Проект «Путешествие в страну добрых слов»
проект по окружающему миру (младшая группа)
В современном мире всё чаще наблюдается дефицит доброжелательного общения: взрослые нередко забывают о вежливых словах в суете будней, а дети, подражая им, не осваивают культуру речевого этикета естественным путём.
У детей 3–4 лет активно формируется коммуникативная сфера: они учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и желания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Республика Бурятия
Проект «Путешествие в страну добрых слов»
Вторая младшая группа
Воспитатели: Кашина Е.А.- воспитатель
высшей квалификационной категории
с. Кабанск
2025г.
Проект «Путешествие в страну добрых слов» (вторая младшая группа)
1. Актуальность проекта
В современном мире всё чаще наблюдается дефицит доброжелательного общения: взрослые нередко забывают о вежливых словах в суете будней, а дети, подражая им, не осваивают культуру речевого этикета естественным путём.
У детей 3–4 лет активно формируется коммуникативная сфера: они учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и желания. Однако без целенаправленного педагогического сопровождения малыши могут:
- не знать базовых вежливых слов («спасибо», «пожалуйста», «извините»);
- испытывать трудности в выражении просьб и благодарности;
- проявлять агрессию или замкнутость из-за неумения договариваться.
Проект помогает заложить основы нравственного развития через освоение «волшебного языка» добрых слов, что способствует:
- гармонизации общения в группе;
- формированию позитивного самоощущения ребёнка;
- развитию эмпатии и уважения к окружающим.
2. Проблема
Многие дети второй младшей группы:
- редко используют вежливые слова в повседневной речи;
- не осознают ценность доброго слова для общения;
- затрудняются подбирать подходящие выражения в разных ситуациях (приветствие, просьба, благодарность, извинение).
При этом родители зачастую не уделяют должного внимания формированию речевого этикета, считая, что ребёнок «сам научится» с возрастом.
3. Гипотеза
Если в образовательном процессе:
- создать игровую среду, где добрые слова становятся «волшебными ключами» к решению задач;
- систематически включать вежливые слова в повседневное общение;
- вовлечь родителей в закрепление навыков вежливости дома,
то у детей второй младшей группы:
- расширится активный словарь вежливых слов;
- повысится осознанность в их использовании;
- улучшатся навыки доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
4. Цель проекта
Сформировать у детей 3–4 лет представление о добрых (вежливых) словах как важном средстве общения, развить желание использовать их в повседневной жизни.
5. Задачи
Образовательные:
- познакомить с базовыми вежливыми словами («здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания»);
- учить употреблять их в соответствующих ситуациях;
- формировать понимание, что добрые слова делают общение приятным.
Развивающие:
- развивать речевую активность и словарный запас;
- совершенствовать диалогическую речь (умение отвечать на вопросы, задавать просьбы);
- стимулировать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность и уважение к окружающим;
- побуждать к проявлению заботы через слово и действие;
- формировать привычку говорить вежливо.
6. Участники проекта
- дети второй младшей группы (3–4 года);
- воспитатели;
- родители воспитанников.
7. Сроки реализации
Краткосрочный проект: 3–4 недели.
8. Формы работы
С детьми:
- игровые ситуации («Волшебный микрофон», «Подарок для друга»);
- беседы о добрых словах и поступках;
- чтение художественной литературы (сказки, стихи о вежливости);
- пальчиковые и речевые игры;
- инсценировки коротких сюжетов;
- рисование «Моё доброе слово»;
- прослушивание песен о дружбе и доброте.
С родителями:
- консультации «Как научить ребёнка говорить „спасибо“»;
- памятки «Вежливые слова для малышей»;
- совместное создание «Книги добрых слов» (дети и родители вписывают/вклеивают слова и рисунки);
- фотовыставка «Мы говорим вежливо».
9. Этапы реализации
Подготовительный (1 неделя):
- диагностика речевого этикета детей (наблюдение, беседы);
- подбор методического материала;
- информирование родителей о проекте;
- создание предметно-развивающей среды (уголок «Страна добрых слов»).
Основной (2 недели):
- проведение занятий и игр по теме;
- ежедневное включение вежливых слов в режимные моменты;
- творческая деятельность (рисование, аппликация);
- взаимодействие с родителями (консультации, домашние задания).
Заключительный (1 неделя):
- итоговое мероприятие «Праздник добрых слов» (развлечение с элементами театрализации);
- презентация «Книги добрых слов»;
- анализ результатов, рефлексия.
10. Ожидаемые результаты
У детей:
- знают и используют 5–7 базовых вежливых слов;
- применяют добрые слова в играх и повседневном общении;
- проявляют доброжелательность в контактах со сверстниками;
- понимают связь между словом и эмоциональным откликом собеседника.
У родителей:
- повысилась осознанность в формировании речевого этикета у ребёнка;
- появились практические приёмы закрепления вежливых слов дома.
У педагогов:
- обогащён методический банк игр и занятий по нравственно-речевому развитию;
- налажено партнёрское взаимодействие с семьями.
11. Критерии оценки эффективности
- наблюдение за использованием вежливых слов в свободной деятельности;
- анализ активности детей в тематических играх;
- отзывы родителей о изменениях в речевом поведении ребёнка;
- продуктивная деятельность (рисунки, поделки на тему доброты).
12. Продуктами проекта станут
- «Книга добрых слов» (совместное творчество детей и родителей);
- фотоколлаж «Мы говорим вежливо»;
- картотека игр и упражнений по теме;
- памятки для родителей.
13. Материально-техническое обеспечение
- художественная литература о доброте и вежливости;
- картинки и плакаты с изображением вежливых ситуаций;
- атрибуты для игр (микрофон, «волшебные» предметы);
- материалы для творчества (бумага, краски, клей, ножницы);
- аудиозаписи песен о дружбе и доброте.
14. Список литературы
- Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей»: методическое пособие.
- Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
- Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду»: программа и методические рекомендации.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика»: учебное пособие.
- Петрова В. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».
- Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников».
- Стихи и сказки о доброте и вежливости (К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну добрых слов
Программное содержание: Раскрыть детям значение некоторых форм этикета, сформировать у них представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими. Познакомить детей с тем, как можно слов...
«Путешествие в страну «Добрых слов»
Цель: формирование этикета речи у детей 3-4 лет....

Конспект занятия-путешествия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Путешествие в страну добрых слов»
Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ОНР на тему «Путешествие в Страну добрых слов»
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ОНР на тему «Путешествие в Страну добрых слов»...

Мини-проект «Путешествие в страну вежливых слов» (для детей старшей группы)
Мини-проект «Путешествие в страну вежливых слов»(для детей старшей группы)...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с обучающимися старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья на тему «Путешествие в страну Добрых и Вежливых слов»
Цель: формирование знаний о доброте, вежливости у обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (5-7 лет), посредством стимуляции речевой активности. ....

Мини-проект «Путешествие в страну вежливых слов»
Мини-проект «Путешествие в страну вежливых слов»...