Технологическая карта познавательной деятельности «Знакомство с профессией геолога» для детей подготовительной группы.
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Оксана Исрафиловна Манафова

Познакомить с профессией геолога на примере родителя одного из воспитанников группы; расширить представления детей о полезных ископаемых на примере мела, камня, применение их в жизни и деятельности людей,развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать, делать умозаключение; развивать связную речь,воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение работать в группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта познавательной деятельности «Знакомство с профессией геолога» для детей подготовительной к школе группы.

Выполнил:

воспитатель МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма»

 Манафова Оксана Исрафиловна.

Образовательная область

«Познавательное развитие».

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная к школе группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Знакомство с профессией геолога».

Цель

Формирование представлений о профессии геолога. Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей

Задачи

Познакомить с профессией геолога на примере родителя одного из воспитанников группы; расширить представления детей о полезных ископаемых на примере мела, камня, применение их в жизни и деятельности людей,развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать, делать умозаключение; развивать связную речь,воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение работать в группе

Материал

Презентация «Профессия геолог», коллекция камней, подложки, кирка, карты.

Предполагаемый результат

Доказать опытным путем, что камни можно почувствовать, увидеть, ощупать.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Водная часть (Мотивация, создание проблемной ситуации)

 Приветствие.Ребята, скажите, с какими профессиями вы уже знакомы?  

Игровое упражнение «Назови профессию» . Правила – говорит только тот, у кого в руках мяч, профессии не повторять. Правильно, все взрослые люди трудятся: кто –то выращивают растения, животных, учат детей, водят машины, лечат людей, следят за порядком на улицах.

Ребята,  вы в этом году пойдете в школу, вы уже многое знаете и умеете.

У меня есть хобби, я коллекционирую. Как вы думаете, что  я коллекционирую?Вы догадаетесь, если отгадаете загадку.              

 Его в горах полным  полно.

Он часто падает на дно                    

 В ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.                                                                                                                                    В детстве окончив школу, я  хотела поступить в институт на геолога. А вы знаете, кто такое геолог ? Геологи – это люди, которые ищут, изучают и  исследуют глубоко под землей полезные ископаемые - это разные камни и минералы: золото, алмазы, нефть, воду, соль.

Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы.

Работа у геологов трудная, им приходится жить в палатках,

готовить пищу на костре. Ещё геолог должен быть верным другом, в любую минуту прийти на помощь своим товарищам в трудной ситуации. Вот такая интересная и трудная работа у геолога.

 Дети, я предлагаю и вам  поиграть в геолога.

 Это коробка ощущений. Попробуйте отгадать, что в ней находится? Предлагаю по очереди запустить руки в коробку, ощупать  и описать свои ощущения. Катя , как думаешь, что у тебя в руке?  Какой он ?: большой или маленький, шершавый или гладкий, твердый или мягкий, округлые края или острые                                  

   У нас на столе. камни, мел. Как их можно назвать Все это -полезные ископаемые.                 Почему они так называются?

   На мой мобильный телефон пришло смс – сообщение, сейчас узнаю от кого оно. От геологов, адресованное вам. Давайте его прочитаем: «Дорогие ребята! Мы рады, что вы уже многое знаете о нашей профессии, знакомы с полезными ископаемыми. Мы предлагаем вам узнать больше о таких минералах, как. Для чего они нужны? Какими свойствами и качествами обладают? Для этого вам необходимо приглашаем вас  в лабораторию. Желаем удачи!»

Ребята, а теперь давайте с вами представим, что мы  геологи и отправимся в лабораторию

Физминутка

Он по тайге и в дождь, и в зной

Шагает без дорог.

Рюкзак несет он за спиной,

В нем верный молоток.

И вдоль реки его маршрут,

И по крутым горам.

Отбил кусочек камня тут,

Кусочек камня там.

Он камни соберет в рюкзак,

Изучит, а потом

Приедет и доложит так:

- Здесь золото найдем.

А здесь должно быть серебро.

Здесь надо нефть искать...

Про все подземное добро

Он может рассказать.

Его профессия нужна, Чтоб богатела вся страна.

 Вот и наша лаборатория. Давайте вспомни ,какие правила надо соблюдать при проведении опытов. Кто расскажет?

Все правила вспомнили, присаживайтесь за столы.

Проведем опыты с полезными ископаемыми , которые были  в коробке

Беседа, вопрос

Игровое упражнение

Затруднение в ситуации

Проблемная ситуация

Тут можно и разрезные картинки «камень» 

Беседа

Презентация слайд №1

Презентация слайд №2

Презентация слайд №3

Презентация слайд №4

Открытие нового знания или способа действий

Игра  «Угадай на ощупь»

Вопросы детям

Дети по очереди  вытаскивают  предметы и кладут на стол

Вопросы

Читает смс-сообщение.

Под фонограмму «Звуки леса» проводится физкультминутка

Введение новых знаний в систему знаний

Педагог выбирает одного ребенка или можно у каждого спросить

Дети приветствуют друг друга. Внимательно слушают, Дети называют разные профессии.

Дети передают друг другу мяч, называя профессии.

Внимательно слушают.

Ответы детей.

Отгадывают загадку

Ответы детей

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное

Ответы детей.

Ответы детей

Их добывают люди на земле и под землей, они приносят пользу людям.

Перешагнуть через упавшее дерево

Перейти горную реку по камням

Подняться и спуститься с горы

Ударяют кулак об кулак

Руки вправо.

Руки влево

Руки вниз

Руки в стороны

Руки прижать к груди

Руки в стороны

Внимательно слушать взрослого.

2. Не брать ничего в рот и не пробовать на язык.

3. Не кричать и не шуметь.

4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

Принимают учебную задачу. Умение слушать.

Заинтригованно слушают воспитателя

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Психологичес

кая

готовность.

Привлечение произвольного внимания

Привлечение произвольного внимания

Эмоциональная и физическая разрядка.

Этапные задачи

Создать позитивную психологическую атмосферу. Настроить на познавательную деятельность.

II. Основная часть (совместная деятельность, самостоятельная деятельность, динамическая пауза, совместная и деятельность, самостоятельная деятельность)

ОПЫТ №1. Цвет.

   Ребята давайте внимательно рассмотрим камни.  

ОПЫТ №2. Определение характера поверхности.                        

   Потрогайте   (свои)   камни     и   скажите,   какие   они   на   ощупь, гладкие или шероховатые?  Какой вывод мы можем сделать?

ОПЫТ №3. Определение твердости мягкости.                                        

 Ребята, посмотрите на камни. Давайте пальцем надавим на  камень. Что-нибудь изменилось?  От пальца остаются вмятины, ямки? Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? Камни приняли разную форму

 Ребята, на этом наши опыты закончились!

Моделирование.

Решение проблемной ситуации.

                                    Экспериментирование

Наглядный показ образца, способа действия. Рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Дети рассматривают их с помощью лупы). Какого они цвета?

Вывод: камни разного цвета, размера

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые

Вывод: камни твердые

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Добиваться нужного ответа.

Способность самостоятельно действовать.

Этапные задачи

1. Развитие у детей познавательной активности, через знакомство с техникой проведения опытов с камнями;

2. Развитие наблюдательности, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Формирование умения разрешать противоречия;

3. Развитие любознательности, мышления и речи детей.

4. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

5. Воспитывать бережное  отношения к природе.

III Заключительная часть (рефлексия (анализ собственной деятельности))

Игра «Польза-Вред» Ребята, давайте вместе с вами подумаем, какую пользу приносят человеку камни  Какой вред принести могут камни ?

 Нельзя бросать камни, там, где играют дети, потому что можно навредить здоровью других людей, не желая этого. Запомните это правило.

Сегодня  мы  узнали  много  нового,  интересного про геологов, про камни  и мел.

 О какой профессии вы сегодня узнали?

Что ищет геолог?.

Молодцы! Интересно вам было быть геологами?

Осмысление (итог)

Беседа, обсуждение.

Строят дороги, здания, мосты и др

Навредить человеку, поранить его, перегородить проезжую часть и др.

О профессии геолога.

Ищет полезные ископаемые

Да!

Оценка достижения результата

Подвести итог, сделать выводы

Этапные задачи

1  Обобщение полученного детьми опыта.

2 Формирование элементарных навыков самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Знакомство с профессией доктор» для детей младшей группы в рамках недели здорового образа жизни

Цель: Расширять кругозор детей; Развивать интеллектуальные и личностные качества детей, партнёрские взаимоотношения; Развивать у детей самостоятельность, доброжелательность, способность к сочувствию...

Технологическая карта образовательной деятельности "Знакомство с профессией археолог"

Через методическое пособие Лэпбук дети знакомятся с особенностями профессии археолога, рассматривают иллюстрации древних предметов, узнают об орудиях труда, необходимых при раскопках. Далее организовы...

Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

   Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей подготовительной группы № 9 на тему «Знакомство детей с животными жарких и холодных стран»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Знакомство с профессией биолога» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: создание условий для формирования интереса у дошкольников к миру взрослых людей путем ознакомления со сферами их трудовой деятельности.Задачи:обучающие: формировать представления о профессии био...