Конспект занятия «Путешествие по городу Барнаулу» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Яцинович Татьяна Ивановна

Занятие - экскурсия по родному городу Барнаулу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_ekskursiya_po_gorodu_barnaul.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие по городу Барнаулу» в старшей группе.

Цель: Создание условий для формирования интереса дошкольников к архитектуре родного города, накопления необходимого запаса зрительных впечатлений и образов.

Задачи:

- Создать условия для знакомства детей с архитектурой прошлого и настоящего города, в котором мы живем.

- Побуждать детей видеть прекрасное вокруг себя. Рассказывать о своем городе, про любимые места: улицы, парки, площади, здания.

- Совершенствовать умение находить в архитектуре города различия и сходства.

- Уточнить, и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии и т. д.).

- Вспомнить с детьми понятия – архитектор, архитектура.

- Рассказать о работе архитектора, показывая на практике (экскурсия по городу).

Предварительная работа:

Создание альбома «Архитектура города Барнаула» Рассматривание иллюстраций фотографий с изображением города в различное время суток. Создание альбома «Архитектурный словарь». Оформление композиции «Красивые здания нашего города». Составление цветовой композиции «Наш город». Рисование «Город Барнаул в будущем», подбор палитры для рисунков районов старого города и новостроек.

Ход занятия

I. Вводная часть (организационный момент)

— Доброе утро, солнце! (дети поднимают руки, затем опускают)

— Доброе утро, небо! (дети поднимают руки, слегка разводя в стороны)

— Доброе утро, всем нам! (дети прикладывают руки к груди)

II. Основная часть занятия

Воспитатель: Ребята, представляете, строители делали ремонт старого здания, и нашли среди кирпичей письмо, которое написали дети (наши прадедушки, прабабушки, они жили много лет назад в нашем городе.

Ребята, как называется город, в котором мы живём?

Дети: Мы живем в городе Барнауле.

Воспитатель:- А наш город сразу стал таким красивым и удобным?

Воспитатель:- А сейчас мы прочитаем письмо, и узнаем, насколько мы правы.

Здравствуйте, ребята! Нам хочется рассказать, как возник город Барнаул. Конечно, сначала в этой местности был только лес, и протекала река, затем приехал Горнозаводчик Акинфий Демидов и решил построить медеплавильный завод. На этом заводе трудилось много, много людей. Им где-то нужно было жить, и стали строить дома, так как лесов много сначала строили деревянные дома, затем, была необходимость построить больницы, школы, магазины и для этого обратились к архитекторам за помощью.

Воспитатель:- А вы знаете кто такой архитектор?

Дети: Архитектор — это мастер, который занимается проектированием домов, городов, сёл. (Прежде чем здание начнут строить строители, архитекторы разрабатывают его чертеж – рисунок из тонких линий).

Архитекторы проектировали разные здания, такое как филармония и наши родители не только работали, но и в свободное время отдыхали, слушая, как играют на разных музыкальных инструментах. Так наш город постепенно застраивался, менялся из года в год, и становился еще красивее.

Теперь и вы будете знать, как возник наш город. До свидания!

Воспитатель:- Вам город нравится?

- Чем он вам нравится?

Воспитатель:- Действительно, Барнаул – очень красивый город, в нем столько замечательных, красивых зданий. (театры, музеи, магазины, школы)

Воспитатель:- А кто же строил эти здания? (Строители).

Воспитатель: А что такое архитектура?

Дети: Архитектура – это искусство проектировать, и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки – дома, магазины, дворцы культуры, школы и т. д. А для того чтобы построить дом или любое другое здание, нужно сделать проект здания.

Воспитатель: В нашем городе все дома и здания одинаковые по архитектуре. Как вы думаете, что это значит?

Дети: Все здания разные по величине, цвету, расположению частей, т. е. по архитектуре. Они все разные по своему назначению и строению.

Дети: они должны быть прочными, красивыми, полезными.

Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?

Дети: фундамент, крыша, стены, окна, двери.

Воспитатель: А чем отличаются сооружения друг от друга? (колоннами, балконами, решётками, арками, различной формы окнами и дверью, шпилями на крыше).

Посмотрите внимательно на данные здания, что можете сказать, сравнив их. Для чего предназначены, и чем отличаются друг от друга.

Немножко отдохнем

Физминутка на тему «Дом»

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)

Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)

Будет жить в нем старый гном. (Приседают)

Воспитатель:- Я вам предлагаю совершить путешествие по современному нашему городу!

Воспитатель:- Рассаживайтесь поудобнее, отправляемся. У нас будут экскурсоводы, которые расскажут, что удивительного есть в нашем городе.

Первая остановка.

Экскурсовод: - «Дорогие жители и гости нашего города, мы рассматриваем одну из площадей города Барнаула – Демидовская площадь».

История площади, расположенной в историческом центре, очень интересна. Именно стараниям архитекторов – А. И. Молчанова, Л. И. Иванова и Я. Н. Попова в начале 19 века в Барнауле появился замечательный архитектурный ансамбль – Демидовская площадь. Архитектурный ансамбль состоит из здания Горного училища, где учеников учили горному делу. Горного госпиталя и заводской богадельни с церковью Дмитрия Ростовского. А Столп, установленный здесь, стал своеобразным подарком городу в честь 100-летия горного дела на Алтае. После того, как на площади появился обелиск с портретом А. Н. Демидова, она стала называться Демидовской. Здания сохранились практически в неизменном виде до наших дней. В народе Демидовскую площадь прозвали «уголком Петербурга». И тому есть причины. Ее создатели учились у знаменитых петербургских архитекторов, и фактически застраивали этот уголок Барнаула по петербургскому образцу, о чем свидетельствует портик с колоннами и массивный треугольный фронтон.

Вторая остановка.

Экскурсовод: - Магазин «Красный» — памятник архитектуры начала XX века в Барнауле.

Здание построено в 1911 году купцом Иваном Ивановичем Поляковым на Московском проспекте (сейчас — проспект Ленина, 14) как часть большого комплекса складских, торговых и жилых помещений.

Магазин облицован красным кирпичом, откуда и появилось его название. С архитектурной точки зрения здание — гармоничная композиция фасада с мотивами национального русского стиля в декоре, орнамент из фигурного кирпича и детали из кованого металла. Уличные фасады украшены шатровыми башенками, дворовые фасады оставлены в виде глухих стен без архитектурного убранства. Во двор магазина вели кирпичные ворота с декоративными башенками, которые сохранились до сих пор.

Первый владелец здания – барнаульский купец 1-й гильдии Иван Иванович Поляков (родился в 1862 году, торговал чаем и сахаром, занимался овчинно-шубным производством.

Интересные факт: Рассказывают, что во время пожара 1917 года люди выносили со складов магазина дорогие ковры и матрасы и, намочив, «укрывали» ими здание. Благодаря этому дом удалось спасти.

- «Наше путешествие продолжается!»

Третья остановка. Дом Народного творчества

Канцелярия Колывано-Воскресенских заводов на ул. Ползунова, 41, построенная в конце XVIII века (точная дата неизвестна) по проекту архитектора А. И. Молчанова, - симметричное устройство фасада, монументальность, строгие геометрические формы, без излишних украшений. На вершине, в центральной части здания, архитектор разместил восьмигранную часовую башню с колоколом, который отсчитывал время начала, и конца рабочей смены. В разные времена в заводской канцелярии трудились многие выдающиеся люди города. Например, в этом здании, точнее в его деревянном предшественнике, располагавшемся на том же месте, работал знаменитый изобретатель парового двигателя Иван Ползунов.

Четвертая остановка.

На мультимедийной установке пустой слайд.

- «Ребята, мы видим пустое, незастроенное поле, но вы, ребята, не расстраивайтесь, что здесь ничего нет. У нас ведь путешествие необычное. И я вам предлагаю стать архитекторами и придумать свой город будущего. У вас на столах есть все необходимое, чтобы построить дома, театры, музеи, храмы, из которых и будет состоять ваш город».

III. Заключительная часть занятия

- «Приступайте к работе».

После окончания работы каждый ребенок наклеивает свое здание на ватман бумаги и рассказывает, что он построил.

- «Замечательный город получился у вас, ребята. Еще красивее станет наш Барнаул.

Рефлексия:

- Что нового вы узнали о родном городе Барнаул?

- Что вы хотели бы внести в архитектуру города Барнаул?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " путешествие в сказку" для детей старшей группы.

Конспект занятия с применением ИКТ для детей старшей группы "Путешествие в сказку"...

Конспект занятия «Путешествие в страну музыкальных звуков» старшая группа

Цель:- формировать знания детей о видах звуков, музыкальной грамоте.-развивать музыкальные способности посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах.- воспитывать любовь к муз...

конспект занятия "Путешествие в сказочную страну - Театр" старшая группа

Занятие подготовлено с элементами театрализованной деятельности для старшей возрастной группы...

Конспект занятия « Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» ( старшая группа)

Задачи : Образовательные .Актуализировать знания детей о  порядковом счете.Дать возможность применить на практике полученные знания о геометрических фигурах , упражнять в ориентации в пространств...

Конспект занятия «Путешествие в страну сказок» в старшей группе по развитию речи

Конспект занятия «Путешествие в страну сказок» в старшей группе по развитию речиКонспект занятия «Путешествие в страну сказок» в старшей группе по развитию речиПутешествие в ст...

Конспект занятия "Улицы моего города" для детей старшей группы

Задачи:Ø  Закреплять знания детей о малой родине, о  названиях улиц города;Ø  Формировать представления, что в названиях улиц содержится история города;Воспитывать интерес к разгадывани...