце, есть жизнь.

Практический этап: (играет аудиозапись хатыйской  музыки)

Энны  приглашает вас в мастерскую, где мы поможем мастерицам украсить шубки  хантыйским орнаментом «солнце». 

Перед вами трафареты с орнаментом «солнце». Накладываем трафарет на шубку, губкой набираем клей, и через трафарет, нанесем клей на шубку на прорези узора. Затем, осторожно снимаем трафарет и кладем на разнос. Берем из чашки манную крупу и посыпаем на места, намазанные клеем. Остатки крупы осторожно ссыпаем на разнос.

(дети выполняют самостоятельно)

-Теперь можно отправляться обратно в детский сад. Садимся в обласок и плывем, не забываем работать вёслами. Вот мы и в детском саду.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового и интересного вы сегодня узнали? А вы бы хотели жить в тайге?  Что для вас было сложным? Что понравилось больше всего?

Рефлексивно – оценочный этап:  Кто справился со всеми заданиями, и если, вам было интересно возьмите солнце; у кого возникли затруднения – спрячьте солнышко за тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...