Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Баймухамедова Александра Алексеевна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zayachiy_ostrov_2025.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

НОД

 в старшей логогруппе

по познавательному развитию

на тему: «Заячий остров»

Составитель: воспитатель высшей

квалификационной категории

Баймухамедова А.А.

Санкт-Петербург

2025 год


Цель: продолжать знакомить детей с историей возникновения родного города.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать представления детей об истории возникновения города Санкт-Петербург;

-

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к изучению исторических и архитектурных достопримечательностей города;

- расширять представления детей о символах родного города.

Воспитательные:

- воспитывать патриотическое чувство;

- воспитывать бережное отношение к культурному наследию Санкт-Петербурга;

- вызвать желание побывать в крепости.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, технологии сотрудничества, ИКТ-технологии.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»;

«Физическое развитие».

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, музыкальная.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор или телевизор, флешка, картонная игрушка-Чижик-Пыжик, карта Петропавловской крепости формата А3, и карта Островов Спб, макеты гербов Спб, маркеры, , музыкальная колонка, треуголка Петра I, аудиозапись Петербург – гордая белая птица.

Ход НОД.

Воспитатель: - ребята, к нам опять прилетел наш проводник по городу – Чижик-пыжик. И сегодня он нам принес флешку. А я знаю, что на ней.

В эту субботу мы с Чижиком-Пыжиком встретились в очень интересном месте. Хотите посмотреть, где мы были?

Показ видеоролика про Заячий остров.

Воспитатель: - Ребята, вы узнали, что это за остров? (ответы детей)

Наш город построен на островах, Заячий остров самый маленький остров. Раньше было 101 остров, а сейчас 42. (показ карты с островами). Какие вы знаете острова нашего города? (ответы детей) - Чем окружен Заячий остров?  - Что построено на этом острове? (ответы детей).

Воспитатель: - Петропавловская крепость – это особенный памятник Санкт-Петербурга. Это место, с которого начинался Санкт-Петербург. Когда-то здесь были непроходимые болота.

Согласно одной легенде, в то время, когда только начиналось строительство Петропавловской крепости на Заячьем острове, обитающие там зайцы, испуганные звуками стучащих топоров, разбегались в разные стороны. И вот как-то раз, один маленький трусливый зайка, убегая случайно угодил одному человеку прямо в сапог. Кто это за человек? Мы узнаем, после секретного задания.

Эскизный набросок Петра I - «Секретное задание».

Поэтапное рисование портрета Петра I.

Воспитатель: По одной из версий - спасающийся заяц, прыгнул на сапог Петру I, сразу, когда тот сошёл на берег из причалившей к острову лодки. После этого случая Пётр I стал именовать остров Заячьим. - Ребята, а кто такой Петр I? (ответы детей).  

Петр I основатель нашего города. Благодаря ему мы живем в самом красивом и замечательном городе. Петр первый был влюблен в эти земли. И хотел построил здесь замечательный город. Все началось со строительства Петропавловской крепости. Петропавловская крепость – это сердце Петербурга, как Москва – сердце России! Раньше крепость фактически была городом, потому что, в ней были и жилые дома, аптеки и первый гостиный двор, и Петропавловский собор.

Просмотр видеоролика.

Воспитатель: вот на таком острове ребята, я гуляла в эти выходные.  Чижик-Пыжик спасибо, что помог снять это видео для моих ребят.

Нейрогимнастика «Ну-ка зайка быстро убегай-ка».

Цель: активизация мыслительной активности головного мозга, развитие мелкой моторики пальцев.

Дидактическая игра «Собери крепость».

Цель: развитие у детей внимания, мышления, зрительной памяти.

Воспитатель: - сейчас я всем вам раздам разрезанные картинки — это схема Петропавловской крепости. Нужно будет посмотреть на свои кусочки и собрать из них одну. (Давайте вспомним наш девиз)

Воспитатель: - Молодцы! Это схема Петропавловской крепости. Для лучшей боеспособности военной крепости было сооружено шесть бастионов, соединенных между собой мощными стенами (куртинами). Так получилось, что Петропавловская крепость никогда не участвовала в боевых действиях.

Игра: «По болоту Петр шел». С помощью считалки (100 чудес!) выбираем Петра I.

Ход игры: По болоту Петр шел (ходят по кругу)

Остров Заячий нашел (стоят и глядят из-под руки козырьком)

Он собрал рабочий люд (созывают левой и правой руками)

И построил крепость тут (руки перед собой, согнутые в локтях, ставят одну над другой, как бы «строят»)

Крепость новая стоит (руками изображают крышу над голой)

Пушками врагам грозит (машут кулаками над головой)

Бам-бам-бам-бам (бьют пальцами как барабанными палочками)

Не осталось зайцев там (руки разводят в стороны)

Зайки пушек испугались, по кусточкам разбежались (прыгают по кругу как зайчики)

ОЙ! (присесть на корточки и застыть). Петр I собирает не притихших зайчиков.

Воспитатель: - как у каждого города, у нашего города Санкт-Петербурга есть свой герб. В Петербурге есть два герба, праздничный и малый герб. (показ фото гербов). Что такое герб? (Ответы детей).

Дидактическая игра: «Герб-макет».

Цель: закрепить представления детей о гербе родного города.

Воспитатель: сейчас вы разделитесь на команды с помощью карточек, на которых изображен герб Спб. Какой герб вам попадется, такой герб вы и будете собирать. Ваша задача из элементов лежащих на столе собрать герб Спб.

Воспитатель: - Что означают эти якоря? Где можно увидеть герб СПб? Скипетр – символ российской власти. Два серебряных якоря, морской и речной – наш город имеет два порта морской и речной. Императорская корона и Андреевская лента обозначают принадлежность к Российскому государству.

Рефлексия: 

- Что вам больше всего запомнилось? Понравилось? Что узнали нового? На каком острове стоит Петропавловская крепость? А вы бы хотели поехать на Заячий остров? Для чего нужна была Петропавловская крепость? Главные символы нашего города? Какие гербы нашего города вы знаете? (ответы детей).

Ребята вы такие молодцы! Мне с вами было очень весело и интересно!

Используемая литература и интернет-источники:

  1.  Галина Алифанова: Петербурговедение для малышей. От 3 до 7 лет.
  2. И.Н.Панасенко: формирование нравственных ценностей и патриотических чувств.
  3. Н.А.Гурьева: Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство.
  4. https://russo-travel.ru/landmark/sankt-peterburg/bastiony-i-raveliny-petropavlovskoy-kreposti/ © Путеводитель по России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...