Перспективное календарно – тематическое планирование "Познание" (Ознакомление с окружающим миром) средняя группа
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Перспективное календарно- тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                      Приложение к рабочей программе на 2023 – 2024                                                                                                                                                                                        учебный год для детей средней группы «А» общеразвивающей направленности «Репка»                                                                                                                                              

Перспективное   календарно – тематическое планирование "Познание" (Ознакомление с окружающим миром).

Тематика занятий

Цели

Задачи

Литература

                                                                                                       СЕНТЯБРЬ

                                                                                                                 Тема недели: «День знаний»

1

Мониторинг 

Определение степени освоения детьми образовательной программы.

1. Выявить у детей уровень овладения необходимыми навыками и умениями.

2. Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

 

                                                                                                            Тема недели: «Юные исследователи»

2

Мониторинг

Определение степени освоения детьми образовательной программы.

1. Выявить у детей уровень овладения необходимыми навыками и умениями.

2. Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

 

Тема недели: «Азбука здоровья»

3

Мониторинг

Определение степени освоения детьми образовательной программы.

1. Выявить у детей уровень овладения необходимыми навыками и умениями.

2. Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

                                                                                          Тема недели: «Фрукты» (сад  и труд человека)

4

«Фрукты и овощи»

Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с предметным окружением

Создать условия для уточнения представлений детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

Юный эколог Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет» С. Н. Николаева стр. 20

                                                                                                       Тема недели: «Овощи» (огород и труд человека)

5

«Во саду ли в огороде»

Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с предметным окружением

Создать условия для закрепления умений выделять характерные признаки у овощей, фруктов. Побуждать детей проводить элементарную классификацию овощей и фруктов

Н.А.Карпухина. Программная разработка образовательных областей познание и социализация в средней группе. Стр.48

ОКТЯБРЬ

Тема недели: «Осень» (явления, признаки)

6

«Что бывает осенью?»

Создание социальной ситуации развития в процессе формирования представлений об окружающем мире

Создать условия для расширения представления детей  о осени, ее периодах, подготовке растений и животных к зиме

Н.С. Голицына. Конспекты комплексно-тематических занятий в средней группе.

Стр.47

   

Тема недели: «Одежда, обувь, головные уборы» ( сезонная, возрастная)

7

«Путешествие в прошлое одежды»

Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с предметным окружением.

Создать условия для  знакомства детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека; побуждать устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности; развивать умение ориентироваться в прошлом одежды; воспитывать бережное отношение к одежде

О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.  

Тема недели: «Деревья и кустарники» (листья и плоды)

8

«Ветер песню нам поет, осень в гости к нам зовет»

Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с предметным окружением.

Создать условия для представления у детей о растительности в период осени, познакомить с отличительными признаками их окраски. Формировать представление о корне как части растения.

Н.А.Карпухина. Программная разработка образовательных областей познание и социализация в средней группе. Стр.46

Тема недели: «Безопасность дома и на улице»

9

«На игровой площадке»

 Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с природным окружением.

-Создать условия для знакомства со свойствами льда, подвести к пониманию того, какие его свойства сопряжены с опасностью, разъяснить детям правила безопасности на льду; воспитывать чувство безопасности

Формирование культуры безопасности  Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. Л.Л.

Тимофеева  стр.144

НОЯБРЬ

Тема недели: «Мой город»

10

«Мой город»

Создание         социальной ситуации развития  в процессе ознакомления с социальным окружением.

Создать условия для закрепления знаний детей о названии родного города, знакомить с его достопримечательностями; подвести к пониманию того, что люди, которые строили город, очень старались и хорошо выполнили свою работу;

воспитывать чувство гордости за свой город

 Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.Алешина стр.13

                                                                                                      Тема недели: «Профессии, инструменты и материалы»

11 

«Все профессии хороши, выбирай на вкус?»  

 

Создание социальной ситуации развития  в процессе ознакомления с

профессиями

Создать условия для закрепления понятия профессия,  дифференцировать предметы по назначению, формировать положительное отношение к труду взрослых

Н.А.Карпухина. Программная разработка образовательных областей познание и социализация в средней группе. Стр.166

                                                                                                     Тема недели: «Домашние птицы» (детеныши, питание и уход)

12

«В гостях у курочки

Рябы»

Создание социальной ситуации развития  в процессе расширения знаний о домашних птицах

Создать условия для  уточнения  представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях; развивать умение отвечать предложениями на вопрос;

воспитывать познавательный интерес

 Юный эколог Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет» С. Н. Николаева стр. 52

                                                                                                       Тема недели: «Домашние животные» (детеныши, питание и уход)

13

«Домашние животные»

 

Создание социальной ситуации развития  для расширения знаний о домашних животных

-Создать условия для  обогащения знаний  детей о корове, свинье и козе как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают;  уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать; воспитывать желание ухаживать за домашними животными

Юный эколог Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми

4-5 лет» С. Н. Николаева стр.32

 

ДЕКАБРЬ

Тема недели: «Моя страна»

14

«Наша Родина-Россия»

Создание         социальной ситуации развития  для ознакомления с социальным окружением

Создать условия для формирования  представления о России, как о стране; познакомить детей с символами России: флагом, гербом, гимном; активизировать словарь по теме; воспитывать любовь к Родине

 Н.С. Голицына. Конспекты комплексно-тематических занятий в средней группе.

Стр.210

   

                                             Тема недели: «Зима»

15

        «Путешествие         по

зимнему лесу»

Создание         социальной ситуации развития  для ознакомления с природным окружением

Создать условия для  продолжения  знакомства  детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся; развивать игровые умения; воспитывать любовь к природе

Юный эколог Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми

4-5 лет» С. Н. Николаева стр. 60

                                                    Тема недели: «Уголок природы»

16

        «Как зимуют растения на улице и в комнате»

Создание социальной ситуации развития для расширения представления о комнатных растениях

Создать условия для формирования умения поливать комнатные растения  из лейки; протирать листья влажной тряпкой; поддерживать интерес к комнатным растениям; воспитывать желание ухаживать за ними

Н.С. Голицына. Конспекты комплексно-тематических занятий в средней группе.

Стр.91

                                                             Тема недели «Социальные объекты (детский сад, больница, почта…)» 

17

«Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь»

Создание социальной ситуации развития для ознакомления с социальным окружением

Создать условия для уточнения знаний детей о детском саде; расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду; воспитывать дружеские отношения со сверстниками

 О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.  

                                                    Тема недели: «Новый год»

18

«Нарядная елка»

 

Создание социальной ситуации развития  для знакомства  с социальным окружением

 

 Создать условия для  развития умения называть и  описывать елочные игрушки; познакомить с правилами безопасности в праздничные дни; развивать внимание и мышление; создать праздничное настроение;  воспитывать интерес к традициям праздника, желание делать подарки другим.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы стр.157

 

ЯНВАРЬ

                                                            Тема недели: «Зимние забавы»

19

«Что бывает зимой»

Создание социальной ситуации развития  для расширения знаний детей об окружающем мире

Создать условия для  закрепления знаний у детей о зимних явлениях природы

Н.С. Голицына. Конспекты комплексно-тематических занятий в средней группе.

Стр.79

Тема недели: «Народная культура и традиции»

20

«Знакомимся деревянными игрушками»

с

Создание социальной ситуации развития  для ознакомления с особенностью деревянных

игрушек

Создать условия для ознакомления детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками; дать представление (на примере затачивания карандашей) о том, что мягкие породы дерева легко резать острым ножом; воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к мастерам – резчикам по дереву.

 Юный эколог Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми

4-5 лет» С. Н. Николаева стр. 82

  Тема недели: «Дикие животные» (детеныши, питание, образ жизни)

21

«Кто живет в лесу?»

Создание         социальной ситуации развития  для ознакомления с природным окружением.

Создать условия для  расширения  представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там  пищу;  побуждать детей различать этих животных по особенностям внешнего вида; воспитывать живой интерес к диким животным

Юный эколог Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет» С. Н. Николаева стр. 28

 

                                                                                                                   Тема недели: «Мебель» (назначение и материалы)

22

«Путешествие в прошлое кресла»

Создание социальной ситуации развития  для ознакомления с характерными особенностями мебели

Создать условия для закрепления знаний о назначении предметов домашнего обихода, развивать ретроспективный взгляд на предметы, формировать навык определять некоторые особенности предмета.

О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.  

ФЕВРАЛЬ

Тема недели: «Посуда»  (кухонная, столовая)

23

«Какая бывает посуда»

 Создание социальной ситуации развития  для знакомства детей с предметным окружением

 

Создать условия  для расширения  запаса  слов по теме «Посуда»; побуждать группировать и объединять предметы по схожим  признакам,; находить свойства и различия между предметами; продолжать воспитывать бережное отношение к предметам. сделанными людьми

Н.С. Голицына. Конспекты комплексно-тематических занятий в средней группе.

Стр.104

Тема недели: «Российская армия»

24

«Наша армия»

Создание социальной ситуации развития  для знакомства  детей с социальным окружением

 

Создать условия для представлений у детей о воинах, которые охраняют свою Родину, уточнить понятие «Защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники)

 О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.  

Тема недели: «Электроприборы»

25

«Наши помощники»

Создание социальной ситуации развития для  

        расширения         знаний         о

электроприборах

Создать условия для расширения и уточнить представления детей об электроприборах; разъяснить детям правила безопасности при работе с

электроприборами; воспитывать чувство безопасности

-  

Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице

Т.А. Шорыгина стр.14

 

МАРТ

Тема недели: «Семья. Международный женский день»

26

«Моя семья»

Создание         социальной ситуации         развития для формирования представления о семье

Создать условия для развития умения называть членов семьи: мама, папа, сестра, брат и т д.; побуждать проявлять заботу и любовь к родным; воспитывать доброе отношение к родным и близким

        Конспекты         занятий         детского         сада  

Н.А. Карпухина.стр. 157  

 

Тема недели: «Продукты » (из чего и как  готовят)

27

«Экскурсия в продовольственный магазин»

Создание социальной ситуации развития для знакомства детей с

социальным миром

Создать условия для  ознакомления детей с трудом работников продовольственных магазинов

  Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.Алешина стр.63

Тема недели: «Растения леса»

28

«Что растет в лесу?»

Создание         социальной ситуации         развития для ознакомления с природным окружением

-Создать условия для  формирования  первоначальных знаний о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы; познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему леса; побуждать замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники; воспитание  познавательного интереса

Юный эколог Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми

4-5 лет» С. Н. Николаева стр. 25

Тема недели: «Весна» (признаки и явления)

29

«Весна в лесу»

Создание социальной ситуации развития для формирования у детей представлений о весне 

 

Создать условия для развития умения замечать изменения в природе; учить сравнивать погоду зимой и весной; развивать речь детей, умение называть признаки весны; воспитывать интерес и бережное отношение к природе

Юный эколог Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми

4-5 лет» С. Н. Николаева стр. 87  

АПРЕЛЬ

Тема недели: «Я в мире человека»

30

«Кому нужна вода?»

Создание         социальной ситуации         развития для  ознакомления с природным окружением

Создать условия для формирования  представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек; развивать речевую активность; воспитывать чувство ответственности в определенных ситуациях

 

Юный эколог Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми

4-5 лет» С. Н. Николаева стр. 57

Тема недели: «Космос»

31

«Дорога в космос»  

Создание ситуации

социальной

        развития для формирования представлений о социальном окружении

 Создать условия для знакомства  детей с глобусом, планетой Земля, космическими кораблями

Конспекты         занятий         детского         сада  

Н.А.Карпухина.стр. 137  

Тема недели: «Транспорт»

32

        «Что такое светофор»

Создание ситуации знакомства вилами воздушный, наземный

социальной развития для с основными транспорта:  водный,

Создать условия для формирования навыка дифференциации транспорта  по назначению: грузовой, пассажирский; различать основные части транспорта(кабина, кузов, колеса, штурвал

итд.);познакомить с главными правилами поведения на улице, на дороге.

        Конспекты         занятий         детского         сада

Н.А.Карпухина.стр.115  .

 

Тема недели: «Птицы»

33

«Пернатые друзья»

Создание         социальной ситуации         развития для формирования представлений о птицах 

Создать условия для обобщения представлений у детей о зимующих и перелетных птицах, закреплять использование в речи названий птиц, формировать навык бережного отношения

Н.С. Голицына. Конспекты комплексно-тематических занятий в средней группе.

Стр.183

Тема недели: «Пресмыкающиеся и рептилии»

34

«Какие еще бывают животные»

Создание социальной ситуации развития для формирования представлений об окружающем мире

Создать условия для развития представлений о лягушке, ящерице, черепахе; побуждать не бояться животных

Н.С. Голицына. Конспекты комплексно-тематических занятий в средней группе.

Стр.73

МАЙ

Тема недели: «День Победы»

35

 «Праздник Победы»

Создание социальной ситуации развития  для формирования представлений у детей об окружающем мире

Создать условия для представлений у детей о подвиге солдат, о значимости празднования Дня Победы 

Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий. Патриотическое воспитание.стр.67

Тема недели: «Насекомые»

36

 «Кто живет на лужайке»

Создание         социальной ситуации         развития для ознакомления с природным окружением.

Создать условия для  расширения  представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых, внешнем виде; побуждать отгадывать загадки о насекомых воспитывать бережное отношение к окружающей природе  

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.

Вераксы  стр.238,250

Тема недели: «Лето»

37

 Мониторинг

Определение степени освоения детьми образовательной программы.

1. Выявить у детей уровень овладения необходимыми навыками и умениями.

 2. Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

 

Тема недели: Каникулы

38

Мониторинг

Определение степени освоения детьми образовательной программы.

1. Выявить у детей уровень овладения необходимыми навыками и умениями.

 2. Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

 

                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром средняя группа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Вид занятий «Ознакомление с окружающим» Перспективный план составлен на основе задач  примерной программы  «Детство» под редакцией В. И. Логиновой СПб.:...

Календарно-тематическое планирование "Формирование целостной картины мира" (средняя группа)

Содержание непрерывно образовательного процесса на учебный год с указанием учебно-методического комплекта....

Перспективное планирование "Знакомство с окружающим миром" средняя группа 2019-2020 уч.г.

Перспективное планирование "Знакомство с окружающим миром" средняя группа 2019-2020 уч.г....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром средняя группа

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром средняя группа...

Перспективное планирование Ознакомление с окружающим миром - средняя группа

Перспективное планирование  Ознакомление с окружающим миром...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...