Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (природа) Тема «Полюбуйся весна наступает...»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тарасова Нина Владимировна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (при Тема: «Полюбуйся: весна наступает...» в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

(природа)

Тема: «Полюбуйся: весна наступает...»

Программное содержание:

1) Образовательная задача:

- закрепить знания о приметах весны;

- продолжить знакомить детей с природными явлениями (капель, проталины и т. д);

- формировать интерес к познанию природы.
2) Развивающая задача:

- развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.

3) Воспитательная задача:

- воспитывать бережное отношение к природе и интерес к миру растений и животных.

Орг. момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла (показываю рюкзак). Что это?

Дети:

Воспитатель: Для чего нам нужны рюкзаки? (ответы детей) Посмотрите, внимательно, как вы думаете, куда можно взять эти вещи? Рюкзак, спички, карта, аптечка, лупы, фонарик, компас и т.д.

Дети: в поход

Воспитатель: Я вот знаю, что все ходят в поход летом, а весной вы были в походе?

Дети:

Воспитатель: тогда я вас приглашаю в весенний поход. В поход мы пойдем не просто так, а будем наблюдать за природой и находить приметы весны. А вы знаете, как называют людей, кто изучает и наблюдает за природой?

Следопыты, исследователи, туристы, натуралисты

Воспитатель: В поход за наукой сегодня пойдем, смекалку фантазию нашу возьмём. Давайте вспомним, а как нужно вести себя в лесу?

(воспитатель показывает экологические знаки, дети, опираясь на них, дают ответы)

Воспитатель: Ну что мы готовы отправиться в путь…Кто будет возглавлять нашу команду? Все желают возглавить поход. А для этого существует считалочка, которая поможет определить нашего командира, запоминайте её.

Раз, два, три, четыре, пять –
На дворе весна опять:
Тает снег и тает лёд,
Ручеёк опять поёт,
Слышен капель перезвон…
Кто не слышит –
Выйди вон!

(считаются, определяют командира, вручают командиру рюкзак, отправляются в путь)

Если найдёте приметы весны, заносите их в таблицу

I. часть

Воспитатель: А вы знаете, как называется первый месяц весны?

Дети: Март.

Воспитатель: Месяц март открывает весну. В народе март называют зимобор. Как вы думаете почему?

Дети: Зима с весной борется.

первый слайд презентации (весенний лес)

Воспитатель: Обратите внимание на снег в лесу, он уже не тот, потемнел. В начале зимы он был совсем другим. Вспомните, легко ли нам было слепить снеговика зимой? Каким снег был в декабре, январе?

Ответы детей (пушистый, искристый, легкий, сухой и т. д.)

Воспитатель: А каким он стал сейчас, в конце зимы?

(подходим к емкости со снегом) под экраном сделан сугроб.

Воспитатель: Встанем вокруг снега и хорошо его рассмотрим. А какой он сейчас?

Ответы детей (мокрый, грязный, хорошо лепится и. т.д.)

Воспитатель: Почему же снег так изменился?

Лучи солнца с каждым днём становятся ярче и жарче, воздух прогревается, и верхний слой снега подтаивает. Поэтому снег становится мокрым, рыхлым

Воспитатель: Вот мы определи первую примету ранней весны.

Воспитатель: Что это?

Солнце светит и греет. А чтобы лучше зарисовать первую примету сделаем гимнастику для глаз

«Лучик»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

зарисовываем схематично в карту примету

2. Воспитатель: второе название марта протальник. А что это такое проталины?

Дети высказывают свои предположения.

На экране появляется второй слайд с изображением проталин).

Воспитатель: Предлагаю, вам провести опыт и посмотреть, как в природе появляются проталины (проводит опыт: в тазу со снегом помещает горячую грелку, снег начинает таять, появляется дно тазика).

Воспитатель: Вот мы с вами и увидели, как в лесу могут образовываться проталины и в центре её появляется чёрная земля.

Вот и ещё одну примету ранней весны, мы с вами определили

зарисовываем схематично в карту примету

3. Воспитатель: Ребята, отгадайте что это?

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной /сосулька/

Воспитатель: Вот сколько сосулек. Возьмите по одной. Потрогайте сосульку, какая она?

Дети: холодная, мокрая, скользкая, гладкая, острая, ледяная…

Воспитатель: Посмотрите, какая она по форме? На что похожа? Если посмотреть сквозь нее?

Дети: прозрачная, переливается на солнце

Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если сосулька упадет?

Дети: разобьется

Воспитатель: Давайте проверим. /роняет/ Значит, она какая?

Дети: хрупкая

Воспитатель: А почему нельзя стоять под крышей во время капели сосулек?

Дети: опасно, упадет на голову

Воспитатель: Правильно, будьте всегда осторожными и внимательными! Ребята, а что происходит с сосульками в тепле? Возьмите сосульку в руку, что вы увидите?

Дети: по сосульке стекают капельки

Воспитатель: Послушайте, как звенят капельки (звук капающих сосулек). Когда на улице тает сразу много сосулек, получается …

Дети: капель

Воспитатель: Конечно, не зря март ещё называют капельником

Вот и третья примета весны (сосульки, капель).

Воспитатель: Давайте поиграем и превратимся в сосульки.

кинизиологическое упражнение «Шаловливые сосульки».

Быстро – быстро покрутились

И в сосульки превратились (дети кружатся)

Шаловливые сосульки

Сели на карниз. (присели)

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз. (смотрят из – под ладони правой руки))

Надоело им свисать

Стали капельки бросать.

(делают соответствующие движения – бросают)

Капля - раз! Капля – два! (Упражнение колечко)

Капли медленно сперва.

Стали капли ударять

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Воспитатель: Какие весёлые сосульки, жаль, что придется с вами попрощаться. Потому что наступил второй месяц весны и он называется?

Дети: Апрель.

II. часть

Воспитатель: А знаете ли вы, что в народе месяц апрель называют – снегогоном,.

В апреле тает снег, журчат весенние ручейки. Можно сказать, что апрель прогоняет снег?

Дети. Да!

Воспитатель: Поэтому апрель – снегогон, он прогоняет снег с земли, превращает в ручейки.

А ещё апрель называют ледоломом (видео слайд)

Лед на реке тоже почувствовал приход весны, хотя все еще кажется крепким. Но это лишь на первый взгляд. Весенний лёд очень коварен и отличается от осеннего и зимнего льда. Осенний лёд под тяжестью человека трещит, предупреждая об опасности, а весенний - напитался талыми водами, побелел, надулся, весь потрескался и не способен выдержать вес человека. Такой лёд в любой момент может рассыпаться под ногами, превратиться в ледяную кашицу. Он вот-вот тронется, поплывёт вниз по течению. Ледоход – захватывающее зрелище, которое привлекает внимание всех людей, независимо от возраста.

Вот и ещё приметы весны (ручьи, ледоход)

Воспитатель: Весенние воды как – будто умывают землю, чтобы она надела наряд из зелёных трав листвы и цветов. Там где первый снег сошёл, появляются первые весенние цветы. Какие?

Дети: подснежники .

Для этого соберите все пальцы вместе и втяни воздух носом, а затем :

— Понюхал, затем медленно и долго подуй на свои ладошки;

— понюхал и коротко выдохни воздух на каждый пальчик;

— понюхал , подул, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдул до конца
весь воздух
.

Воспитатель: как эту примету назовём?

первоцветы

Воспитатель: Ну что нам пора дальше в дорогу. А что это я вижу, кто здесь пробегал? (следы)

У меня в рюкзаке есть карта, она нам поможет узнать, какие животные оставили следы на поляне.

Воспитатель: - Давайте определим, какие животные были на поляне.
Д- Медведи, ежи, барсуки.

Воспитатель: Вот и ещё одну примету весны мы отыскали

записываем.просыпаются животные

Воспитатель: Посмотрите, на эти веточки. Одна веточка без листвы, а на другой, появились признаки весны? Какие?
почки набухли

примета

Воспитатель: В лесу сейчас очень много птиц. Остаются ещё зимующие птицы, и прилетают первые перелётные птицы. (я раздаю картинки птиц)

Дети называют по картинкам птиц (снегирь, свиристель, клёст, грач, скворец, жаворонок)

Как вы думаете на какую веточку надо посадить зимующих птиц? А на какую перелётных?
Д.- (дети рассаживают птиц на ветки)

Воспитатель: Ну, вот и ещё одну примету весны, вы назвали.

птицы прилетели.

III. часть

Воспитатель: За апрелем идёт следующий месяц весны – это …

Дети: Май

Воспитатель: Конечно май, это месяц зелени и цветов. В народе его называли травень, цветень. Как вы думаете почему? (Показываю лоток с пророщенной пшеницей).

Дети:

Воспитатель: Еще в народе май называют «песенником». Вода в реках, озёрах и прудах прогревается, и болотные «Певцы» - лягушки громко квакают, поют «свадебные песни». А им подпевают мохнатые шмели своим жужанием, да юркие комары писком.

Вот мы с вами нашли, приметы весны.

Предлагаю отдохнуть на лесной полянке.

релакс

Воспитатель: как же здесь хорошо, спокойно. Ребята, вам понравился наш поход в лес.

да

Воспитатель: а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия:

Воспитатель: и так, у весны три задачи:

Первая - с зимой побороться. Март с ней справляется?

Вторая – снег согнать, землю и животных разбудить, птиц встретить. Апрель выполняет свою работу?

Третья - землю в зелень одеть. Май землю в зелень одевает, лето ожидает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Весна"

Материал разработан для работы с детьми с ОВЗ на занятиях по развитию речи и прогулках...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Полюбуйся, весна наступает».

Цель: создание условий для развития речи детей посредством включения их в игровую деятельность....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Собери подарки у тайги, а в ответ - природу сбереги" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Формирование  осознанно-правильного отношения к природе родного края.Задачи.Продолжать формировать у детей представления о лесе – тайге как части экосистемы (характерных особенностях ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему " Весна."

Занятие предусмотрено для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему " Мир весны."

Конспект разработан для детей подготовительной к школе группы...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Весна" в средней группе

Цель: расширять представления детей о весне и ее признаках.Задачи:Образовательная:1. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Весна»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромпо теме «Весна»Ознакомление с окружающим миром в первой младшей группепо  теме   « Весна »Задачи:•  Форми...