Конспект занятия
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Титова Анна Николаевна

«Лаборатория профессора Почемучкина»

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект познавательного занятия

для детей среднего возраста

Тема: «Лаборатория профессора Почемучкина»

Воспитатель:

Титова Анна Николаевна

Используемые технологии:

  • технология исследовательской деятельности
  • личностно-ориентированные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Санкт-Петербург

2024

Тема: «Лаборатория профессора Почемучкина»

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

1.Образовательные:

 — учить исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;

— формировать представления детей о свойствах соли в процессе работы с ней.

2.Развивающие:

развивать наблюдательность, познавательный интерес;

— развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;

— умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы в процессе экспериментирования.

 3. Воспитательные: 

— воспитывать усидчивость, аккуратность в работе;

— воспитывать умение соблюдать правила техники безопасности;

— воспитывать интерес и способность работать в коллективе.

Методы и приемы:

— практические: опыты с солью; изобразительная деятельность; физкультминутка.

— наглядные: наблюдение;

— словесные: беседа, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.

 Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций в книгах, экспериментирование с водой, песком, глиной. Работа со схемами.

Материалы к занятию:

Посылка (коробка), мешочек с солью, конверт с письмом от профессора Почемучкина, карточки-схемы – 5 шт, картинка с правилами безопасности в лаборатории, магнитная доска, черный картон- 8 листов, лупа – 8 шт, стеклянные баночки с водой – 9 шт, ложки пластиковые- 8 шт, контейнеры с пищевой солью – 8 шт, яйца – 9 шт, фломастер, поощрительные наклейки-8шт.

Организация детей: групповая.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация перед занятием

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми и веселыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Давайте друг другу улыбнемся.

Дети улыбаются друг другу.

Мотивация

На видном месте стоит коробка (посылка)

- Ребята, посмотрите вокруг. Кто заметил, что изменилось в нашей группе?

-Интересно, что же в этой коробке. Хотите посмотреть?

-Мне тоже очень интересно, что лежит в этой коробке? Посмотрите, в коробке мешочек и письмо. Давайте попробуем догадаться, что же находится в мешочке? Потрогайте, какой он на ощупь? Что же там может быть?

-Может письмо поможет ответить на этот вопрос?

Дети: появилась коробка

 

Ответы детей

Дети трогают мешочек

Ответы детей: песок, крупа, сахар

Проблематизация

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята, это профессор Почемучкин, вы получили посылочку, в которой лежал мешочек с необычным веществом? Сегодня на кухне я нашел это загадочное вещество, а что это за вещество я не могу разобраться. Помогите мне, пожалуйста! А чтобы вам было легко в этом разобраться, я положил в письмо карточки со схемами»

Рассматривают карточки-схемы.

Целеполагание

-Итак, ребята, о чем просит нас профессор?

-А для чего профессор положил нам эти карточки? Посмотрите, здесь на карточках есть цифры. Как вы думаете для чего эти цифры?

Ответы детей:

- разобраться, что это за вещество в мешочках.

-чтобы нам было легче разобраться.

-а цифры, чтобы понять, что первое будем делать, что второе и т.д.

Планирование будущей деятельности

-Как мы можем помочь профессору Почемучкину?

Ребята, а что такое лаборатория?

И кто же работает в лаборатории?

-нам нужно отправиться в лабораторию и рассмотреть (изучить) это вещество.

-это место, где проводят эксперименты и опыты.

-ученые

Реализация плана

Воспитатель:

 -Для того, чтобы отправиться в лабораторию нужно знать определенные правила.

Давайте их вспомним вместе.

Подходят к центру экспериментирования и рассматривают картинку с правилами

-Правила безопасности мы свами повторили, можно отправляться в лабораторию, чтобы провести опыты.

Дети присаживаются за стол. На столе лежит черный картон, контейнер с солью и ложка.

-Ребята, какую карточку возьмем первой?

 (воспитатель вешает на магнитную доску первую карточку)

-Давайте рассмотрим карточку? Как думаете какой у нас будет первый эксперимент?

Опыт №1. «Определение цвета»

Воспитатель:

-Верно. Какого цвета?

-Какой вывод делаем?

-Ребята, какую карточку теперь берем?

Воспитатель вешает карточку на доску

-Что же нарисовано на ней?

-Какой опыт будем делать сейчас?

-Верно, проверим запах?

 

Опыт №2. «Запах соли»

Воспитатель:

- Дети, имеет ли это вещество запах? Попробуйте осторожно понюхать.

-Значит какой делаем вывод?

-Ребята, как вы думаете, следующая карточка с какой цифрой должна быть?

Воспитатель вешает карточку на доску.

-Что нарисовано на этой карточке?

-Какой опыт будем сейчас проводить?

Опыт № 3: «Из чего состоит соль».

Воспитатель:

-Давайте посмотрим в увеличительное стекло, на что похоже наше вещество?

-Все верно ребята, наше вещество состоит из белых кристаллов.

Кристалл – это твердое тело, имеющее форму многогранника.

Какой вывод следует из первого опыта?

 -Ребята, давайте с вами встанем сейчас и немного отдохнем.

Физкультминутка: «Улыбнитесь» (дети врассыпную встают)

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Присаживаются на свои места.

-Ребята, какую карточку берем?

Воспитатель вешает карточку на доску

-Что же нарисовано на ней?

-Какой опыт будем делать сейчас?

Воспитатель ставит на стол всем баночки с теплой водой

Опыт№ 4. «Соль растворяется в воде»

Воспитатель:

- А теперь возьмите ложку, добавьте вещество в стакан с водой, размешайте хорошо.

Что произошло с солью?

Значит соль растворимая. Какая соль?

-Делаем из этого какой вывод?

-Ребята догадались, что за вещество у нас в мешочках?

(если дети не догадались: загадать загадку: Этот белый минерал,
                 Он на кухне генерал.
                 Без него супы и каша,
                 Не понравятся нам даже)

Берут 5 карточку, на ней ничего нет, только цифра.

-Ребята, смотрите карточка пустая. Профессор Почемучкин не успел дорисовать. И какой же эксперимент теперь делать?

-Вы знаете, ребята, я знаю один опыт с солью и яйцом. Хотите я вам покажу его?

Опыт№ 5 «Плавающее яйцо».

-Опустим в воду яйцо, что с ним произошло?  Почему?

-Правильно, яйцо тяжелое, а тяжелые предметы в воде тонут.

Знаете, что нам нужно сделать, чтобы вода стала тяжелее?

Нужно растворить много соли и опустить туда наше яйцо. Оно будет плавать на поверхности.

Растворяют 3 ложки соли в стакане.

-Ребята, почему яйцо не утонуло?

В пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.

Воспитатель вешает карточку на доску и зарисовывает опыт

-Давайте теперь зарисуем схему. Что будем изображать на схеме?

-Давайте теперь с вами подойдем к доске и вспомним, что мы сегодня с вами делали? Какое вещество изучали сегодня?

Дети повторяют правила:

- на столах ничего не трогать без разрешения воспитателя;

- не кричать, не мешать работать другим детям;

- не пробовать на вкус;

- аккуратно обращаться с оборудованием;

- опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

-с цифрой 1

-узнать цвет

-белого

-вещество белого цвета

-с цифрой 2

-нос

-нюхать

- без запаха

-у вещества нет запаха

-цифра 2

-Ложка, лист и лупа

-Смотреть под лупой

-Похоже на порошок, песок, крупу, муку, манку, оно похоже на кусочки льда, стекло

-наше вещество состоит из белых кристаллов.

-с цифрой 4

-баночка с водой и ложка

-нужно добавить в воду и размешать

-соль исчезла, растворилась

 -растворимая

-соль растворяется в воде

-это соль

-да

- утонуло. Яйцо тяжелое.

-нет

Ответы детей

-яйцо стало легче

Стакан с водой, плавающее яйцо

-соль

-соль состоит из кристаллов, имеет белый цвет, не пахнет и растворяется в воде. 

Рефлексия

-Как вы думаете, а соль полезна или вредна?

-Да вредна, если в большом количестве ее употреблять. А если добавлять немного соли в свою еду, то она полезна, потому что содержит минеральное вещество.

-А для чего нам нужна соль?

-Как вы думаете у нас получилось помочь профессору Почемучкину?

-Что было вам трудно?

-А что было легко?

-Что вам большего всего запомнилось из сегодняшнего занятия?

-Что вы расскажите родителям сегодня?

-Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов.

Награждение детей наклейками за проделанную работу, за старания.

-Вредна

 -ответы детей

(Чтобы консервировать овощи, чтобы использовать в медицине, чтобы посалить суп, чтобы посыпать дорожки зимой)

-получилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...