Конструкт по познавательному развитию "Воздух, ветер, небо" (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конструкт по познавательному развитию "Воздух, ветер, небо". Дети с помощью опытов знакомятся со свойствами воздуха, работают с карточками "Где присутствует воздух?", знакомятся с понятием "ветер" через репродукции знаменитых художников, знакомятся с понятием "небо", задания экологического характера "Заводы и небо над нами" по фотографиям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 106 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Тема: «Воздух»____________________________________________________________________________________________
Возрастная группа Старший дошкольный возраст__________________________________________________________________________________
Форма совместной деятельности: познавательно- исследовательская деятельность с включением технологии детское экспериментирование (позволяет учить детей планированию содержательной деятельности; представлению результатов своей деятельности и хода работы ; практическому применению знаний в различных ситуациях), педагогическая технология экологического образования (использую для формирования у детей бережного отношения к природе в процессе разнообразных видов деятельности экологического содержания), игровые педагогические технологии: дидактическая игра использую для развития познавательной деятельности , применении ЗУН в практической деятельности.
Форма организации (коллективная ,групповая, индивидуальная, )
Учебно-методический комплект.
Средства:
Наглядно-демонстрационные: репродукции картин, изображающих море, суда. ( И. Айвазовский «Радуга», А. Рылов «В голубом просторе»), карточки «Где используется воздух» , раздаточный материал «Воздух и воздушный шарик» , сюжетная картинка «Охрана воздуха от загрязнения».
Литературные : Отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Загадки.
Оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары.
Цель | Расширение знаний о воздухе , его назначении и применении. |
Задачи Задачи индивидуальной работы с детьми | Обучающие Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Познакомить детей с новым понятием « ветер». Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. Развивающие Уметь действовать по установленным правилам . Развивать целостного восприятие ,любознательность и познавательную мотивацию . Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах –активное речевое общение детей. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции. Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы. Развивать интеллектуальные способности, художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы . Воспитательные Формировать основы экологического сознания. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Обратить внимание на лексико-грамматический строй у Артёма , Кати , Тимофея . Поручить Кириллу и Грише контроль за правильностью выполнения экспериментов ( в роли экспертов ). Назначить помощников – лаборантов Галю и Настю. |
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат
|
I Этап. Мотивация к деятельности . Игра «Научная лаборатория» Цель: мотивирование детей на включение в опытно –экспериментальную деятельность . . IIЭтап. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: систематизирование знаний детей о свойствах воздуха через проведение лабораторных и демонстрационных опытов с опорой на опыт детей ; актуализация знаний , необходимых для « открытия нового знания». Отгадывание загадки . Проведение опытов в лаборатории . «Воздух , воздух , ты какой?» #1051;абораторный опыт «Вода и воздух» 2. Опыт «Воздух и пакет» . 3. Демонстрационный опыт «Свистулька и воздух» 4. Опыт « Веер и воздух» Дыхательная гимнастика #1054;пыт «Апельсин и воздух» Физминутка «Ветер» | - Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одевает халат, шапочку, очки). И выберу себе 4 помощников: 2 экспертов и 2 лаборантов , которые будут мне помогать . Все остальные будут научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Назовите их. Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место. Правило №5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку. Он нам нужен чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. Что это? Правильно воздух. Что мы знаем уже про воздух? Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники продолжили изучать свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух и для чего . И если нужен, то какой. Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места. Посмотрите - я принесла вот такие шарики. - А как называются эти шарики? - А вы знаете, почему они так называются? - А откуда воздух появился в шариках , мы с вами узнаем из опыта «Воздух и вода» Перед каждым из вас на столе стоит оборудование для проведения эксперимента . Какое оборудование вы выберите ? Поставьте перед собой стаканы и возьмите трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой. - Выходят пузырьки. - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. -Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Сейчас вы можете ответить , откуда воздух появился в шариках . Значит в нас тоже есть воздух . - Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту. -Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух. - Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Как вы думаете чем мы воспользуемся ?Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто) . - Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Что нам нужно сделать , чтобы поймать воздух ? Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? -Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.- А как вы думаете сможем ли мы услышать воздух? (да , выпустив из воздушного шарика , воздух издаваемый из резиновой игрушки). - Также мы можем другим способом услышать воздух. - Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха? -На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) . -Колебание -Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух?, А как вы думаете мы сможем почувствовать воздух? - Совершенно верно воздух не имеет запаха. -Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужны что ? ( веера). А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух? -Можно подуть себе на руку. (по-разному слегка , сильнее) Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете? -Пахнет апельсином. -Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат? -Это корка -Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем. Подведение итогов: -Что нового вы узнали про воздух? -Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав в пакетик, услышать благодаря свистку. Физминутка Дует ветер с высоты, Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны) право – влево, влево - вправо Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны) А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте (прыжки) Выше! Веселей! Вот так! Переходим все на шаг (ходьба) Вот закончилась игра, Заниматься нам пора (садятся) | #1047;накомит с необходимым оборудованием. #1044;ополняет правила игры. 3. Объясняет роль экспертов и лаборантов . #1055;редлагает обследовать воздух. 2. Ставит проблемную ситуацию. 3. Вовлекает в совместную деятельность-показ опытов 4 Выбирает правильные ответы. |
3. Лаборанты помогают расставить оборудование . #1055;од руководством воспитателя и наблюдениям экспертов проводят опыты и соблюдают очередность. 2. Выполняют действия. 3. Берут на себя ответственность. 4. Учатся через познание окружающего мира, делать собственные открытия , проявляя инициативу. 5. Вступают в диалог. 6. Размышляют, высказывают свои мысли, делают умозаключения . 7. Работают вместе и заботятся друг о друге. 8. Эксперты наблюдают за ходом эксперимента , по надобности помогают и в конце анализируют правильность выполнения эксперимента . 9. Лаборанты выполняют поручения заведующей лаборатории . | #1059;меют слушать взрослого. #1059;меют планировать свою деятельность
#1059;меют действовать по установленному правилу. #1055;роявляют эмоциональную отзывчивость, желание проводить опыты. 3. Активно участвуют в общении со взрослым при рассматривании и проведении опытов . 4. Осуществляют сравнение , анализ и делают выводы . |
#1069;тап: «Открытие» ребенком нового знания, освоение умения, способа деятельности Цель: Расширение и углубление знаний детей о воздухе , знакомство с новым понятием « ветер» Отгадывание загадок. Поэты и художники о ветре. Дидак. игры «Воздушный шарик» , «Дует , дует ветерок» . #1069;тап . Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения» Цель :воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому Релаксация V. Этап .Рефлексия . Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. Карточки «Где используется воздух». | Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием , отгадав загадку . Послушайте следующие загадки: Неизвестно, где живет. Налетит - деревья гнет. Засвистит - по речке дрожь. Озорник, а не уймешь Без рук, без ног стучит- В избу просится. Дети, почему вы думаете, что эти загадки про ветер? Что делает ветер? (гнет деревья, летит, свистит, стучит) Поэты и художники о ветре. Воспитатель. Сравним, как одно и тоже явление природы воспринимают поэт и художник. Ребята, послушайте строфы о ветре А.С.Пушкина. Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч. ты волнуешь сине море Всюду веешь на просторе. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. Воспитатель. Кто скажет, эти строфы, которые вы сейчас услышали, из какой сказки А .С. Пушкина? (Сказка о Царе Салтане) Что делает ветер в сказке А.С. Пушкина? (гоняет стаи туч, волнует сине море, веет на просторе, гуляет по морю, подгоняет кораблик, бежит в волнах) (воспитатель выставляет на доску картинку И.Айвазовского «Радуга», картинку А. Рылова «В голубом просторе») Что общее на двух картинках? (Художники изобразили море и корабли.) Какой ветер изобразил художник А.Рылов? (легкий , приятный, ласковый) На какой картине изображен разрушительный, ураганный, холодный ветер? (На картине И.Айвазовского «Радуга») Как вы узнали? ( по волнам ) Что же такое « ветер» , вы сможете ответить , вспомнив сегодняшние опыты . Как вы думаете , с помощью какого опыта вы смогли почувствовать воздух ? Что вы для этого делали ? (махали веером и почувствовали ветерок) Значит ветер –это что? (воздух) Но какой воздух ? Если бы вы не совершали движение рукой и веером , вы бы смогли почувствовать ветер? (нет) Ветер – это движение воздуха , в горизонтальном положении . Сейчас мы поиграем .Представьте что вы ветерок и вам нужно перенести воздушный шарик с одного места на другое . Вывод : ветер – это движение воздуха . Ветер заставляет двигаться другие предметы. IV. Обобщающая беседа по картинке «Охрана воздуха от загрязнения» Воспитатель. Ребята , отгадайте загадку. Это что за потолок То он низок, то высок То он сер, то беловат То чуть, чуть голубоват А порой такой красивый Кружевной и синий, синий. (небо) (Показывает картину с изображением природы и завода) Воспитатель. Дети, внимательно посмотрите на картинку. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (Завод. Трубы выбрасывают в воздух дым, сажу. ) Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.) Воспитатель. Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.) Что можно делать для леса? (Сажать и выращивать молодые деревья. Нельзя жечь костры рядом с деревьями .) О чем эта картина? ( Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения. Воспитатель (Закройте глаза и представьте) ярко светит солнце , дует лёгкий ветерок , мы вдыхаем чистый свежий воздух , нам хорошо и приятно , мы хотим жить в мире с природой и будем с друзьями охранять и защищать всё живое на земле . Что сегодня нового вы узнали? Полученные от проделанной работы знания , вам пригодятся для выполнения задания по карточкам « Где используется воздух». Перед вами карточки . Из двух картинок вам нужно выбрать одну и пояснить , почему вы считаете что здесь используется воздух .
| 1. Организует совместные действия в освоении нового понятия, используя наглядно-демонстрационные и наглядно-дидактические материалы. 2. Включает детей в разные виды деятельности. 3. Стимулирует любознательность. 4. Выслушивает ответы всех детей. 5. Дополняет знания детей о воздухе. 6. Поощряет детей за правильность ответов. 7. Распределяет содержание на совместную и самостоятельную деятельность. 8. Объясняет правила игры . 1. Задаёт актуализирующие знания. 2. Задает вопрос о необходимости защиты воздуха от загрязнения . 3. Выслушивает ответы всех детей. 4. Дополняет знания детей о средствах и способах защиты воздуха от загрязнения .
#1055;редлагает детям вспомнить деятельность, которой они занимались. 2. Ставит перед выбором правильного ответа на задание по карточке . 3. Стимулирует детей к самоанализу и самооценке. 4. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности. |
#1054;твечают на вопросы. #1042;оспринимают информацию через рассказ педагога. #1059;частвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались. #1055;ередают свои ощущения от проделанной работы. 3. #1059;чатся находить правильный ответ с помощью собственной логики , мышления и воображения . #1044;елают самостоятельные попытки решить проблему, игровую задачу. 5. Принимают осознанные решения. | 1. Накопление чувственного опыта и его осмысления . 1. Знают о значении воздуха для всего живого на земле. #1059;меют оценивать процесс и результат коллективной деятельноcти. 2. Имеют представления о свойствах воздуха, его применении. 3. Самооценка детьми своего вклада в собственной деятельности. 4. Фиксация успеха, достигнутого детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"
Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...

Познавательное развитие в группе детей среднего дошкольного возраста«Дом, в котором мы живём»
Конспект занятия ....
Комплексное занятие по познавательному развитию и конструированию для старшего дошкольного возраста. Экзамены в автошколе.
Цель:- формировать ответственное отношение к своему поведению на дорогах и улицах города;-закреплять знание правил дорожного движения, умение ориентироваться в пространстве;-вызвать желание отображать...

КОНСПЕКТ НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста по теме: «По морям, по волнам»
Вашему вниманию предложено занятие с группой детей 6-7 лет. Технология занятия представлена в форме диалогово - игрового закрепления знаний, понятий. Структура представлена 4 частями: создан...

Конспект НОД по познавательному развитию «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширение представлений о космосе.Задачи:- познакомить детей с Луной - спутником Земли;- активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;-развивать логическое мышление, умение ...
Конспект итогового занятие « Спасение солнышко» по познавательной области « Познавательное развитие» ( математика) в группе старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) компенсирующего вида
Занятия направлено на выявления знаний, умений и навыков, полученные в течение учебного года по формированию математических представлений у дошкольников....

Рецензия отзыв на программу дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Снеговичок»
Апробация опыта в другом регионе. Омская область Горьковский район МБДОУ "Горьковский детский сад" Заведующий Н.Д. Белоус....
