Коррекционно-развивающий тренинг "Дружная 7-я"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослями происходит формирование личности. Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, учится любить, прощать, радоваться, сочувствовать. Предложенный вариант тренинга направлен на сближение двух миров - столь близких, взаимосвязанных, но не всегда мирно сосуществующих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kor.zan_._druzhnaya_7ya.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14 «Солнышко»

Коррекционно – развивающий тренинг по формированию                    

духовно-нравственных представлений у дошкольников

старшего возраста «Дружная 7 я».

Подготовила: педагог-психолог

МБДОУ №14 «Солнышко»

Сайкина Н.В.

г. Ковдор

2023 г.

Детско-родительские отношения

Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности. Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. К сожалению, родители не всегда понимают, что проблемы их ребенка напрямую связаны с ситуацией в семье, им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Предложенный вариант тренинга для родителей и детей, направлен на поиск совместных решений, сближения двух миров – столь близких, взаимозависимых, но не всегда мирно сосуществующих.

Совместное времяпрепровождение родителей с детьми дают возможность достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия: в игровых ситуациях, при совместном рисовании, игре, при обсуждении выполнения заданий.

Целью данного тренинга является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.

При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:

1. Обучение и развитие навыкам эффективного общения между родителем и ребенком, формирование толерантности. А также сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.

2. Обучение детей умению общаться с родителями, в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.

3. Повышение самооценки детей и родительской компетентности.

4. Обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.

5. Создание благоприятной, эмоционально положительной среды для участников занятия.

6. Развитие рефлексии.

Участники: дети старшего дошкольного возраста и их родители. Обязательное условие – участие одного из родителей.

Коррекционно-развивающий тренинг будет проходить по 4 станциям:

1 станция – «Знакомство»

2 станция – «Мы – одно целое!»

3 станция – «Арт – терапия»

4 станция – «Завершающая»

Условия реализации и подготовки коррекционно-развивающего тренинга:

1. Станции участники проходят все вместе.

2. По окончании работы на 1 и 2 станции психолог выдает  часть пазла детям и  родителям, так как общее задание состоит в том, что в конце участники должны сложить общую картину.

3. Необходимо для работы пригласить 5 семейных пар, то есть в общей сложности 10 участников (ребенок и родитель).

4. Раздать семейной команде приглашение. В котором указаны: фамилия, дата, время, место проведения и название занятия, а также прописаны обязательные условия участия: (обязательное участие родителя с ребенком). Домашняя подготовка - задание семейной команде - визитная карточка семьи (представление своей семьи) 1-2 минуты; взять с собой хорошее настроение.

5. По завершении  выдать каждой семейной команде диплом об активном участии в коррекционно-развивающем тренинге «Дружная 7я».

6. Завершающий ритуал игры – прощание.

Материалы и оборудование

Цветные карандаши, фломастеры; запись релаксационной музыки, заготовки пазла, заготовки цветов, предметы для упражнения «близнецы».

Планируемый результат

Участвуя в совместной работе, родители и дети учатся конструктивному взаимодействию, актуализируют эмоциональную связь. Родители имеют возможность поднять самооценку своему ребенку; сказать то, что в повседневной жизни не всегда удается; посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации. У родителей есть возможность увидеть модели взаимодействия в других семьях.

Ход коррекционно-развивающего тренинга:

Место проведения: музыкальный зал.

Вступительное слово психолога.

Перед началом работы имеет смысл познакомить участников с целью коррекционно-развивающего тренинга, его задачами, прояснить организационные моменты, обсудить правила работы.

Приветствие.

Психолог: «Здравствуйте. Я рада видеть вас в этом зале. Сегодня я хочу Вам предложить совершить небольшое путешествие. Но для начала нам нужно познакомиться. Меня зовут Надежда Викторовна, я педагог-психолог в нашем детском саду. А теперь прошу вас представить свои семейные команды.

1 СТАНЦИЯ – «Знакомство»

Цель: Знакомство участников друг с другом, повышение групповой сплоченности. Сотрудничество родителя и ребенка.

1. Упражнение «История нашей семьи»

Инструкция: Родители и дети должны рассказать все, что посчитают нужным, о своей семье (визитная карточка- 1-2 минуты).

2. Упражнение «Потеряшки»

Психолог: Представляете, злой волшебник решил разлучить детей и их мам и завязал им глаза. Как теперь детям найти своих мам? (ответы детей). Правильно! По голосу. Инструкция: участники делятся на две команды: дети и родители. Встают на против друг друга. Родители отворачиваются, а дети нет. Задача детей, после того как подойдет психолог и дотронется до плеч ребенка, сказать мама (папа). Задача родителей по голосу узнать своего ребенка и повернуться. Семейные пары воссоединяются. После того как все нашли друг друга, задание тоже самое, только теперь дети отворачиваются и узнают своих родителей.

3. Упражнение «Молекулы»

Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.

После игры дети и родители занимают свои места. Вручение пазлов.

2 СТАНЦИЯ – «Мы – одно целое!»

Упражнение «Близнецы»

Цель: умение действовать сообща, развитие общей координации движений и согласованности действий.

Инструкция: Перед вами на столе лежат: рубашка с расстегнутыми пуговицами; бутылка с завинчивающейся крышкой; лента, свернутая в рулон; ножницы и цветной картон для изготовления открытки, коробка, различные предметы. Вам нужно объединиться в пары (ребенок и родитель). Пара «близнецов» берется за руки (можно связать ленточкой) так, чтобы у каждого была свободной только одна рука: у одного - левая, у другого - правая. Пары подходят к столу с предметами и по моей команде своими свободными руками выполняют следующие команды: - застегнуть рубашку; - закрутить на бутылке крышку; - вырезать открытку; - составить предметы в коробку.

Обсуждение результатов.

3 СТАНЦИЯ – «Арт – терапия»

Психолог: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу. У вас у всех хорошее настроение? (ответы детей и родителей хором). Здорово!

1. Упражнение «Мой внутренний мир - цветок»

А сейчас мы отправимся в путешествие в страну своего «Я». Представьте, что все люди стали цветами – мамы у нас прекрасные розы, а дети веселые ромашки (если есть папы, то они строгие георгины). Возьмите себе по своему цветку (раздаются заготовки цветов). Видите, они у нас не цветные и скучные. Давайте в них вдохнем жизнь и раскрасим в те цвета, какие вам нравятся! (разукрашивают фломастерами и карандашами 5-7 мин). Но ведь у нас - цветов еще и есть свой богатый внутренний мир, у каждого свой характер и свои качества. Кто - то хочет рассказать о себе и своем цветке? (дети и родители рассказывают по желанию).

А сейчас давайте посадим цветы на поляну. Молодцы! Красивая получилась полянка? (ответ) Посмотрите, какие мы все разные, но у всех у нас много общего: мы добрые, мы смелые, мы красивые…и т. д. По одному – мы просто цветы, а вместе – мы целый волшебный букет! Так и в семье – если в ней присутствует доверие, взаимопомощь и взаимовыручка – семья становиться единым целым, как букет цветов!

2. Упражнение «Обнимашки»

Милые родители и дети обнимите друг друга и запомните это приятное ощущение! Молодцы! Я хочу, чтобы эта частичка любви была в ваших сердцах всегда! Большое вам спасибо, отправляемся на следующую станцию!

4 СТАНЦИЯ – «Завершающая»

Общая командная работа «Собери картинку – пазл».

Инструкция: все участники должны объединиться и собрать из частей пазла общую картинку.

Подведение итогов. Вручение дипломов участникам коррекционно-развивающего тренинга «Дружная 7я» направленного на формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего возраста.

Ритуал прощания, рефлексия – упражнение «СВЕЧА»

Инструкция: участники садятся в круг и передают друг другу свечу и говорят «спасибо».

Список литературы.

1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Изд. «Речь» Санкт-Петербург 2000г.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком как?

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?

4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

5. Эйдемиллер Э. Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.

6. Павлов И. В. Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. СПб. : Речь, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...