Познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Анашкина Татьяна Алексеевна

Тема: Гостья из тайги

Представленный конспект НОД, развитие экологических представлений, по образовательной области познавательное развитие, разработан в соответствии с основной Образовательной программой дошкольного образования «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой, соответствует ФГОС ДО и нормам СанПин.

Цель занятия: ознакомление с зоной лесов на примере тайги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostya_iz_taygi.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

                                                                                                                                                                                        Выполнил:

                                                                                                                                                     Анашкина Татьяна Алексеевна,

                                                                                                                                                     воспитатель МАДОУ г. Нягани

                                                                                                                                                      «Д/ сад №4 «Веснянка»

Пояснительная записка

Образовательная область «Познавательное развитие» ФГОС ДО раскрывает содержание работы, дающее дошкольникам возможность познания окружающей действительности и самого себя. Ребенок на протяжении дошкольного детства осваивает основные сферы действительности - природу, предметы, созданные руками человека, явления общественной жизни и деятельности. Воспитанники в рамках организованной образовательной деятельности получают представления: о живом и не живом, о причине и следствии, о пространстве и времени.

Представленный конспект НОД, развитие экологических представлений, по образовательной области познавательное развитие, разработан в соответствии с основной Образовательной программой дошкольного образования «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой, соответствует ФГОС ДО и нормам СанПин.

Цель занятия: ознакомление с зоной лесов на примере тайги.

Занятие планируется в виде непрерывной образовательной деятельности, являющейся основной формой организации воспитанников в детском саду. НОД проводится в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому.

Занятие имеет четкую структуру, состоит из трех этапов, которые идут в логической последовательности, связаны общим содержанием и мотивацией.

Организационный этап способствует переключению внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, созданию проблемной ситуации, требующей разрешения. После просмотра фрагмента мультфильма дети с удовольствием соглашаются помочь белочке найти ее дом. Возникает необходимость в актуализации имеющихся знаний у детей. Повторив описание условий жизни в природной зоне «Север», используя модель, дети выяснили, что белочка не может жить в тундре.

Основной этап направлен на умственную и практическую деятельность, восприятие и освоение нового материала. Из рассказа белочки, который сопровождается презентацией, дети делают умозаключения и приходят к выводу, что белочка живет в природной зоне лесов, а именно в тайге.

В практической деятельности дети самостоятельно, в парах, составляют модель природной зоны леса, то есть устанавливают взаимосвязь жизни растений и животных в условиях тайги. На этом этапе оказывается помощь с учетом индивидуальных особенностей детей.

На заключительном этапе подведены итоги НОД. Обобщен полученный детьми опыт. Все поставленные задачи в процессе непосредственно образовательной деятельности решены, цель достигнута. Этапы занятия последовательны и взаимосвязаны. Умственная и физическая нагрузка чередуются. Использование игровой мотивации, проблемной ситуации позволяет заинтересовать и удерживать интерес детей в течение НОД и создает эмоциональное отношение к учебной информации.

Основная часть

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

по разделу «Развитие экологических представлений»

Тема: «Гостья из тайги».

Цель: ознакомление с зоной лесов на примере тайги.

Образовательно-развивающие задачи:

- знакомить с тайгой и зоной лесов;

- знакомить детей с условиями жизни в тайге и в лесах на примере России;

- освоить действия составления модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в природной зоне (на примере тайги);

- создать условия для развития у детей чувства единства с природой, экологического воспитания;

- формировать предпосылки универсальных учебных действий в соответствии ФГОС ДО.

Методы и приемы: наглядный (презентация смешанного леса и тайги); словесный (мотивация, беседа, вопросы, указания, объяснение); проблемная ситуация (помочь белочке вернуться домой); практический (самостоятельная деятельность детей, составление модели взаимосвязи растений и животных природной зоны (тайги), физкультминутка с белочкой).

Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская (моделирование), двигательная.

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные.

Оборудование к НОД: интерактивная доска, презентация, фрагмент мультфильма «Лесные путешественники».

Предварительная работа: подготовка презентации «Жизнь животных и растений в лесу»; проведение НОД природная зона «Север»; разучивание текста физминутки.

Словарная работа: ввести в словарный запас детей слова: смешанный лес, тайга.

Демонстрационный материал: карта природных зон, картинки с изображением смешанных лесов, тайги, животных и растений леса.

Раздаточный материал: карточки с обозначениями условий жизни: света, тепла, воды и почвы (по три карточки на каждое условие: много, достаточно, мало), стрелки, квадрат тёмно-зелёного цвета.

Хронометраж НОД и хронометраж этапов: (длительность НОД для детей подготовительной группы по СанПиН – 30 минут). Организационный этап (организация воспитанников, мотивация на включение в познавательную деятельность) – 3 минуты. Основной этап (практическая деятельность воспитанников) – 24 минуты. Организационно-заключительный этап (подведение итогов, интеллектуальная и рефлексивная деятельность) – 3 минуты.

 Прогнозируемые результаты:

- у воспитанников будут развиты представления о разнообразии природы на планете Земля;

- воспитанники смогут самостоятельно устанавливать взаимосвязь растений, животных и условий жизни  природной зоне (на примере тайги);

- сформированы предпосылки УУД;

- будет воспитано осознанное, бережное отношение к природе.

Этап,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность

воспитанников

Методы, приемы, возможные виды деятельности

Результат (предпосылки УУД)

Вводная часть

Психологический настрой, 1 минута

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.

Педагог предлагает детям образовать круг и взяться за руки.

- Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки беритесь

И друг другу улыбнитесь,

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

Доброе утро!

Дети образуют круг, берутся за руки и здороваются друг с другом.

Психологический этюд.

Психологическая готовность.

Вводно-организационный,

2 минуты.

Формирование интереса к содержанию НОД: направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Действие педагога.

- Ребята! Вы слышите чей-то плач, давайте посмотрим, кто же это плачет?

Педагог включает видеофрагмент мультфильма «Лесные путешественники».

- Ребята, давайте спросим белочку почему она плачет?

- Оказывается, кто-то унёс её из родного дома в город. Она убежала, но не знает, как и куда ей возвратиться.

Вопрос:

- Что же делать? Как же мы можем помочь белочке?

Дети участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы.

Создание проблемной ситуации. Беседа.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Актуализация, 5 минут.

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Действие педагога.

- Мы можем помочь белочке вернуться домой.

- Ребята, сначала нужно узнать, где она живёт.

- Вспомним с какой природной зоной мы уже знакомы? Да, север.

- А может она живет на севере?

- Опишите природные условия зоны севера: мало света, заболоченная почва, много воды, низкая температура, сильные ветры, долгие полярные ночи, мало растительности, растут карликовые деревья.

- Ребята, давайте спросим у белочки, подходят ли эти условия жизни для нее?

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают, ранее усвоенное.

Отвечают и

задают вопросы.

Дети спрашивают белочку.

Наглядный показ образца, способа действия. Беседа.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Основная часть

Восприятие и освоение нового, 10 мин.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действия и т.д.

- Белочка говорит, что не знает какая почва, но деревьев, кустов и травы очень много. Она запасла на зиму орехи и ягоды.

- Значит почва богатая.

- Белочка говорит, что летом у неё жарко, а зимой холодно, но все звери и птицы приспособились к этому. Кто в тёплые края улетает, кто в спячку впадает, кто на запасах живёт. Так что тепла у них не много и не мало, а достаточно.

- Ребята подберите соответствующую карточку.

- Летом светло, дни длинные, а ночи короткие, а вот зимой наоборот, ночь длиннее дня. Но света всем хватает, и растениям и животным.

- Воды тоже всем хватает, осенью и весной дождей много, а летом - нет. Есть болотистые места, есть речки, а есть сухие пригорки, поляны.

- Ребята, значит можно сделать вывод, что воды и не мало, а достаточно.

- Ребята, я уже догадалась, где живёт белочка. А вы догадались?

- Да, белочка живет в лесу.

Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью педагога).

Один ребенок выкладывает на доске карточки с обозначением – «богатая почва», «достаточно тепла», «достаточно света», «достаточно воды».

Дети делают вывод, что белочка живет в лесу.

Беседа-рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Моделирование.

Осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. овладение способами познавательной деятельности.

Любознательность и активность.

Динамическая пауза, 2 минуты.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Педагог побуждает детей к динамической паузе с белочкой.

Мы вошли все с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево,

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу!

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, то же покажем - Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Дети выполняют физические упражнения в соответствии с текстом.

Физминутка

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Практическая работа, 7 мин.

Овладение способами действия, самостоятельное применение знаний в практической деятельности.

Расширение представлений о тайге

- Ребята, выложите у себя на столах волшебную картинку (модель) взаимосвязи растений и животных с условиями обитания в тайге и зоне лесов.

-Леса у нас зелёные и будут обозначаться зелёным квадратом.

- Ребята, посмотрим на экран нашла ли наша белочка свой дом в лесу?

Выполняют в парах практическую работу: выкладывают у себя на столах из карточек модель природной зоны, а именно «зону леса».

Просмотр видео-презентации.  

Моделирование.

Индивидуальная работа.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Заключительная часть

Заключительный этап. Рефлексия, 3 минуты.

Формирование элементарных навыков самооценки.

-Ребята, мы помогли белочке найти свой дом?

- Белочка теперь не плачет, а радуется.

- Что вы узнали сегодня нового?

- Вы очень хорошие, добрые и отзывчивые ребята, я очень рада за вас.

Дети отвечают на вопросы, делают умозаключения

Беседа, обсуждение.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки

Список использованных источников:

1. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие»/Под ред. А.И. Булычевой – М.: Издательство «Ритм», 2016.

2. Образовательные ситуации к программе «Развитие» для подготовительной группы детского сада / под. ред. А.И. Булычевой. – М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2016.

3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: «Учитель», 2002.

4. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: «Учитель», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...