НОД «С чего начинается река»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

PopikovaTatiana

Цели:

- Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять описательный рассказ о знакомых реках.

- Помогать формировать любовь к малой Родине.

- Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.

- Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды.

- Расширять и активизировать словарь детей.

Материал:

Иллюстрации порожистых, горных, равнинных рек, озёр, лесного родника, болота. Заготовки запретных знаков. Простой и цветные карандаши. Глобус. Модель ручейков и реки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_chego_nachinaetsya_reka_.docx211.53 КБ

Предварительный просмотр:

ООД «С чего начинается река».(старшая группа)

Цели:

- Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять описательный рассказ о знакомых реках.

- Помогать формировать любовь к малой Родине.

- Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.

- Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды.

- Расширять и активизировать словарь детей.

Материал:

Иллюстрации порожистых, горных, равнинных рек, озёр, лесного родника, болота. Заготовки запретных знаков. Простой и цветные карандаши. Глобус. Модель ручейков и реки.

Ход занятия.

Посмотрите, что это. (глобус)

Что такое глобус? (Это модель земли)

Почему на глобусе много голубого цвета? (Это вода - моря, океаны, реки, которые есть на Земле)

Где мы можем на Земле встретить воду? (Ответы детей)

В каких явлениях природы есть вода? (Дождь, град, иней, снег)

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним лето. Все вы летом отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и конечно же купались в речке, в пруду, в озере. А вы знаете, откуда начинается река, где ее начало?

В нем - прозрачная вода напоит тебя всегда,

Из глубин земли возник, ручейком потёк. (Родник)

Верно это родник, как вы догадались. ( В роднике прозрачная вода, и бьет фонтаном из глубин земли)

Родник еще называют ключом, (педагог показывает иллюстрацию 1).

Река может начинаться и из болота, и из озера. Водичка, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они, в свою очередь, соединяются, стекаются и… получается река. (педагог показывает иллюстрацию 2).

Какие реки протекают в нашем городе, в области? (Усманка, Воронеж)

В 1972 году на реке Воронеж возвели плотину. Так получилось Воронежское водохранилище.

Воспитатель. Давайте поиграем: дидактическая игра «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы назовете слово противоположное по значению.

Речка глубокая…. (мелкая)

Речка извилистая…. (прямая)

Речка широкая…. (узкая)

Речка длинная (короткая)

Речка бурлящая…. (спокойная)

Вода в речке холодная….(теплая)

Вода в речке мутная…. (прозрачная)

Ребята, молодцы! А скажите, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково?

Дети. Речка. Реченька. Речушка.

А как назвать огромную реку?

Дети. Речища.

Ребята, как называется рыба, которая живет в реке? (Речная)

В озере? (Озерная)

В море? (Морская)

В аквариуме? (Аквариумная)

Ребята, давайте отправимся в путешествие к одной из речек нашей области.

На чем можно отправиться по реке? (Ответы детей)

Давайте сделаем кораблик и отправимся в путешествие.

Ребята, мы прибыли на реку Усманку, высадимся на берег и понаблюдаем за богатым животным миром этих мест.

Отгадайте загадки, о ком идет речь.

Блещет в речке чистой спинкой серебристой

Хвостом виляет, зубаста, а не лает (Щука)

На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно (Сом)

Есть клешни и долгий ус, я сама его боюсь.

Он щиплет как гусак, а зовут щипаку (Рак)

Воспитатель.Все реки разные. Реки и речки бывают равнинными и горными. Равнинные текут медленно и плавно, у них низкие берега. Есть горные реки, у которых течение быстрое, бурлящее, а берега скалистые. (педагог показывает иллюстрацию 4). Посмотрите на эти две картинки и скажите, чем отличается горная река от равнинной.

 

Дети.В горной реке вода бурлит. – Вода быстро течёт. – Камни видны из-под воды. – Берега из камня, обрывистые.

Воспитатель. Какое течение в горных реках? (В равнинных)

Дети. Течение горной реки быстрое, бурлящее, шумное, а равнинной реки – медленное, плавное, спокойное.

Физкультминутка            

Мы сегодня не скучали,

В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)

Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят»  травку)

Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)

Нам деревья песни пели,

На ветру листвой шумели. (поднимают руки вверх и качаются в стороны)

Птицы часто подлетали,

Все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)

Рыба в озере играла,

Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)

Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)

И скакали по оврагам. (прыгают  на двух ногах  друг за другом по кругу)

Мы скакали, мы играли

Наши ноженьки устали. (идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)

На прогулке мы с утра,

Возвращаться нам пора. (ходьба на месте, лицом в круг)

Воспитатель. Реки бывают большие и маленькие. (педагог показывает иллюстрацию 5).

Воспитатель.Ребята, а для чего и кому нужны реки? (педагог показывает иллюстрацию 6).

Игра “Кому нужна вода”

Ребята, кому и для чего нужна вода? (Ответы)

Предлагаю подойти к столу, взять картинку, посмотреть на нее и объяснить, для чего нужна вода? Если выбрали картинку правильно, прикрепите ее на доску. Обобщение: вода нужна человеку, животным, растениям.

Дети находят картинки на тему “Кому и для чего нужна вода” и рассказывают о них.

Я сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, кто еще живет на речке Усманке.

Под водою строит дом.

Шубка теплая на нем

Любит много умываться

И в водичке полоскаться

Славится своим трудом,

Все зовут его … (Бобром)

Бобр – самый крупный наш грызун. Бобр – непревзойденный лесоруб.

Они подгрызают молодые деревья, тащат к реке и строят запруды.

Бобры строят себе очень прочные и красивые дома из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоёма. Вход в такую хижину – под водой, чтобы враги не могли добраться. (слайд). Жилище бобра всегда чистое, и сами они чистоплотные – подолгу могут приводить себя в порядок.

Скачет очень ловко,

Быстро бегает. Легко.

Вовсе не кусается,

Только лишь бодается

Любит на кусточке

Объедать листочки. (Олень)

Олени пасутся семьями: мать и детеныш. Они неразлучны целый год, с весны до весны. Она подкармливает его молоком всю зиму, до новой травки. А весной семья обрывается. Они поедают молодые побеги деревьев и кустарников.

       

Воспитатель.Ребята, а попробуйте рассказать о реке, в которой вы плескались, купались летом. Какая в ней вода, какое у неё течение. Расскажите о её размере, глубине, какие у неё берега.

Воспитатель.А представьте, что было бы, если бы наши реки, речки, реченьки стали грязными.

Дети.Погибли бы рыбы. Нельзя было бы ловить рыбу. Нельзя было бы пить воду. Погибли бы лягушки. Нельзя купаться. Животные не смогли бы пить и подходить к реке.

Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Что хорошо, а что плохо?». Я буду читать предложения, если вы считаете, что это хорошо – хлопаете в ладоши, если считаете, что это плохо – прячете руки за спину.

Костер в лесу.

Мусор в лесу.

Вырубка леса.

Посадка деревьев.

Охота на животных.

Развешивание кормушек.

Посадка деревьев.

Не рвать цветы.

Создание заповедников.

Нарушать тишину леса.

Разорять птичьи гнёзда и муравейники.

Разжигать в лесу костры.

Воспитатель. Молодцы, правильно. А давайте нарисуем запрещающий знак для тех людей, которые губят наши реки. (Раздать заготовки для рисования).

Воспитатель.Какие вы молодцы! Ребята, что мы сегодня с вами узнали нового и интересного? Какие бывают реки? Какие реки текут у нас в городе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

музыкально-экологический проект "С голубого ручейка начинается река"

Проект был создан в 2013г. в рамках года экологии и конкурса "Родничок".Включает в себя планирование на март-апрель и итоговое мероприятие....

"С голубого ручейка начинается река"

Интегрированная НОД по ознакомлению с родным краем в старшей группе...

Конспект по познавательному развитию (экология) в средней группе на тему: «C голубого ручейка начинается река».

Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, ко...

Разработка детского проекта на тему «С голубого ручейка начинается река» в подготовительной группе»

Целью проекта является формирование у детей представлений о том, как образуются реки.Задачи:- Познакомить детей с понятиями «исток реки», «устье реки», «дельта реки»...

С голубого ручейка начинается река

Конспект открытого занятия...