Конструкт по познавательному развитию "Воздух, ветер, небо" (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Минигалиева Анна Алексеевна

Конструкт по познавательному развитию "Воздух, ветер, небо". Дети с помощью опытов знакомятся со свойствами воздуха, работают с карточками "Где присутствует воздух?", знакомятся с понятием "ветер" через репродукции знаменитых художников, знакомятся с понятием "небо", задания экологического характера "Заводы и небо над нами" по фотографиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspek_po_poznavatelnomu_razvitiyu_vozduh_veter._nebo.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема: «Воздух»____________________________________________________________________________________________

Возрастная группа Старший дошкольный возраст__________________________________________________________________________________

Форма совместной деятельности: познавательно- исследовательская деятельность с включением технологии детское экспериментирование (позволяет учить детей планированию содержательной деятельности; представлению результатов своей деятельности и хода работы ; практическому применению знаний в различных ситуациях), педагогическая технология экологического образования (использую для формирования у детей бережного отношения к природе в процессе разнообразных видов деятельности экологического содержания), игровые педагогические технологии: дидактическая игра использую для развития познавательной деятельности , применении ЗУН в практической деятельности.

Форма организации (коллективная ,групповая, индивидуальная, )

Учебно-методический комплект.

Средства:

Наглядно-демонстрационные: репродукции картин, изображающих море, суда. ( И. Айвазовский «Радуга», А. Рылов «В голубом просторе»), карточки «Где используется воздух» , раздаточный материал «Воздух и воздушный шарик» , сюжетная картинка «Охрана воздуха от загрязнения».

Литературные : Отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Загадки.

Оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары.

Цель

Расширение знаний о воздухе , его назначении и применении.

Задачи

Задачи индивидуальной работы с детьми

Обучающие Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Познакомить детей с новым понятием « ветер». Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Развивающие Уметь действовать по установленным правилам . Развивать целостного восприятие ,любознательность и познавательную мотивацию . Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах –активное речевое общение детей. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции. Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы. Развивать интеллектуальные способности, художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы .

Воспитательные Формировать основы экологического сознания. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Обратить внимание на лексико-грамматический строй у Артёма , Кати , Тимофея .

Поручить Кириллу и Грише контроль за правильностью выполнения экспериментов ( в роли экспертов ).

Назначить помощников – лаборантов Галю и Настю.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I Этап. Мотивация к деятельности . Игра «Научная лаборатория»

Цель: мотивирование детей на включение в опытно –экспериментальную деятельность .

.

IIЭтап. Опытно-экспериментальная деятельность.

Цель: систематизирование знаний детей о свойствах воздуха через проведение лабораторных и демонстрационных опытов с опорой на опыт детей ; актуализация знаний , необходимых для « открытия нового знания».

Отгадывание загадки .

Проведение опытов в лаборатории . «Воздух , воздух , ты какой?»

#1051;абораторный опыт «Вода и воздух»

2. Опыт «Воздух и пакет» .

3. Демонстрационный опыт «Свистулька и воздух»

4. Опыт « Веер и воздух»

Дыхательная гимнастика

#1054;пыт «Апельсин и воздух»

Физминутка «Ветер»

- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?

(одевает халат, шапочку, очки). И выберу себе 4 помощников: 2 экспертов и 2 лаборантов , которые будут мне помогать . Все остальные будут научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Назовите их.

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило №5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что это?

Правильно воздух. Что мы знаем уже про воздух? Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники продолжили изучать свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух и для чего . И если нужен, то какой.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Посмотрите - я принесла вот такие шарики.

- А как называются эти шарики?

- А вы знаете, почему они так называются?

- А откуда воздух появился в шариках , мы с вами узнаем из опыта «Воздух и вода»

Перед каждым из вас на столе стоит оборудование для проведения эксперимента . Какое оборудование вы выберите ? Поставьте перед собой стаканы и возьмите трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

- Выходят пузырьки.

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Сейчас вы можете ответить , откуда воздух появился в шариках . Значит в нас тоже есть воздух .

- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Как вы думаете чем мы воспользуемся ?Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто) .

- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Что нам нужно сделать , чтобы поймать воздух ? Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.- А как вы думаете сможем ли мы услышать воздух? (да , выпустив из воздушного шарика , воздух издаваемый из резиновой игрушки).

- Также мы можем другим способом услышать воздух.

- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .

-Колебание

-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух?,

А как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?

- Совершенно верно воздух не имеет запаха.

-Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужны что ? ( веера).

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку. (по-разному слегка , сильнее)

Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

-Пахнет апельсином.

-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

-Это корка

-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Подведение итогов:

-Что нового вы узнали про воздух?

-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав в пакетик, услышать благодаря свистку.

Физминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны) право – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

#1047;накомит с необходимым оборудованием.

#1044;ополняет правила игры.

3. Объясняет роль экспертов и лаборантов .

#1055;редлагает обследовать воздух.

2. Ставит проблемную ситуацию.

3. Вовлекает в совместную деятельность-показ опытов

4 Выбирает правильные ответы.

  1. Сосредотачивают внимание на педагоге.
  2. Вспоминают правила игры.

3. Лаборанты помогают расставить оборудование .

#1055;од руководством воспитателя и наблюдениям экспертов проводят опыты и соблюдают очередность.

2. Выполняют действия.

3. Берут на себя ответственность.

4. Учатся через познание окружающего мира, делать собственные открытия , проявляя инициативу.

5. Вступают в диалог.

6. Размышляют, высказывают свои мысли, делают умозаключения .

7. Работают вместе и заботятся друг о друге.

8. Эксперты наблюдают за ходом эксперимента , по надобности помогают и в конце анализируют правильность выполнения эксперимента .

9. Лаборанты выполняют поручения заведующей лаборатории .

#1059;меют слушать взрослого.

#1059;меют планировать свою деятельность

#1059;меют действовать по установленному правилу.

#1055;роявляют эмоциональную отзывчивость, желание проводить опыты.

3. Активно участвуют в общении со взрослым при рассматривании и проведении опытов .

4. Осуществляют сравнение , анализ и делают выводы .

#1069;тап: «Открытие» ребенком нового знания, освоение умения, способа деятельности

Цель: Расширение и углубление знаний детей о воздухе , знакомство с новым понятием « ветер»

Отгадывание загадок.

Поэты и художники о ветре.

Дидак. игры «Воздушный шарик» , «Дует , дует ветерок» .

#1069;тап . Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от

загрязнения»

Цель :воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому

Релаксация

V. Этап .Рефлексия .

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Карточки «Где используется воздух».

Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием , отгадав загадку . Послушайте следующие загадки:

Неизвестно, где живет.

Налетит - деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь

Без рук, без ног стучит-

В избу просится.

Дети, почему вы думаете, что эти загадки про ветер? Что делает ветер? (гнет деревья, летит, свистит, стучит) Поэты и художники о ветре.

Воспитатель. Сравним, как одно и тоже явление природы воспринимают поэт и художник. Ребята, послушайте строфы о ветре А.С.Пушкина.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

на раздутых парусах.

Воспитатель. Кто скажет, эти строфы, которые вы сейчас услышали, из какой сказки А .С. Пушкина? (Сказка о Царе Салтане)

Что делает ветер в сказке А.С. Пушкина? (гоняет стаи туч, волнует сине море, веет на просторе, гуляет по морю, подгоняет кораблик, бежит в волнах)

(воспитатель выставляет на доску картинку И.Айвазовского «Радуга», картинку А. Рылова «В голубом просторе»)

Что общее на двух картинках? (Художники изобразили море и корабли.)

Какой ветер изобразил художник А.Рылов? (легкий , приятный, ласковый)

На какой картине изображен разрушительный, ураганный, холодный ветер? (На картине И.Айвазовского «Радуга») Как вы узнали? ( по волнам ) Что же такое « ветер» , вы сможете ответить , вспомнив сегодняшние опыты . Как вы думаете , с помощью какого опыта вы смогли почувствовать воздух ? Что вы для этого делали ? (махали веером и почувствовали ветерок) Значит ветер –это что? (воздух) Но какой воздух ? Если бы вы не совершали движение рукой и веером , вы бы смогли почувствовать ветер? (нет) Ветер – это движение воздуха , в горизонтальном положении .

Сейчас мы поиграем .Представьте что вы ветерок и вам нужно перенести воздушный шарик с одного места на другое .

Вывод : ветер – это движение воздуха . Ветер заставляет двигаться другие предметы.

IV. Обобщающая беседа по картинке «Охрана воздуха от загрязнения»

Воспитатель. Ребята , отгадайте загадку.

Это что за потолок

То он низок, то высок

То он сер, то беловат

То чуть, чуть голубоват

А порой такой красивый

Кружевной и синий, синий. (небо)

(Показывает картину с изображением природы и завода)

Воспитатель. Дети, внимательно посмотрите на картинку. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (Завод. Трубы выбрасывают в воздух дым, сажу. )

Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.)

Воспитатель. Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.) Что можно делать для леса? (Сажать и выращивать молодые деревья. Нельзя жечь костры рядом с деревьями .) О чем эта картина? ( Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения.

Воспитатель (Закройте глаза и представьте) ярко светит солнце , дует лёгкий ветерок , мы вдыхаем чистый свежий воздух , нам хорошо и приятно , мы хотим жить в мире с природой и будем с друзьями охранять и защищать всё живое на земле .

Что сегодня нового вы узнали? Полученные от проделанной работы знания , вам пригодятся для выполнения задания по карточкам « Где используется воздух». Перед вами карточки . Из двух картинок вам нужно выбрать одну и пояснить , почему вы считаете что здесь используется воздух .

1. Организует совместные действия в освоении нового понятия, используя наглядно-демонстрационные и наглядно-дидактические материалы.

2. Включает детей в разные виды деятельности.

3. Стимулирует любознательность.

4. Выслушивает ответы всех детей.

5. Дополняет знания детей о воздухе.

6. Поощряет детей за правильность ответов.

7. Распределяет содержание на совместную и самостоятельную деятельность.

8. Объясняет правила игры .

1. Задаёт актуализирующие знания.

2. Задает вопрос о необходимости защиты воздуха от загрязнения .

3. Выслушивает ответы всех детей.

4. Дополняет знания детей о средствах и способах защиты воздуха от загрязнения .

#1055;редлагает детям вспомнить деятельность, которой они занимались.

2. Ставит перед выбором правильного ответа на задание по карточке .

3. Стимулирует детей к самоанализу и самооценке.

4. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности.

  1. Отгадывают загадки.
  2. Активно участвуют в общении со взрослым при рассматривании репродукций картин и при анализе, выбранной картинки .
  3. Сосредотачивают внимание на заданные вопросы.
  4. Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт.
  5. Выполняют действия в парах и индивидуально .

#1054;твечают на вопросы.

#1042;оспринимают информацию через рассказ педагога.

#1059;частвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались. #1055;ередают свои ощущения от проделанной работы. 3. #1059;чатся находить правильный ответ с помощью собственной логики , мышления и воображения .

#1044;елают самостоятельные попытки решить проблему, игровую задачу.

5. Принимают осознанные решения.

1. Накопление чувственного опыта и его осмысления .

1. Знают о значении воздуха для всего живого на земле.

#1059;меют оценивать процесс и результат коллективной деятельноcти.

2. Имеют представления о свойствах воздуха, его применении.

3. Самооценка детьми своего вклада в собственной деятельности.

4. Фиксация успеха, достигнутого детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"

Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...

Комплексное занятие по познавательному развитию и конструированию для старшего дошкольного возраста. Экзамены в автошколе.

Цель:- формировать ответственное отношение к своему поведению на дорогах и улицах города;-закреплять знание правил дорожного движения, умение ориентироваться в пространстве;-вызвать желание отображать...

КОНСПЕКТ НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста по теме: «По морям, по волнам»

Вашему вниманию предложено занятие с группой детей 6-7 лет. Технология занятия представлена в форме диалогово - игрового закрепления знаний, понятий. Структура представлена 4 частями: создан...

Конспект НОД по познавательному развитию «Космос» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширение представлений о космосе.Задачи:- познакомить детей с Луной -  спутником Земли;- активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;-развивать логическое мышление, умение ...

Конспект итогового занятие « Спасение солнышко» по познавательной области « Познавательное развитие» ( математика) в группе старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) компенсирующего вида

Занятия направлено на выявления знаний, умений и навыков, полученные в течение учебного года по формированию математических представлений у дошкольников....