Экономическое воспитание дошкольников
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Сироткина Наталья Александровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekon.gr_-_kopiya.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Экономическое воспитание дошкольников»

Актуальность: 

       Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

    Сегодня  каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,  вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества. 

Цель:  Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Задачи: 

-Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности;

-Расширение экономический кругозор и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность;

- Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

- Способствование формированию  представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Новшество опыта заключается в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем.  В своей группе мы создали такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогали каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование…

Этапы изучения темы:

Первый этап. Теоретический этап. Изучение методической литературы.

  1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
  3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
  4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
  5. Интернет ресурсы. Изучение статей в журналах. Воспитатель ДОУ, Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду, Обруч.

Второй этап. Практический. Осуществление деятельности по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс, решение организационных вопросов, разработка  проекта на год, мастер-классов по работе с детьми, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

- Проведение диагностики детей.

-Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

-Составление серии занятий для дошкольников.

-Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации осуществление деятельности по внедрению финансовой грамотности детей.

-Конспекты занятий.

Диагностика уровня знаний детей по теме:

«Экономическое образование и воспитание детей в условиях игровой деятельности»

Старшая группа «АБВГДейка»  23человека.

Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.

Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью воспитателя.

Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется.

Критерии

Уровень

Начало года

Конец года

Кол-

во      

       %

Кол-

во

           %

Потребности

Что необходимо человеку для жизни?

высокий

1

4%

5

22%

средний

3

13%

5

22%

низкий

19

83%

13

56%

В чем нуждается семья, в которой ты живешь?

высокий

1

4%

4

17%

средний

8

35%

9

39%

низкий

14

61%

10

44%

Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?

высокий

0

0%

3

13%

средний

0

0%

4

17%

низкий

23

100%

16

70%

Труд

Кем и где работают твои родители?

высокий

4

17%

7

30%

средний

5

22%

6

26%

низкий

14

61%

10

44%

Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?

высокий

6

26%

10

44%

средний

7

30%

5

22%

низкий

10

44%

8

34%

На что тратят деньги в твоей семье?

высокий

6

26%

8

35%

средний

8

35%

9

39%

низкий

9

39%

6

26%

Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?

высокий

6

26%

10

44%

средний

8

35%

9

39%

низкий

9

39%

4

17%

Товар

Каким одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазинах?

высокий

0

0%

4

17%

средний

2

9%

5

22%

низкий

21

91%

14

61%

Где люди приобретают товары?

высокий

4

17%

8

35%

средний

5

22%

10

44%

низкий

14

61%

5

21%

Как люди приобретают товар?

высокий

5

22%

10

44%

средний

7

30%

9

39%

низкий

11

48%

4

17%

Что означают цифры рядом с товаром?

высокий

9

39%

14

61%

средний

4

17%

4

17%

низкий

10

44%

5

22%

Деньги

С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?

высокий

10

43%

14

61%

средний

8

35%

7

30%

низкий

5

22%

2

9%

Все ли можно купить за деньги?

высокий

1

4%

9

39%

средний

1

4%

5

22%

низкий

21

92%

9

39%

Откуда берутся деньги для покупки того, что нужно человеку?

высокий

8

35%

14

61%

средний

8

35%

9

39%

низкий

7

30%

0

0%

Итоговый результат

высокий

4

17%

9

39%

средний

5

22%

6

26%

низкий

14

61%

8

35%

Уровень развития

Начало уч. года

Конец уч. года

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий уровень развития

4

17%

9

39%

Средний уровень развития

5

22%

6

26%

Низкий уровень развития

14

61%

8

35%

В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 22 % (5 детей), а детей с низким уровнем развития снизилось на 26% (6 детей). Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.

Заключение.

По завершению проекта дети могут:

- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий.

 - Дети обладают навыками   финансового поведения.

- Приобрели первичный экономический опыт, ориентируется в экономических понятиях (бюджет, деньги, доход, зарплата, расходы, долг, сбережения, накопления,  цена, банк, кредит, вклад, проценты, деньги, монеты, купюры, благотворительность, бартер,  лотерея, аукцион, займы, оценщик, договор и т.д.

- Проявляют познавательную активность в совместной игровой деятельности.

Реализуя задачи педагогического опыта разработаны информационные листы экономической направленности (памятки, рекомендации, советы, консультации). Результатом проводимой работы явилась положительная динамика формирования основ экономического воспитания детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов и реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Повысился интерес детей к играм экономического содержания, что подтверждает эффективность использования методов и приёмов в формировании экономического воспитания.

В дальнейшем также планируется работа по этому направлению. Будет продолжаться оснащение предметно-развивающей среды атрибутами для новых сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

экономическое воспитание дошкольников

непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Именноо в этот период преобретается опыт ориентировки детей в элементарных явлениях...

Выступление на педсовете на тему"Экономическое воспитание дошкольников на примере сказочных героев ."

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. У сказки множество функций:• сказка помогает реализовать ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Конспект образовательной деятельностив старшей группе.Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»Воспитатель:  Гладкова   Любовь ИвановнаМАДОУ – ЦРР-Д/С №14Краснодарский край г....

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее...

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...