Проект «Путешествие в страну добрых слов»
проект по окружающему миру (младшая группа)

В современном мире всё чаще наблюдается дефицит доброжелательного общения: взрослые нередко забывают о вежливых словах в суете будней, а дети, подражая им, не осваивают культуру речевого этикета естественным путём.

У детей 3–4 лет активно формируется коммуникативная сфера: они учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и желания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobrye_slova_2ml_gr.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Республика Бурятия

Проект «Путешествие в страну добрых слов»

Вторая младшая группа

Воспитатели: Кашина Е.А.- воспитатель

                                                                высшей квалификационной категории

с. Кабанск

2025г.


Проект «Путешествие в страну добрых слов» (вторая младшая группа)

1. Актуальность проекта

В современном мире всё чаще наблюдается дефицит доброжелательного общения: взрослые нередко забывают о вежливых словах в суете будней, а дети, подражая им, не осваивают культуру речевого этикета естественным путём.

У детей 3–4 лет активно формируется коммуникативная сфера: они учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и желания. Однако без целенаправленного педагогического сопровождения малыши могут:

  • не знать базовых вежливых слов («спасибо», «пожалуйста», «извините»);
  • испытывать трудности в выражении просьб и благодарности;
  • проявлять агрессию или замкнутость из-за неумения договариваться.

Проект помогает заложить основы нравственного развития через освоение «волшебного языка» добрых слов, что способствует:

  • гармонизации общения в группе;
  • формированию позитивного самоощущения ребёнка;
  • развитию эмпатии и уважения к окружающим.

2. Проблема

Многие дети второй младшей группы:

  • редко используют вежливые слова в повседневной речи;
  • не осознают ценность доброго слова для общения;
  • затрудняются подбирать подходящие выражения в разных ситуациях (приветствие, просьба, благодарность, извинение).

При этом родители зачастую не уделяют должного внимания формированию речевого этикета, считая, что ребёнок «сам научится» с возрастом.

3. Гипотеза

Если в образовательном процессе:

  • создать игровую среду, где добрые слова становятся «волшебными ключами» к решению задач;
  • систематически включать вежливые слова в повседневное общение;
  • вовлечь родителей в закрепление навыков вежливости дома,

то у детей второй младшей группы:

  • расширится активный словарь вежливых слов;
  • повысится осознанность в их использовании;
  • улучшатся навыки доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4. Цель проекта

Сформировать у детей 3–4 лет представление о добрых (вежливых) словах как важном средстве общения, развить желание использовать их в повседневной жизни.

5. Задачи

Образовательные:

  • познакомить с базовыми вежливыми словами («здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания»);
  • учить употреблять их в соответствующих ситуациях;
  • формировать понимание, что добрые слова делают общение приятным.

Развивающие:

  • развивать речевую активность и словарный запас;
  • совершенствовать диалогическую речь (умение отвечать на вопросы, задавать просьбы);
  • стимулировать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность и уважение к окружающим;
  • побуждать к проявлению заботы через слово и действие;
  • формировать привычку говорить вежливо.

6. Участники проекта

  • дети второй младшей группы (3–4 года);
  • воспитатели;
  • родители воспитанников.

7. Сроки реализации

Краткосрочный проект: 3–4 недели.

8. Формы работы

С детьми:

  • игровые ситуации («Волшебный микрофон», «Подарок для друга»);
  • беседы о добрых словах и поступках;
  • чтение художественной литературы (сказки, стихи о вежливости);
  • пальчиковые и речевые игры;
  • инсценировки коротких сюжетов;
  • рисование «Моё доброе слово»;
  • прослушивание песен о дружбе и доброте.

С родителями:

  • консультации «Как научить ребёнка говорить „спасибо“»;
  • памятки «Вежливые слова для малышей»;
  • совместное создание «Книги добрых слов» (дети и родители вписывают/вклеивают слова и рисунки);
  • фотовыставка «Мы говорим вежливо».

9. Этапы реализации

Подготовительный (1 неделя):

  • диагностика речевого этикета детей (наблюдение, беседы);
  • подбор методического материала;
  • информирование родителей о проекте;
  • создание предметно-развивающей среды (уголок «Страна добрых слов»).

Основной (2 недели):

  • проведение занятий и игр по теме;
  • ежедневное включение вежливых слов в режимные моменты;
  • творческая деятельность (рисование, аппликация);
  • взаимодействие с родителями (консультации, домашние задания).

Заключительный (1 неделя):

  • итоговое мероприятие «Праздник добрых слов» (развлечение с элементами театрализации);
  • презентация «Книги добрых слов»;
  • анализ результатов, рефлексия.

10. Ожидаемые результаты

У детей:

  • знают и используют 5–7 базовых вежливых слов;
  • применяют добрые слова в играх и повседневном общении;
  • проявляют доброжелательность в контактах со сверстниками;
  • понимают связь между словом и эмоциональным откликом собеседника.

У родителей:

  • повысилась осознанность в формировании речевого этикета у ребёнка;
  • появились практические приёмы закрепления вежливых слов дома.

У педагогов:

  • обогащён методический банк игр и занятий по нравственно-речевому развитию;
  • налажено партнёрское взаимодействие с семьями.

11. Критерии оценки эффективности

  • наблюдение за использованием вежливых слов в свободной деятельности;
  • анализ активности детей в тематических играх;
  • отзывы родителей о изменениях в речевом поведении ребёнка;
  • продуктивная деятельность (рисунки, поделки на тему доброты).

12. Продуктами проекта станут

  • «Книга добрых слов» (совместное творчество детей и родителей);
  • фотоколлаж «Мы говорим вежливо»;
  • картотека игр и упражнений по теме;
  • памятки для родителей.

13. Материально-техническое обеспечение

  • художественная литература о доброте и вежливости;
  • картинки и плакаты с изображением вежливых ситуаций;
  • атрибуты для игр (микрофон, «волшебные» предметы);
  • материалы для творчества (бумага, краски, клей, ножницы);
  • аудиозаписи песен о дружбе и доброте.

14. Список литературы

  1. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей»: методическое пособие.
  2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
  3. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду»: программа и методические рекомендации.
  4. Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика»: учебное пособие.
  5. Петрова В. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».
  6. Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников».
  7. Стихи и сказки о доброте и вежливости (К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну добрых слов

Программное содержание: Раскрыть детям значение некоторых форм этикета, сформировать у них представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими. Познакомить детей с тем, как можно слов...

«Путешествие в страну «Добрых слов»

Цель: формирование этикета речи у детей 3-4 лет....

Конспект занятия-путешествия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Путешествие в страну добрых слов»

Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ОНР на тему «Путешествие в Страну добрых слов»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ОНР на тему «Путешествие в Страну добрых слов»...

Мини-проект «Путешествие в страну вежливых слов» (для детей старшей группы)

Мини-проект «Путешествие в страну вежливых слов»(для детей старшей группы)...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с обучающимися старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья на тему «Путешествие в страну Добрых и Вежливых слов»

Цель: формирование знаний о доброте, вежливости у обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (5-7 лет), посредством стимуляции речевой активности. ....

Мини-проект «Путешествие в страну вежливых слов»

Мини-проект «Путешествие в страну вежливых слов»...